Марийка и Рыжий. Путешествие на восток. Жамиль 2

Хелена Лосе
     Жамиль.

     Рыжий потер глаза, потянулся, в раскрытое окно пролез сырой туман. Кот поежился под одеялом, заткнул уши, чтобы не слышать утренний щебет птиц и вдруг вспомнил – фокусы!
     - Я не могу проспать! - Рыжий схватил будильник, стрелки показывали пять утра. - Рановато, конечно, но ничего…
И Рыжий стал собираться в цирк. Сварил кофе, перемешал со сливками, заглянул в комнату Марийки.
     - Спит. Пусть спит. Вдруг фокусник мне откажет и не возьмет в ученики, тогда и рассказывать ничего не стану.
    И Рыжий вышел на улицу, неслышно прикрыв за собой дверь.
    К цирку Рыжий бежал вприпрыжку, позвякивая монетами в кармане. Но увидев полосатый купол, замедлил шаг - для солидности. Чем ближе Рыжий подходил к цирку, тем медленнее становились его шаги. Кот взглянул на часы - пять утра и тридцать минут. Рановато для того, чтобы идти проситься в ученики. Рыжий решил скоротать время, гуляя вокруг цирка. Сделав первый круг, он заметил в стороне одиноко стоящего верблюда. Идя второй круг, Рыжий приблизился к верблюду, с любопытством рассматривая его, но не решаясь подойти. Верблюд стоял, не двигаясь и, задрав голову в небо, громко вздыхал. Делая третий круг, Рыжий не выдержал и подошел к белоснежному Жамилю вплотную, чтобы спросить, проснулся ли многоуважаемый фокусник Азам. Но увидев как из глаз Жамиля текут крупные слезы, удивился:
     - Почему ты рыдаешь?
Верблюд вздрогнул от неожиданности, увидел кота, успокоился и, тяжело выдохнув, ответил:
     - Тоска по родине сжимает мое сердце, пустыня - свет очей меня влечет. Там рай верблюда - солнце и песок... Я скучаю по своей родине, кот.
     - Но ведь ты звезда цирка! Как можешь грустить? - удивился Рыжий, рассматривая попону расшитую золотыми нитками.
     - О-о, кот! Ты не знаешь моей истории, ты не видел прекрасной пустыни и барханов. Сердце Жамиля рыдает каждую ночь.
     - Если тебе не нравится выступать в цирке, уезжай обратно на родину, - Рыжий не удержался и потрогал красную кисточку на попоне.
     - Не могу, - и глаз верблюда покатились слезы.
     - Я шел к фокуснику Азаму, чтобы записаться в ученики. Очень хочу выучиться фокусам, - пояснил Рыжий.
     - Кличет глупец сам зло на голову свою, - Жамиль опустился на колени, чтобы лучше рассмотреть кота.
     - Да ты по-человечески можешь сказать? А не восточными загадками? - возмутился кот.
     - Это злой человек. Он заманил меня сюда обманом. Мой тебе совет - не ходи к Азаму. Не связывайся с ним.
     - А как же фокусы... - загрустил Рыжий.
     - Он хитростью и обманом заманил меня на корабль и привез сюда, чтобы публика, дивясь мне, охотнее шла к нему на представления.
     - Сбеги от него! - встрепенулся Рыжий.
     - Не могу. Одному мне это не под силу. У него есть одна вещь, которая очень много значит для меня, - Жамиль с опаской посмотрел назад. - Азам скоро проснется и будет очень недоволен, если увидит, что я разговариваю с тобой.
     - Если я помогу тебе сбежать? Ты решишься на это? - в глазах Рыжего засветились зеленые искры. Он поднялся на задние лапы и шепнул верблюду в самое ухо. - Только скажи, что ты должен забрать у Азама?
     - Это большой старинный сундук с железной оковкой, - Жамиль скептически посмотрел на Рыжего. - Но ты всего лишь маленький кот. Тебе не справиться с сундуком.
     - Может я и «всего лишь маленький кот», но в голове у меня ворох гениальных идей! - Рыжий облокотился о верблюда и погладил золотую попону. - Красивая...
     - Ты не видел какие попоны меня украшали раньше. Драгоценные камни и золото сияли на моей спине, не чета этой дешевке. У принца Саада жил в шелках я, вышитых атласах, ел виноград отборный и пил нектар. Лежал в саду среди жасмина, прекрасных роз и апельсинов.
     - Расскажи мне, кто тебя украшал? Откуда ты? И как оказался здесь? - Рыжего все больше интересовала история Жамиля.
