Землячество 21 глава

Роза Левит
 
 

             Роза Ялова-Левит
         
           Mонография   
      
O крае, где я родилась.

         Всем землякам посвящается.               



Роза Ялова- Левит родилaсь.  в 1946 году в городе Ошмяны, Западная Белорусь,  в пятидесяти километрах  от Вильнюса.
 
Окончила Витебский медицинский институт, фармацевтический  факультет.
 С 1980 года живет в Канаде.


Первый год в Канаде работала в области научных исследований в химико-технологического факультета Университета Ватерло.
Заведовала микробиологической лаборатории в пищевой промышленности в Торонто.
Открыла дизайн-студию.
Бизнес быстро разросся  и создал много рабочих мест в Канаде.

Начала писать с  12 лет.
Публикуется  на русском  литературном сайде  ПРОЗА ру.
 
Работы были признаны, переведены и опубликованы в польских и белорусских журналах и использованы в качестве исторических ссылок края.
 
Hоминирована  в союз  русских писателей.

Другой интерес фотография, живопись,квилтинг.
Работы экспонировались на выставках Канады.

Постоянно принимает участие  в общественной жизни и благотворительных мероприятиях.

Замужем, имеет двух дочерей и  Слава  Богу шесть внуков. 

В настоящее время  живёт в Торонто, Канада и Майами, штат Флорида.


                МОИ КОРНИ НА ОШМЯНЩИНЕ ГЛУБОКИ.

                ЗДЕСЬ ЖИЛИ ЕЩЁ  МОИ ПРАДЕДЫ. 

История семьи Блехер  начинается  с моего прадеда Сани Крамера.
 Юношей он был взят служить в царскую армию на двадцать пять лет.
Не захотел молодой Саня провести лучшие годы своей жизни в армии,сбежал и сменил фамилию и родные места и поселился в Ошмянах, Западной Белоруссии, в то время Польша.
С этого времени и началась история моей семьи на Ошмянщине.
 С него и начинается история семьи Блехер в  Ошмянах. 
В книге памяти  Ошмян есть запись 1884 года, где упомянут Саня Блехер, как один из заводовладельцев города Ашмяна.
“ Бляшаны завод Сани Блеxера”


Моя бабушка Хава, девичья фамилия Рогозина,  родом из Молодечно. 
 Она имела магазин керамической  посуды. 
 

Мой дом всё ещё стоит в центре города на площади 17-го Сентября.
И хотя сейчас там живут другие люди, другие семьи, мне хочется думать, что стены его помнят  своих первых владельцев,хранят свет шабатних огней когда-то святящихся в нём,звук наковальни жестянщика Сани и его сына,моего деда. Нохема.
Помнят  перезвон глиняных  горшков магазина моей бабушки Хавы.

Так уж получилось что я его наследница.
 А наследство своё положено хранить и беречь.
Вот и написав о нём,о людях которые жили в нём мне кажется, что в какой- то мере я и выполнила свой дочерний долг.
 Я как будто опять побывала в нём.
Погрелось у огня его печи,напилась  ключевой воды из колодца рядом с домом,услышала щебет птиц его двора.
Часто,думая о нём,глядя в небо я вижу его очертания
Мне кажется что я его никогда не покинула его.
Он следует за мной где бы я не находилась.
 
Бабушка со стороны матери Рaхель Лапидус имела постоялый двор,корчму. 
Корчма сгорела во время войны. 
Яшчэ адна з самых вядомых  корчм горада была так званная "напалеонаўская", якая знаходзілася на месцы срыжавання сучасных вуліц Савецкай (раней Жупранская, Пілсудскага) і Піянерскай (Янкоўскага).
У архітэктурным плане яна вельмі падобна на "Віленскую".
Па адной з легенд, у гэтай карчме ненадоўга спыняўся Напалеон падчас адступлення яго войск, таму яе часам і называюць"напалеонаўская".
 
Сегодня  здесь стоит памятник  партизанам.


У 1967 г. на месцы карчмы паставілі помнік барацьбітам за савецкую ўладу (на ўшанаванне памяці 40 чалавек, якія загінулі 1939-47 гг.) - скульптурная кампазіцыя: воін і партызанка

Война забрала у меня большую семью, моих дедов и бабушек,шестеро молодых парней, братьев моих отца и матери.


Историю семьи я узнала уже в зрелом возрасте, совсем в другом уголке земли, от отца,которого после многих лет я нашла.

По милости Господа,древо жизни семьи Блехер- Лапидус разрослось.

В начале 1980-х гг. в Ошмянах проживало около 100 евреев, но большинство из них покинули Ошмяны с последней волной эмиграции из Советского Союза и переселились в Израиль.

В настоящее время в городе  живёт несколько еврейских семей.
Чудом сохранившееся во время войны Тора находится в Ошмянах.

Время идет, одно поколение сменяет другое.
И по другому сегодня  пишется  история ошмянских евреев.
Дети  лавочников, ремеслеников прошлого столетия  стали учёными, врачами,адвокатами и инженерами,бизнесменами.,композиторами и  журналистами.
Они живут в разных городах Америки,Канады,Израиля.
Изредка они  навещают город,где когда-то  жили их предки.
Посетят  синагогу, кладбище, места захоронения жерв второй мировой войны, пройдутся по улицам города.

