На работу, как на праздник!

Аркадий Боцман
В конце Горбачевской перестройки, оказался я без средств к

существованию. Вроде и на работе каждый день, как положено от и до, но касса

молчит месяц, другой, третий.

Это институт, где я работал ведущим инженером, перестал получать

заказы с оборонных предприятий. Вся инженерная братия, за исключением

директора, главного инженера, зама по хозяйству и других замов, оказались не

удел. Как сейчас бы сказали, - «в ваших услугах не нуждаемся!».

Доложу я вам, интересное состояние человека, когда накоплений не стало

после «обвала» денег, в один миг. Как будто, не выключил утюг, уйдя из дома,

и в то же время, попасть туда не можешь, чтобы предотвратить пожар? Это

состояние души, может понять только тот, кто оказывался хоть раз

безработным, при двух пенсионерах в семье из четырех человек и безработной

дочери.

Утро унылое, серое, как и желание идти на работу, по радио передают, что

страховая компания «АСКО», приглашает на работу агентов с обучением за

свой счет. Устроился, обучился в течении 4-х месяцев и с огромным желанием

работать, ринулся в гущу жизни. Проходит один, два, три месяца, как я ни

старался, не заработал ни рубля. Сильно опечалился тогда, когда знакомые

люди, даже очень знакомые, отказывались страховать что-либо. Опять тупик.

Что делать? Каждый знает, что надежда уходит последней?

Вот в таком, отчаянном состоянии, иду в СК «АСКО» для заполнения

отчета о нулевой, проделанной работе.

Середина дня, прекрасная погода, прохожу мимо гимназии, что на

Уборевича, смотрю, стоит новый автомобиль марки «Мерседес». В нем сидит

молодой человек; короткая стрижка, очень упитанное, довольное всем на свете

лицо, которое никак не сочеталось с моим настроением, костюм цвета морской

волны, белая рубашка, красный галстук, посмотрел на меня со вниманием. Что-

то меня задело, подхожу и говорю:

- У вас прекрасный, дорогой автомобиль, не боитесь потерять его?

Начинаю ему говорить о печальной статистике по угону автомобилей, что я

страховой агент… Он открывает дверцу и просит садиться рядом.

- Дочь жду после занятий! - сказал он и протянул открытую пачку «Мальборо».

– Если потеряю этот автомобиль, куплю еще лучше! Это для меня не убыток,

поэтому и не страхую!

Я с интересом посмотрел на него и говорю:

- Если не секрет, откуда деньги?

- Заработал в страховой компании, - отвечает он, поправляя галстук.

Этими словами он меня удивил до крайности.

- Разве можно, что- либо заработать в страховой компании, если люди не хотят

страховать имущество и жизнь, доверия нет! – говорю я ему. Я, например, за

три месяца ни рубля не заработал.

Искренне, от души захохотал и говорит:

- Не в той компании работаешь!

Смотрю, парень разговорился и у меня поднялось настроение.

- Могу тебе рассказать об этой компании, потому что не работаю, выгнали!

Но, на шефа не обижаюсь, сам виноват. Честность нужна во всем? А я за

двумя зайцами. Как шеф узнал, не пойму? –Хороший урок для дурака, потерять

такое место, - заключил он.

Говорить такие слова было от чего. Если бы, в другом месте и в другой

обстановке, ни за что нельзя было поверить тому, что он рассказал далее… Он

проработал в страховой компании три года в довольно высокой должности,

получал заработную плату в долларах США, на стажировку в Японию ездил за

счет фирмы, обед бесплатный, раз в год получал фирменную одежду и обувь,

раз в год получал месячный оклад на покупку овощей на зиму, бесплатное

медицинское обслуживание за счет фирмы, каждый работник фирмы мог

приобрести импортную технику, и так далее, и так далее. Было от чего

закружиться голове.

Как, в России, да еще во Владивостоке существует такая фирма? Я

поблагодарил этого молодого человека за эту встречу и потерял покой и сон.

На следующий день, ровно в девять часов утра, я уже был в страховой

компании «Дальроссо», не подозревая, какое место эта фирма, его руководитель

и коллеги, друзья, в дальнейшем, займут в моей жизни и в сердце.

Секретарша, миниатюрная, необыкновенной фигуры и красоты, с

большими голубыми распахнутыми глазами, похожа на «дюймовочку»,

мягким голосом спросила:

- Вы к кому?

Говорю:

- К шефу насчет работы?

- Генеральный директор Шахов Владимир Николаевич в командировке, в

Германии! - ответила она, посмотрев на меня со вниманием.

- Зайдите к заместителю, он в его кабинете! - добавила она, показав, куда надо

пройти.

Захожу! За столом сидит молодой человек, чуть по старше моей дочери, одет с

иголочки. После моего краткого разговора о намерении, он потерял ко мне

всякий интерес. Дал понять, что шансов у меня устроиться работать в эту фирму

– один из ста и не подхожу: по возрасту ( не более 30 лет, а мне 54), не владею

английским ( знаю немецкий, и то со словарем), не владею компьютером (

только закончил в г.Хабаровске месячные курсы) не имею стажа в страховании

(не менее 3-х лет, у меня полгода), иметь высшее образование ( единственное,

что подошло). Весь разговор занял не более пяти минут. Я вышел от него

ошеломленный и подавленный.