     - Сейчас не время и не место. Скоро Азам проснется, а моя история длинная. Уходи, кот, если фокусник увидит меня с тобой, то снова изобьет кнутом.
     - Он тебя бьет?! - подпрыгнул Рыжий. - Я обязательно помогу тебе сбежать, только дай мне время подумать.
     - На все воля небес... - понуро произнес верблюд и поднялся с колен.
Рыжий убежал в город, заглянул в трактир, заказал кружку сметаны и сел в углу, чтобы спокойно подумать.
     - О чем задумался? - добродушно поинтересовался трактирщик.
     - Откуда цирк приехал не знаешь?
     - Знаю, вся труппа акробатов у меня обедает. А дрессировщики заказывают котлеты для тигров. Из их разговоров я понял, что приплыли они на корабле из страны, где очень жарко, растут пальмы и финики.
     - А как часто туда отправляются корабли?
     - Два раза в неделю. Сегодня отплывает корабль, но цирк пробудет в городе еще три дня и уедет в четверг.
     - Ох, как ты меня выручил! - обрадовался Рыжий. - Спасибо за ценную информацию.
     Рыжий бросил сметану и побежал на причал.
     На причале под истошный крик чаек сновали матросы, грузчики, женщины с детьми. Кто-то ругался, волновался, кто-то прощался, застыв в молчаливых объятиях. Рыжий пробрался к кассам:
     - Я могу отправить груз кораблем?
     - Можете. За отдельную плату.
     - У меня очень большой груз.
     - Это будет стоить вам дороже.
     - А как мне доставить его на причал?
     - Обратитесь в транспортную службу. Могу дать номер телефона.
     - Ой, спасибо! - от удовольствия Рыжий подпрыгнул на месте. - Как все удачно складывается!
     - Что вы сказали?
     - Ничего особенного, - Рыжий побежал обратно в трактир доедать сметану.
     Кот сидел за столом, облизывал ложку и думал, подперев лапой усатую морду.
«Если фокусник Азам такой злой и не спускает глаз с Жамиля, как же верблюду уйти незамеченным? Я отвлеку его!» - осенило Рыжего, и он хитро улыбнулся. Доев сметану и основательно вылизав кружку, кот спокойно направился в цирк.
Жамиль что-то задумчиво жевал, испуская временами тяжелые вздохи, когда из-под бархатной завесы показалась рыжая лапа. Жамиль испуганно вздрогнул:
     - Кто здесь?
     - Это я - Рыжий.
     - Это ты, кот? Тебя не должны здесь видеть.
     - Ерунда. Я пробрался незамеченным, отвесил пару комплиментов болонкам и они промолчали. Жамиль, ты можешь сегодня сбежать к себе на родину, я все устроил.
     - Не могу покинуть цирк без сундука.
     - И сундук заберем, - шептал Рыжий из-под занавеса.
     - Как?
     - Положись на меня! - Рыжий спрятался, услышав тяжелые шаги.
     - С кем ты там разговариваешь, ленивое животное?! - раздался недовольный скрипучий голос фокусника Азама. - Готовься к вечернему представлению - улыбайся! Никто не должен видеть тебя грустным! Ведь ты верблюд, приносящий удачу!
     - Азам, тоска сжимает мне сердце... - начал было Жамиль.
     - К черту эти глупости! Тоска такая же ненужная вещь, как и смех! Не смей говорить об этом! - и разгневанный Азам вышел вон.
Рыжий выглянул из-под занавеса:
     - И к этому человеку я хотел просится в ученики...
     - Небо послало суровые испытания Жамилю... - Верблюд вытянул шею и собрался вновь заплакать.
     - Стоп, стоп, стоп! Не смей рыдать! Сегодня все устроится. Где Азам держит свой сундук?
     - Всегда в своих покоях.
     - Ты сможешь притащить его в то место, которое я тебе укажу? Действовать надо немедленно, иначе не успеем, - Рыжий потрепал верблюда по длинной шее. - Все будет хорошо, главное, слушай меня!
И кот, долго не раздумывая, помчался догонять фокусника.
     Азам вышел на арену, осмотрел недовольно болонок, которые при виде фокусника забились в угол, забыв о репетиции. Клоуны скрылись за кулисы, акробаты притихли.
     - Все не так! Все не то! - Азам разрезал хлыстом воздух. – Работайте, негодяи! Работайте!