Бывшее еврейское местечко Ошмяны сегодня живёт  в другом пространстве, в другом измерении.
У меня оно живёт и вибрирует в моём сердце.


От автора


 С детства я всегда тянулась к состояние гармонии и наполненности.

С возрастом появилась потребность души – от обычного мирского знания постичь то, что выходит далеко за пределы обыденной действительности. 
 Мне нужна была вдохновенная неудовлетворённость.
Она заставляла искать и находить,и снова  искать 
 Сегодня я понимаю - это был поиск себя в мире.
 И вот здесь на помощь мне пришло творчество.
Я стала писать и то о чём я писала, проливало свет на многие  вещи,которые происходили и происходят в моей жизни

Писательство  требует эмоционального труда,времени, дисциплины и моём случае ещё и упрямства, не растрачивать себя на  не нужные соблазны.
 
Я научилась самиздатом публиковать книги, сама создаю  обложки к ним.
 Когда получила первые книги, то хорошее  чувство удовлетворённости от не напрасно затраченного времени и труда придало мнe много сил и энергии.

Pабота над книгой  "Землячество"  уже походила к концу.
Я  видела  результаты своей работы и по праву получала положительные эмоции.
Несколько  событий произошли во время моего редактирования книги.
Мне исполнилось семьдесят лет.
 Эту дату надо  отметить решили в семье.
Я подготовила фильм " Моя Жизнь"
  И как подарок гостям заказала свои книги. 
 За неделю до моего юбилея я получила письмо от редактора журнала"Мишпоха" о публикации моего рассказа.
А из Ошмян пришла весть о спектакле  “Зандажы і міражы Ашмян”: гісторыя горада ва ўспамінах яго жыхароў.

“ ў сацыяльных сетках атрымалася адшукаць сапраўдны скарб: успаміны ўраджэнкі Ашмян Розы Ялавай (Левіт) пра родныя мясціны, сваё дзяцінства і сям’ю, якія, нібы пацеркі, нанізваліся на нітку сюжэта.”

Я с волнением смотрела видео запись спектакля.

Когда была сцена о моём прадеде Сане, на основе рассказа "Ягоды чёрной смородины" то в глубине виднелся его дом на площади 17-Сентября.
Образ моей няни Зоси, бабушки Рохел, погившей в ошмянском гетто, сценки из быта моей семьи, рассказ мамы о хлебе и Бронеке, всё это сново  всколыхнулось  в  памяти и стало  уже достоянием не только моей семьи, но и частью истории города.
 
Значит я не напрасно писала, значит у меня есть свои читатели в родном мне городе.

Шчырыя прывітанні паляцелі Праз акіян у Канаду ды ўраджэнкі Ашмян Ружы Левіт (Ялавай  Пішуць у рэпартажы аб спекткле ў газеце «Ашмянскі веснік “
 Праект завяршыўся. Аднак у раённай газеце рубрыка “Ашмянскія замалёўкі. З запаснікаў памяці…” застаецца адкрытай.
Гісторыя нашага горада прадаўжаецца.

Выказанае ашмянцам Валерыем Пячкоўскім слушнае пажаданне прадаўжаць спектакль (“Мала. Хочацца другой серыі!”) мае магчымасць ажыццявіцца.

Нашы з вамі ўспаміны, маленькія гісторыі, перажытыя роднымі і блізкімі, штодзённыя нашы рэфлексіі – чым не новыя серыі грунтоўнага фільма-спектакля, сатканага жыццём!

 
Моему читателю

Книга это связующее звено между писателем и читателем.
Если с eё страниц происходит диалог между ними, то строки оживают, возвращается время, образы и события описанные в них.
 Для настоящего читателя книга - живое существо, с которым можно общаться и к которому можно обратиться в любую минуту.
Хороший читатель  умеет искать нужную ему книгу понимает и запоминает то, что прочитал.
Я до сих пор помню прочитанные в детстве книги.
 
 Настоящий читатель умеет использовать в жизни то, о чем прочел в книгах.
Читать и понимать необходимо, потому что выбранная литература даёт радость открытия, помогает пережить высокие чувства, делает нас умнее, добрее, лучше. Талантливым должен быть не только писатель, но и читатель.
   



Но не всякая книга заставляет читателя, даже самого талантливого,  работать - думать, чувствовать, догадываться, воображать.

Настоящий читатель любит  и ценит книгу  за те сведения,из которых  можно почерпнуть для себя.
Книга она как хороший друг  посетивший тебя
С ним не хочется расставаться и ты  продлеваешь общение с ним провожая его . 

Так происходит  и со мной когда я заканчиваю писать книгу. 
Мне не хочется с ней расставаться,расставаться с людьми  о которых я писала.
И время от времени я возвращаюсь к ним,перечитываю историю их жизни и герои становятся мне болеe понятны.
Понятны их действия,порывы,стремления в порой на совсем нелёгком жизненном пути.

Но пора закрыть последнею страницу книги и сказать до свидания.
И дай Господь нaм  новых встреч.