Через неделю, утром рано пришел на сопку, от отчаяния упал на колени и,

впервые в жизни помолился Богу со слезами на глазах «Господь! Если Ты есть

сделай так, чтобы меня приняли в компанию «Дальроссо», если это чудо

произойдет, я буду верен Тебе всю жизнь!». Шахов В.Н. принял меня через час.

Глава компании, молодостью только совпадал со своим замом, во всем же

остальном, полная противоположность, что позволило с ним вести

доверительную беседу около получаса. Шахов: среднего роста, физически

развит, высокий лоб, волосы аккуратно причесаны в пробор, тонкие усы и

губы, пытливый умный и внимательный взгляд, открытый и тактичный в

обращении, я не увидел той вальяжности и недоступности, что были в его заме.

Наоборот, он начал доверительно задавать вопросы, а я отвечал. Где работали?

Что за работа? Какие имеете связи? Где живете? Какая семья?

Когда он узнал, что я знаком со всеми главными механиками

судоремонтных заводов СССР по работе в засекреченном институте, на лице его

появилось чувство удовлетворения и чуть тронутая губы, улыбка. Произошла

пауза, и после слышу четкий голос:

- Аркадий Александрович, я принимаю вас на работу с испытательным сроком

на два месяца! Если не возражаете с переводом из СК «АСКО», чтобы ваш

стаж в страховании не прервался! А, поскольку вы закончили ДВИМУ

судоремонтный факультет, то будете работать в отделе по страхованию судов!

Я не возражал. Помню, как вышел на набережную и долго гулял, не чуя ног.

Как в тумане, дошел дома, от охватившего, всю мою душу, неземного счастья!

Директор отдела Веревкин ( в последствии директор страховой компании

«Пирамида») в первый же день дал задание отпечатать на компьютере «Правила

страхования воздушных судов» объемом в 12 листов рукописного текста.

Специалисту – это 3,5 часа работы. Я же, в первый день сидел и делал вид, что

работаю. Не кричать же мне во весь голос, что не умею работать на этой

машинке, под названием компьютер. Про эту машинку Шахов меня не спросил.

На второй день с утра попросил, рядом сидящего сотрудника, показать мне, как

набивать текст? Сижу, одним пальцем изредка стучу, набиваю. На второй день,

за восемь часов, я отпечатал, с большим трудом, четыре строчки текста. На

третий день, включаю компьютер, нашел свой файл, но, что такое? Мои четыре

строчки исчезли! Оказалось, я накануне, не нажал клавишу «запомнить» У того

же сотрудника, узнал, как сохранить напечатанное. Уже отпечатал восемь

строк. На другой день прихожу, ситуация повторилась, опять все исчезло.

Сотрудник оказался с юмором, не ту клавишу показал. Идти к программистам

стыдно, это азы, засмеют. Что делать? Как выйти из положения? Опять,

случайно, пришла помощь! В третий день после работы, все ушли, остался я

один с тяжелыми думами. Дверь открывается, возвратился один из сотрудников,

что-то забыл и спрашивает меня:

- Вы, что не уходите?

Тут я ему, все и рассказал, как на духу. Человек, оказался порядочный, что

надо, бескорыстно взял надо мной шефство. Дело пошло. За полторы недели я

выполнил первое задание и когда сдавал начальнику отдела, тот так посмотрел

на меня, как будто на Страхователя, принесшего заявление по убытку в 15

тыс.долларов. Благодаря моим связям с главными механиками судоремонтных

заводов, удалось застраховать несколько объектов - Дальзавода, Славянского,

Кирова В г.Хабаровске.

Первая зарплата, которую я получил, составила семь зарплат работы в

моем институте, в лучшие его годы. Правда, получил в рублях. Компьютер

медленно, но освоил, с сотрудниками познакомился, все оказалось правдой в

устах молодого человека об САО «Дальроссо». Я был окрылен и шел на работу,

как на праздник! Все шло хорошо, как мне тогда казалось. Гром грянул по

окончании двух месяцев испытательного срока, когда Веревкин – нач. отдела

попросил меня, чтобы остался после работы. Остались вдвоем с глазу на глаз.

Он говорит:

- Вынужден, Аркадий Александрович вас огорчить, но вы не выдержали

испытательный срок!

Причины оказались следующие: не умею разговаривать с клиентами, не владею

английским языком, слабо работаю на компьютере, отвлекаю сотрудников от

работы не нужными разговорами и так далее, и так далее… Полный реестр моих

недостатков, о которых я и не подозревал.

- Утром подам рапорт на вас президенту компании!