Болонки завизжали и спрятались за спину дрессировщика. На арене воцарилась тишина. Репетиция остановилась, все замерли. Неожиданно раздался звонкий бесстрашный голос:
     - О-о, неужели мои глаза мне не врут?! Передо мной известнейший, знаменитый, гениальный, несравненный фокусник Азам? – Рыжий, сложив лапки на груди, семенящей походкой подобострастно подошел к Азаму.
     - Кот? - презрительно скривил губы фокусник.
     - Да, я всего лишь кот, но увидев ваш талант и мастерство, меня посетило дерзкое желание... Не откажите мне, любезнейший! Научите меня фокусам!
     - Глупости. Я не держу учеников, - отрезал Азам и отвернулся от Рыжего.
Рыжий не унимался:
     - Соизвольте взглянуть на меня, уважаемый. Я не просто кот, у меня имеются деньги. Недавно я выиграл миллион, любой в нашем городе подтвердит это. Ваши уроки будут достойно оплачены.
     - Правда? - Азам повернулся к Рыжему.
Рыжий, мило улыбаясь, часто-часто закивал головой:
     - Я заплачу столько, сколько вы попросите.
     - Но наш цирк уезжает через несколько дней, учеников с собой я не беру.
     - Хотя бы несколько уроков получить у несравненного Азама станет для меня честью, - кот пригнулся и прижал ушки.
     - Я согласен дать тебе пару уроков, - Азам покрутил хлыст в руке. - Но деньги отдашь вперед.
     - Конечно, иначе и быть не может, - Рыжий пригнулся еще ниже и посмотрел на увесистые часы на руке Азама. - А сейчас мне пора бежать!
     - Как бежать? Мы можем начать прямо сейчас, - Азам вытащил пухлый кошелек, чтобы положить туда плату за уроки.
     - Не в этот раз! - Рыжий выпрямился и галопом бросился к выходу. - Именно сейчас у меня появилось неотложное дело!
     - Странный какой-то кот... - недовольно процедил Азам и спрятал кошелек обратно в карман. - Очень странный...
Рыжий опрометью кинулся к черному выходу:
     - Полезай в ящик! Быстро! - закричал Жамилю. - У нас мало времени, чтобы удрать отсюда.
     Жамиль послушно зашел в деревянный загон для перевозки животных, в него же грузчики затолкнули сундук.
     - На причал! - скомандовал Рыжий и довольно хихикнул.
     - Мой новый друг, не знаю, как благодарить тебя, - Жамиль растроганно смотрел на кота.
Рыжий важно задрал морду вверх:
     - Будешь благодарить, когда окажемся на корабле.
Грузчики неспешно выгрузили увесистый груз, Рыжий сидел рядом с верблюдом и следил за погрузкой. Кот навострил уши:
     - Тебе не кажется, вроде слышен голос Азама?
     Жамиль прислушался:
     - Да, это он! Мы пропали!
     На причале раздавался разгневанный голос Азама:
     - Вы не видели на причале белого верблюда? А рыжего кота - у него морда такая наглая, очень хитрая?!
     Люди пожимали плечами и проходили мимо, никто не видел на причале ни верблюда, ни кота.
     - Мне страшно, - вытянул шею Жамиль и закрыл глаза, - сейчас Азам ворвется на корабль и найдет нас.
     - Не бойся, с минуты на минуту отплытие,. - Рыжий побарабанил лапой по попоне. - Пять минут и ты свободен.
     - Друг, не уходи, побудь со мной, - взмолился верблюд.
     - В любом случае не могу сейчас уйти, Азам бегает по причалу и ищет нас, - Рыжий прислушался.
     - Пустите меня на корабль!!! - кричал Азам, пытаясь оттолкнуть матроса. - Я знаю, верблюд там! Он сбежал от меня!
     - У вас есть билет?
     - Какой еще билет?! - яростно кричал Азам, когда охрана оттаскивала его с трапа.
     - Без билета вы не можете подняться на корабль, мы отплываем.
     - Мой верблюд подослал ко мне бесстыжего кота, а сам выкрал сундук! Я все равно найду тебя, Жамиль! Ты поплатишься за свою хитрость! А тебя, жалкий кот, я превращу в жабу!
Рыжий съежился:
     - В жабу...бррр...
     - Мы отплываем! Ты слышишь, мы отплываем! - Жамиль счастливо улыбнулся. - У нас все получилось!
     - Да, отплываем, - Рыжий радостно потер лапы, но вдруг его озарило. - Как отплываем?! А как же я? Мне домой надо! Я Марийке ничего не сказал! Она будет волноваться!
     - Не переживай мой друг, ты сможешь сойти в ближайшем порту и по суше добраться домой, - спокойно пояснил Жамиль.
