О повести Франсуазы Саган

Оксана Студецкая
Оксана Студецкая

Размышления о повести Франсуазы Саган
    «Здравствуй, грусть»
   

   Сесиль жила в праздности. Семнадцатилетняя девушка – она абсолютно не знает что такое любовь. Она принимает за любовь первое удачно испытанное ней наслаждение. Однако, обладая проникновенностью в сущность человека, она сама того не подозревая, покушается на чувство любви – сущность которого, в потребности любить. Сесиль убивает в себе человека, который носит истинное чувство любви. В этом и заключается ее ошибка, ошибка в том, что она не знает, что скрывается под словом «любовь», видя в нем только какое-то абстрактное значение.
     Своей интригой, проведенной ради психологического опыта, Сесиль надеялась заставить Анну, женщину, которая любит того же Серрила настоящей любовью, покориться  ее взглядам  и понятиям на жизнь, на развлечения. И если бы Сесиль знала,  чем закончится такое оскорбление чужой чистой любви, она бы не провела эту интригу.  Анна кончает собой. Этим Сесиль наставила дуло пистолета на любовь, не зная, что любовь – это живое, истинно существующее духовное чувство. Она нацелилась на это чувство, тем и убила любовь, носителем которой была Анна, этим одновременно убив и ее.
     Но после этого урока Сесиль все же понимает, что Анна носила в себе настоящее чувство любви и была его представительницей, как единственно отличающаяся в этом мире разврата. Сесиль же полюбила наслаждение, которое дарил ей мужчина, более того, умеющий дарить. И она, принимая это наслаждение  и ощутив весь его вопиющий сарказм, который и был для нее первым познанием любви и казался прекрасным и опьяняющим. Влюбившись в физическое чувство эроса она решила, что полюбила человека, который преподнес ей этот эрос.
     Однако Сесиль все же спасается от этого ложного чувства, наконец поняв, после смерти Анны, что не любит Серрила, который вдруг со смертью Анны стал для нее свободным. В будущем она разберется в себе  и наделит себя такой же любовью, теми же качествами, которыми обладала Анна.  Она смело признается себе, но только себе,  не внушая и не доказывая никому, что гибель Анны не случайность, а самоубийство. Этим она все же не до конца осуждает свою совесть. Однако же, осудив себя, хотя бы для себя, она признается себе и в том, что непосредственной убийцей Анны и ее любви, стала она.
     Этим автор раскрывает перед читателем более широкое понятие происшедшего: истинная любовь убита тем аморфным растлением человеческих душ, которые живут только плотской потребностью, меняют объекты ее и наслаждаются ней, как новой одеждой. От этого физические потребности так не постоянны, они, чтобы жизнеутверждаться, требуют постоянной перемены объектов.
     И первая любовь Сесиль никогда не может называться любовью истинной. Это любовь познания, любовь первого испытания физической, но не духовной радости. В какой-то степени и духовной, но духовная радость здесь подводит, она обманывает, потому что она родилась не из чувств любви к человеку, а из чувства любви к познанию наслаждения.
     Любовь часто трагична и в наше время , и в нашей стране, ибо ей должно всегда пребывать в человеке, независимо в каком общественном строе  он  живет, и который также имеет на его любовь свое непосредственное влияние. Но любовь, не  задумываясь,  творит себя и лишь, потом наталкивается на предрассудки  общества и времени, в котором она родилась.
     Долгое время меня мучил этот вопрос, и я долго искала форму написания об этом повести или романа, но так и не осуществила. От задуманного осталась только фабула (план-содержание), т.е. те идеи и краткое содержание , которое я хотела осуществить в художественном произведении, но так и не сделала этого. Но не осуществила не только в силу одного не умения, а и в силу не возможности отдаться этому творению сполна – жизненные заботы и невзгоды превозмогли эту потребность.
1975г.