14. Для эрудитов

Евгений Говсиевич
14. ДЛЯ ЭРУДИТОВ

1. Семь римских царей, правивших до установления в Риме республиканского строя: Ромул - основатель города (754 г. до н. э..), Нума  Помпилий, Тулл  Гостилий, Анк Марций, Тарквиний Древний, Сервий Туллий и Тарквиний Гордый.

2. Римляне считали, что в месяце три главных числа: КАЛЕНДЫ – первое; НОНЫ – пятое или седьмое и ИДЫ – тринадцатое или пятнадцатое. Остальные числа обозначались путём отсчёта от этих дней.

3. Выражение «в греческие календы» означало - никогда. Календы – первый день месяца в римском календаре, когда производились долговые платежи; в греческом же языке -  понятие календы не употреблялось.

4. Основные политические группировки Древнего Рима,  образовавшиеся в I в. до н. э. (в эпоху Гракхов) – оптиматы (выражали интересы сенатской знати)  и популяры (выражали интересы сельского и городского плебса – возглавляли Гай Марий, Юлий Цезарь).

5. До Августа имя «отца отечества» носили Цицерон (после заговора Катилины) и Цезарь (после битвы при Мунде): оно считалось высшим почётом, и даже императоры не все принимали его вплоть до Флавиев.

6. Нерон был последним императором, носившим имя Цезаря по своему родству с Цезарем и Августом: после него он стал только титулом. Историк  Дион писал: «Будет матереубийца последним в энеевом роде».

7. Порядок престолонаследия при Юлиях-Клавдиях был чрезвычайно причудлив: власть переходила, в лучшем случае, от родственника к родственнику, но никогда от отца к сыну или от брата к брату – у Флавиев ровно наоборот.

8. «Малый триумф» назывался «овацией», при котором полководец вступал в город не на колеснице, а пешком или верхом, и приносил в жертву не быка, а овцу (отсюда – овация).

9. Пир во времена одного из  триумфов Юлия Цезаря (по Плутарху) был  устроен на 22 тыс.  столах; вино впервые подавалось 4 видов; дорогих рыб мурен было подано 6 тыс. Обед в 6 перемен считался скромным, устраивали пиры с 22 переменами.

10. Во времена Нерона пользовались вниманием обжоры. Один из них «однажды съел целого кабана, сто хлебов, барана и поросёнка и выпил, вставив себе воронку, больше кадки».

11. Весталки выбирались в возрасте от 6 до 10 лет, служили богине Весте, соблюдали обет девственности в течение 30 лет, и после этого  уже редко выходили замуж. Наказания весталок состояло в том, что преступницу заживо погребали в подземелье с ничтожным запасом пищи: таким образом, номинально это не считалось смертной казнью.

12. У персов детей до 5 лет не показывали отцу. Это делалось для того, чтобы в случае смерти ребёнка в младенческом возрасте,  не доставлять отцу огорчения.

13. Описание обеда, на котором присутствовал Эразм:
Первая перемена – закуски: солёная дичь с репой, оливки в рассоле, устрицы, салат из хмеля с грибами, салат из спаржи, миноги в вине, паштет из голубей, свиные ножки с топлёным салом, поджаренные в масле, капуста с костным мозгом.               

Вторая перемена – суп, густая похлёбка с крупными кусками мяса, с овощами и ароматными травами (по субботам варили не менее трёх супов).               

Третья перемена – мясо: жареная козлятина, свинина с горохом, бараньи лопатки с чесночным соусом, свинина с виноградным соком, телятина, шпигованная луком и чесноком и присыпанную имбирём, телячья грудинка, свиные котлеты с луковым соусом, каплуны, изжаренные в собственном соку (всего до 20 наименований), огромное количество различных соусов.               

Десерт – фрукты, сладости, сыры.

14.1 Французский философ Дамирон писал: «Нельзя составить представление о философах без изучения всей их жизни, их воспитания, их занятий, всех обстоятельств, которые сформировали их взгляды; прежде чем постигнуть мысль философа, нужно проникнуть в его психологию, в его внутренний мир».

14.2 "Личная жизнь сочинителя есть драгоценный комментарий к его сочинениям». У всех великих авторов было именно так, и Борис Пастернак не стал исключением. Ведь практически в каждом его произведении, будь то в стихах или в прозе, отражается образ женщины-музы, которая была с ним рядом..."

15. Сент-Бёв писал: «Для совершенного образования необходимы две дисциплины: знание принципов идеологии и математики. Если математические принципы изучать в отрыве от идеологии, то невольно воспримешь манеру рассуждать слишком геометрически; изучение же идеологии без вычисления весьма её обеднит».