Вот так! На следующий день секретарша Наденька, попросила, чтобы я

расписался в приказе о моем увольнении. Стою в коридоре, в голове стучат

слова «уволен», «уволен». Проходит возле меня главный юрист компании

Морозов Виктор Михайлович и говорит:

- Аркадий Александрович, что с вами? – На вас лица нет и бледны? Отвечаю:

- Уволили!

– Как уволили?

– Уже приказ подписал!

- Вы мне понравились! Не падайте духом Аркадий, идите к Шахову, о вас, я

слышал у него положительное мнение было совсем недавно. Он поймет вас!

Идите! Идите! Эти слова Виктор Михайлович проговорил скороговоркой,

похлопывая меня по плечу. Только позже я осознал, ту роль, которую сыграл в

моей жизни этот человечный человек.

Волнуясь, захожу в кабинет к Шахову В.Н. и говорю:

- Владимир Николаевич, я уволен, но, разве можно узнать человека за два

месяца? Представьте себе, прихожу домой и сообщаю, что я безработный.

Какая трагедия? Семья из четырех человек, я один кормилец. Он говорит:

- Вот рапорт начальника отдела, я должен считаться с его мнением! Дело

сделано.

Помолчали, он посмотрел на меня долго и очень внимательно, испытывающе.

Наверное, мой вид говорил о многом?

– Впрочем, сказал он, - завтра будет планерка, кто возьмет вас к себе –

возражать не стану? Мое сердце вновь, в который раз, чуть не выскочило из

груди! Появилась надежда!

Удивительно, но меня взял к себе Цымляков Юрий Михайлович в отдел

страхования автомобилей, который только начал создаваться и состоял из

одного человека – начальника. До этого, наши столы стояли рядом и раза два

мы с ним разговаривали по дизельным двигателям. Он нашел, что моя

консультация технически грамотна. Почему бы и не взять этого инженера? И

взял! Так, начал работать постоянным сотрудником, огромной страховой

империи,* называемой «Дальроссо-Групп», в качестве эксперта. До конца

жизни буду помнить этого замечательного и добрейшего человека: прекрасный

семьянин, очень любит свою жену и детей, не берет в рот спиртного, даже по

праздникам, общителен, дружелюбен, интеллигентен, по мужски красив. Он

нес бизнес, а я занимался первое время разработкой документов по страхованию

автомобилей. Начинали, можно сказать с нуля. Михайлович приходит утром

спрашивает:

- Как идут дела? Показываю, что сделано. Дает указания и уходит на целый

день. Возвращается к концу рабочего дня и приносит 10-15 страховок –

подписанных полисов, я начинаю их обрабатывать. Клиентура у него была

огромная, он пришел в «Дальроссо» из торговли. Все шло хорошо, мы

понимали друг друга с полуслова. И, вдруг, его увольняют. Я остаюсь

единственным специалистом ( не считая агентов дочерней компании «ЭС –ЭЙЧ

–ЭЙ») по страхованию автомобилей. Нет ничего выше самой жизни, и никто не

может предугадать ее неожиданных поворотов, ее затейливой игры в своей

судьбе; недаром говорится, что человек предполагает, а Бог располагает.

Причина увольнения та же, нам знакомая «за двумя зайцами погнался».

Подробности известны только шефу. Где-то, через пол – года, Михайлович

возглавил страховую компанию «Геркулес». Свято место пусто не бывает и

вскоре, приходит новый начальник отдела Терешин Владимир Петрович, меня

же повышают до старшего эксперта. В отделе уже 4 человека. За четыре года

работы под его руководством, ни разу не было случая, либо отчуждения, либо

недоверия, у этого человека была мягкая манера товарищеского общения и

феноменальная память, черные выразительные глаза, приятный голос. С ним

надежно и спокойно. После ухода из САО «Дальроссо» он возглавил страховую

компанию «Цюрих – Русь». Не каждому выпадает в жизни высокооплачиваемая

работа, которую любишь, в которую влюблен, и каждый день, в течение восьми

лет, ощущаешь в душе праздник! Из моего трудового стажа – это были лучшие

годы.

Ушел я на пенсию в 1999 г. в возрасте 62-х лет с дорогим подарком на

память, импортным музыкальным центром. А, через год САО «Дальроссо»

лишили лицензии, и его не стало, но остались друзья, с которыми до сих пор не

теряю дружбы. И, еще, если воля человека поддерживается волей Божьей через

любовь, то на пути к цели, преодоление преград, превращается в радость, чего

и желаю моему читателю!

; Первая негосударственная страховая компания в Сибири и на Дальнем

Востоке. Дочерние компании работали в городах: Москва, Новосибирск,

Хабаровск, Петропавловск- Камчатский, Ю-Сахалинск, Якутск,

Находка и т.д. Работала сеть коммерческих предприятий: магазинов,

кафе, аптек, ресторанов и т.д. с годовым оборотом в 10 млн. ам.

долларов

; Президент компании Шахов В.Н. дважды баллотировался на пост

мэра г. Владивостока ( из 19 кандидатов занял 2-е место) и был избран

депутатом в Государственную думу и ваш покорный слуга участвовал

во всех этих избирательных компаниях.