Долорес

Ольга Голубь
Придется издалека начать- понятнее будет.  А пришел в школу новый директор:      

 душка, красавчег  (именно! Так  сейчас в соцсетях пишут  ну,  или - красава), да еще пианист, да еще диссертацию пишет.Виданное ли дело. Противу прежнего- хоть к ране прикладывай. Предыдущий руководитель был не просто директор  и основатель ДМШ №3, а этакая гремучая смесь унтера Пришибеева, Троекурова и крестьянина-кулака. Высокий, плотный, хитрый, немногословный, школу в ежах держал. Не пропускал ни   академконцерты, ни концерты классов каждого преподавателя, ни репетиции  в зале. О каждом составлял свое тайное и незыблемое мнение, потому  мы его все побаивались. В самом деле- ведешь себе урок, бац, открывается дверь, и он на пороге, вот как Командор над Дон Гуаном стоит, и смотрит недоверчиво. Поневоле вспомнишь: «Как тяжело пожатье каменной десницы, о, донна Анна!»
А ну, дескать, как тут учебно-воспитательный процесс идет?! А!  Потом, если в духе, то улыбнется и дальше пойдет контролировать, и не только учебный процесс, а все процессы школы, особенно, если где преподаватели кирнуть собрались или в домино постучать.
 Но, по правде говоря, нормальный мужик, продукт своего времени.

  А это интеллигент, книги читает, на компьютере стучит свою диссертацию - что-то такое про личностное ориентирование ученика. Мы до сих пор не поняли что это за фрукт, да и не стремимся вникать – мало ли кто, что напишет. Он всяко лыко в строку, а нам что же читать 3 тома увесистых? Так это и глаза вывихнуть и мозг вынести.  Приближенные его что-то инновационное  внедряют, но мы, наверное, ретрограды, потому Нейгауз со своей Школой ф-ной игры или Баренбойм, или наши Егоров  или Липс нам как-то ближе. Ну хочет человек велосипед изобрести, ну и флаг ему. Про таких изобретателей Тэффи когда-то смешной рассказ написала. А вообще преприятный человек- не мешает работать. Однако его здоровый авантюризм иногда озадачивает. Всего не расскажешь, но вот случай из практики.

  Придумал он  фишку: провести Отчетный концерт школы с камерным оркестром. Есть у нас небольшой камерный оркестрик, не тот, который «Под управлением любви», а  «Гилэя». Очень славный. И чтобы играли не дети, а преподаватели. Вот так –Да! Многие преподы уж забыли, как пьеску за 4 класс на любимом инструменте изобразить, а тут с оркестром. Страшно. Однако, нашлись смельчаки. Скрипачи, вокалисты, 2 пианистки молоденькие, они еще в форме, флейтист. А баяна с аккордеоном не слыхать, некому.  На отделе почти все уже пенсионеры. Когда-то были и мы рысаками, да вот время наше вышло. А при прежнем директоре был ансамбль баянистов-аккордеонистов, которым руководил А.Ф.Прохоров, и мы нахально играли не только фантазии или народные песни и танцы, а валяли Эгмонта» Бетховена, Вальс Цветов со всеми заморочками Чайковского, увертюру  Дунаевского у кинофильму "Дети капитана Гранта"  и т.д. Репетировали каждую пятницу, и попробуй не приди. Играли на всех площадках города, а теперь одну пиесу с оркестром  сыграть некому.

 Ну, у меня тоже есть в характере здоровый авантюризм,  да и просто досада взяла. Мы что рыжие или уж совсем играть разучились. И я пошла к директору.
 -Знаете, говорю, Игорь Алекссевич, обидно за отдел. На конкурсах мы всех рвем, как Тузик грелку, а на концерте инструменты не прозвучат, будто и отдела нет. У меня в репертуаре штук 5 концертных пьес для аккордеона. Я могу с оркестром поиграть.
И он тут же весело откликнулся- Давайте.
Пришел послушал все, и решил почему-то, что лучше всего прозвучит пьеса Камиллери «Долорес». Из названия понятно- испанский характер, огонь, темперамент, блеск и всякое такое. «Испания, падэспань!» Играть-то я вызвалась, но сцены, редко играю, стала бояться, потому стала долбать  эту «Долорес» и днем, и утром, и вечером так, что близкие мои уже мне предлагали пойти поиграть где-нибудь вне дома, ну хоть в сарае, например.

 И надо же- судьба. Не было у меня своего хорошего концертного аккордеона, а купить такой инструмент непросто. Дело даже не в деньгах, просто нет и все. Никто не хочет их привозить: инструменты очень дорогие, а у людей денег на такую роскошь и близко нет. А тут подходит ко мне коллега и сразу номер телефона в руки- продают аккордеон-супито с ломаной декой, «Вельтмейстер», правда б/ушный, но в очень хорошем состоянии. Просят всего ничего -1000 долларов.  Инструмент уже в школе смотрели, все хвалят, но родители ученика, которому нужен инструмент для музыкального училища, купить не в состоянии. Если тебе нужен, посмотри.

Чтобы не вдаваться в ненужные подробности, сразу скажу- купили, правда сторговались  за 800, но продавец был доволен, а про меня и говорить нечего. Я полюбила его сразу и навсегда, и стала звать Чернушкой.  «А где моя любимая Чернушка», и дочка Маша сразу уходила в свою комнату, а собака ложилась в прихожей, слушать. Вот собака у меня была самая терпеливая и безотказная слушательница.