16. Мейнстрим моего мимезиса заключается в элиминировании априорных суждений. При этом обоснованные и достоверные королларии  могли быть подготовлены только после обобщения всех смолий ("Главное направление моего исследования заключается в исключении из текста предварительных суждений. При этом обоснованные достоверные выводы могли быть подготовлены только после обобщений всех замечаний, сделанных на полях текста").

17. Евреям на протяжении многих веков разрешалось заниматься только коммерцией, юриспруденцией и медициной.

18. Логическая схема гипотетически-дедуктивного  метода такова «Если истинно А, то истинно и В». Но если известно только, что истинно В, то мы не можем быть уверены в истинности  А, т. к. оно может оказаться ложным (из Гоббса).

19. Для полного удовлетворения своих эстетических потребностей человек нуждается в искусстве, он:               
•смотрит картины;
•читает художественную литературу;
•посещает театр и концертные залы.

20. Документы, именующиеся первоисточниками, заслуживают доверия в том случае, если они удовлетворяют следующим условиям:               
•если они исходят от непосредственных участников или даже просто свидетелей событий, в них описываемых;               
•если у авторов не было выгоды или необходимости сообщать ложные сведения;
•если имеется гарантия, что первоисточник дошёл до нас в неповрежденном и измененном виде.

21. Руссо делит возрастные этапы ребёнка на 4 этапа:               
1 – от рождения до 2 лет;
2 – детский возраст – от 2 до 12 лет;
3 – отроческий возраст – от 12 до 15 лет;
4 – юношеский возраст – от 15 до 18 лет.

22.  И Кант, и Гете, и Шопенгауэр, и Вагнер создали гениальные творения. Ницше воссоздал новую породу гения, которую не видывала еще европейская цивилизация. Вот почему своей личностью он открывает новую эру.

Анализируя произведения Ницше, мы усматриваем в них все черты гения старого типа: но сквозь эти черты, как сквозь маску, в нем просвечивает и еще что-то, неведомое европейцам. Это «что-то» и есть загадка, которую он предлагает передовым фалангам европейской культуры. И над нашей культурой образ его растет, как образ крылатого Сфинкса. Смерть или воскресение: вот пароль Ницше. Его нельзя миновать: он — это мы в будущем, еще не осознавшие себя.  Вот что такое Ницше.               
До Ницше непереступаемая бездна отделяла древнеарийских титанов от новоарийской культуры. Между гениальнейшим лирическим вздохом Гете (этого самого великого лирика) и раскатом грома какого-нибудь Шанкары и Патанджали — какая пропасть!

После Ницше этой пропасти уже нет. «Заратустра» — законный преемник гетевской лирики; но и преемник «Веданты» он тоже. Ницше в германской культуре воскресил все, что еще живо для нас в Востоке: смешно теперь соединять Восток с Западом, когда сама личность Ницше воплотила это соединение.

23. Образчик стоической молитвы: «Другие молятся о сохранении жизни своих детей, ты молись: Господи, сделай так, чтобы мне было все равно – умрет ли мой ребенок или нет».               
24. Идея «золотого миллиарда».       
Сравнительно недавно на Западе появилась бредовая идея «золотого миллиарда», который должен в будущем существовать в биосфере. Но тогда возникает вопрос: какие люди войдут в это число? Если в среднем такие, как в Китае или в Индии, то на Земле вполне могут сосуществовать и 10 и 20 миллиардов – природных ресурсов для них хватит.   

Но если представить себе этот «золотой миллиард», состоящим из богатых (и не очень) обывателей-буржуа типа обеспеченного американца, то они – об этом говорят подсчёты – быстро осквернят биосферу, перегрызутся за оставшиеся богатства, выродятся и вымрут.  Ведь средний американец тратит природных ресурсов и производит отходов примерно в тысячу раз больше, чем индиец!!               
Современный человек Запада озабочен главной проблемой: как сделать свою жизнь комфортной, счастливой (словно материальные ценности способны удовлетворить духовные потребности). Однако со времён Будды для людей не лишённых здравого смысла и мудрости, стало ясно; надо быть достойным счастья, вот к чему следует стремиться. Эту мысль позже повторил Кант, но, к сожалению, она так и не вошла в массовое сознание.   

Страны Конфуция и Будды – не слишком крупные по своим размерам – имеют максимальное число жителей (более трети всего населения Земли). Не означает ли это, что именно они живут в наибольшем согласии с высшими законами?

ДОМАШНЕЕ ФОТО