     - Если так, то я спокоен, - Рыжий вновь помрачнел. - Но у меня билета нет, я ведь тебя всего лишь проводить пошел.
     - Мы что-нибудь придумаем, положись на меня, - Жамиль кивнул головой, указывая на свой горб. - Видишь, я одногорбый верблюд?
     - Вижу.
     - Если ты залезешь под попону, когда придут проверяющие билеты, я стану двухгорбым верблюдом.
     - Понял! - рассмеялся Рыжий и забрался Жамилю на спину, сидеть на деревянном полу ему надоело.
     - Послушай, Жамиль, ты обещал мне рассказать свою историю. Времени у нас много, - Рыжий свернулся на золотой попоне и зевнул, - рассказывай, не то сойду в ближайшем порту и не узнаю о тебе ничего.
     - Будь по твоему, мой самый лучший друг! - Верблюд опустился на колени. - Слушай!

     История Жамиля

     Я родился под счастливой звездой. Мои родители знатного рода, они возили на своих спинах дворцовую знать. Их кормили изюмом и украшали лучшими попонами в царстве.
     Когда родился я, весть о рождении белого верблюда быстро разнеслась по окрестностям. На меня пришел взглянуть юный принц Саад. Когда он увидел меня, то полюбил всем сердцем и стал навещать каждый день, балуя вкусностями и украшениями.
      Мужал принц Саад, и я подрастал. Вместе мы гуляли по пустыне, поднимая головы к звездам и загадывая желания. Вместе слушали песню барханов и встречали рассветы. А когда принц верхом на мне проезжал по городским улицам, люди разводили руками и говорили восторженное: «Ах!». Прекрасный принц Саад в белых одеждах верхом на белоснежном Жамиле вызывал восторг.
     Жители города любили благородного принца. Однажды в наш город приехал цирк. Принц посетил представление, а перед тем, как зайти под купол цирка, обнял меня и сказал:
     - Всегда, когда я вижу тебя, Жамиль, мое настроение улучшается. Ты верблюд приносящий удачу!
     Эти слова услышал фокусник Азам, который стоял неподалеку. Он решил украсть меня, действуя хитростью и обманом.
Спустя время Азам подошел ко мне, низко склонился до самой земли и произнес:
     - Принц Саад в восторге от нашего представления и решил продлить свою радость в общении с нами на корабле. Но без своего белоснежного друга его веселье не может быть полным. Принц просил, многоуважаемый Жамиль, привести тебя на корабль.
     Я был доверчив и глуп, - верблюд тяжело вздохнул. - Уже на корабле я понял, что попал в ловушку, но было поздно - мы были в открытом море. С тех пор я не видел своего принца. Азам жестоко бил меня плетью, заставляя выступать в цирке. Снял с меня все драгоценные камни, которыми осыпал меня принц Саад и одел вот эту попону с красными кистями.
     - Какая грустная история... - Рыжий задумался, сидя верхом на верблюде.
     - Моя душа освободится от суеты, и я буду есть прекрасные колючки.
     - Я рад, Жамиль, что скоро ты вернешься на родину, но мне тоже хочется домой, - Рыжий потянулся на попоне. - Когда войдет проверяющий билеты, спроси у него, когда будет остановка в ближайшем порту.
     - Обязательно, мой друг, - кивнул головой Жамиль. Не успел он произнести последнее слово, как дверь открыли, и вошел проверяющий билеты.
Рыжий спрятался под попону и затаил дыхание.
     - Предъявите билет, пожалуйста.
     - Возьмите, - вежливо ответил верблюд. - А как называется ближайший порт, в котором мы остановимся?
     - У нас нет остановок. Мы не круизный лайнер, а грузовое судно. Идем прямым курсом, не задерживаемся нигде. У нас один путь - на Восток.
Контролер ушел. Рыжий вылез из-под попоны и схватился за голову:
     - Как это, нет остановок?! Я не хочу в пустыню! Я домой хочу к Марийке! У меня денег не осталось! Как я теперь вернусь домой?! И зачем я ввязался во все это? Прости меня, Марийка! А все ваши восточные фокусы!
     - Не переживай так сильно, мой рыжий друг, - успокоил Рыжего Жамиль, - когда мы с тобой доберемся до моей страны, мы найдем принца Саада, он щедро наградит тебя, и ты вернешься домой на самом лучшем корабле, который только есть в этих морях. А сейчас, чтобы скоротать время, я расскажу тебе о том, как прекрасна пустыня.
     - Хорошо, поплыли к твоему Принцу, - обреченно согласился Рыжий, - ничего другого не остается.