 Ну что же. Назначили репетицию с оркестром в филармонии. А филармония, нужно правду сказать, давно сгорела, и новую за 25 лет независимости как-то все не построили. Казино,  кафе, рестораны, бистро, маркеты и супермаркеты- не счесть, а до филармонии все  у городских властей руки и деньги не доходят. Потому оркестр репетирует в каком-то ужасающем подвале, в тесноте и духоте. Стоит в уголке дрын (старое, разбитое пианино), повидавшие виды пульты (подставки для нот), сами ноты сразу вызывают в памяти музыку Мясковского «Пожелтевшие страницы», и так убого, что не приведи Господи.

 Но настоящее искусство выживет везде. Играли же музыканты симфонию Шостаковича в полуразрушенной холодной филармонии Ленинграда, будем и мы преодолевать…Однако, спускаться с аккордеоном на плече по крутой и темной лесенке, прямо Петербург Достоевского, было страшно. Не за себя, за инструмент.

 Расписали репетиции, и я уже сидела рядом с репетиционным залом в коридорчике разыгрывалась, пьеса быстрая, все должно быть на концах пальцев. И тут дирижер, кстати, милейший и интеллигентнейший человек,мне говорит
-Я, и оркестр, мы трактуем эту пьесу несколько элегически, т.е. играйте максимально выразительно, как вы считаете, но не быстро.
-?!
Он, видимо увидел на моем лице недоумение, и пояснил.
-Я написал вместо вступительных аккордов милую мелодию, она задаст вам характер исполнения, и у нас не будет риска разойтись в тех частях, где у вас мелкие ноты и у  оркестрантов тоже самое только в терцию. Будет прекрасно звучать.
Он поднял палочку и услышала действительно ну, о-о-чень элегическое вступление. Нечто такое  лирично-осеннее , ностальгическое. И я сразу окрестила пьесу «Похороны Долорес»,  вот, как у Чайковского «Похороны куклы» из «Детского альбома». Репетиция прошла прекрасно, все спокойно, никакого напряга, мило и славно. Только  причем тут Испания и Камиллери? Вопрос?

 Я репетировала с оркестром 3-жды, и на общей репетиции спросила у коллег- не заунывно ли звучит, но поскольку почти все играли  произведения медленные, 2 части концертов, мелодии, арии и т.д., я и еще одна пианистка, которая играла «Полет шмеля», были, как 2 кости в горле. Все медленно и ты медленно, и все тип-топ, и классно звучит. И директора убедили. Вот подломака! Но  я-то знала, что  такие пьесы нужно играть чем быстрее, тем лучше. Ну так написано.

 Настал-таки день гнева, момент истины. Народу набилось – полный зал: родители, коллеги, просто любители-меломаны (их у нас много). Пошли номера один за другим. Все на сцене страдают, лирические переживания, ахи, вздохи, «Пусть я циркач, так что же?...», и я как раз после этой арии мистера Икса пошла на негнущихся ногах на сцену. Публика благожелательная, родители, подружка с цветами, до того уже хлопают. Начали. Боже ж мой,  а вступление звучит еще медленнее, чем на репетиции. И я тоже начала страдать, вместо того, чтобы играть блестящую,  темпераментную испанскую  пьесу. Кстати, технически она не особенно трудна, т.к. написана аккордеонистом. Вот еще непонятка- пишет пианист Рахманинов Этюд-картину или Прелюдию, например, или Шопен свои утонченные, как алмазным резцом выточенные опусы,  и все как-то удобно ложится под пальцы, а  если играть переложения пьес, написанных для другого инструмента- руки  можно сломать. Как это объяснить? Содержание, красота музыки от этого феноменального удобства не страдают совершенно. Много раз задавала себе этот вопрос. "Том!-Нет ответа". Такая вот потрясающая диалектика.
 Все таки во 2 разделе я решила темп все-таки чуть подвинуть, посмотрела на дирижера и увидела у него в глазах
«Халаднокровнее, Маня, вы не на работе!»,- мне стало смешно и  я даже как-то успокоилась внутренне. Догребли мы пьеску до финала, последний аккорд, аплодисменты. Долорес благополучно почила под финальным аккордом.

Публика , к моему удивлению, хлопала, кричала Браво! незаслуженное ни мной, ни оркестром, и дарила цветы.
А я после концерта сказала себе- больше никогда, ни за что,  на  уступки в ущерб музыке НЕ ПОЙДУ.
      
Кстати, я музыкантов и дирижера совсем не осуждаю- у них крошечные зарплаты и , чтобы вести сносное существование, оркестранты бегают по халтурам, дополнительным заработкам где ни попадя, потому  учить партии им некогда и не хочется. Аплодисментами сыт не будешь, и они все прекрасно понимают, что из этого подвала на большую сцену и на большие деньги им уже не выскочить, так нечего и париться. И дирижер тоже их понимает. Концерт проходной, нужно, чтобы все было ровно, без срывов, все-таки преподаватели играют перед родителями с детьми. И понятно, что они волнуются, и могут, не имея опыта навалять всякой лажи. Потом давление подскочит, руки отнимутся, ноги, глаз начнет дергаться. Лечи их потом.  То есть дирижер оказался мудрее и умнее меня, и свои претензии я могу унести с собой. И, прежде чем возмущаться, сначала подумать и оценить ситуацию.

  Искусство цветет при сильной власти и при достойном финансировании. Были бы в Италии такие произведения искусства, если бы не ПАПА или Лоренцо Великолепный? Да никогда. Просто мрамор бы никто для Микельанджело не привез. И были бы  Большой балет и Опера впереди планеты всей, если бы не колоссальные баблосы. А на Независимой Украине пока ничего в области искусства не предвидится. Так что-то где-то теплится, и то Слава Богу.
                Август 2016 Ольга Голубь.