344 Морское сражение 04 03 1974

Александр Суворый
Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»)

Книга-фотохроника: «Легендарный БПК-СКР «Свирепый» ДКБ ВМФ 1970-1974 гг.».

Глава 344. Балтийское море. ВМБ «Балтийск». БПК «Свирепый». Мир и мы. Морское сражение. 04.03.1974.

Фотоиллюстрация из второго тома ДМБовского альбома автора:

Левое фото: Лиепая. Военная гавань. Выход из Лиепаи в море. Северный мол. Последний форпост и Балтика.

Правое фото: Центральный пост сигнальщиков БПК «Свирепый». Тумбочка с брезентовой занавеской, а за ней полки-ячейки с сигнальными флагами. Фалы, на которых прикреплены специальные сигнальные фигуры и плоский походный военно-морской флаг. Внизу кадра видна крышка рундука, в котором было снаряжение сигнальщиков.

За блестящей полированной бронзовой рындой с надписью БПК «Свирепый» в тумане еле-еле виднеется крейсер «Свердлов». В этот момент крейсер отрабатывает артиллерийские стрельбы.

В предыдущем:

Но какой же герой, настоящий герой этот маленький, но удаленький «молодой» Барегомян Арцрун Возгенович. Настоящий герой!

Вот так, нежданно-негаданно, молодой матрос за 20 минут действительно героической и ответственной работы на скользких от донной грязи лапах якоря БПК «Свирепый», под смертельной угрозой жизни и здоровью, честно заработал вознаграждение – 10 суток отпуска с выездом на родину.

Конечно, замполит и я не могли оставить подвиг молодого матроса без внимания, мне было приказано срочно подготовить выпуск стенной фотогазеты, а Арцруну Барегомяну написать свою автобиографию.

Между тем учения КУГ (корабельной ударной группировки) 128-й бригады 12-й дивизии ракетных кораблей продолжались «по полной программе».

Миновав последний форпост на северном молу рейда ВМБ Лиепая, БПК «Свирепый» в компании с БПК «Бодрый» и БПК «Сильный» резво вышел на свою назначенную точку огромного морского района, в котором проходили комплексные учения.

В пределах границ видимости в привычном уже балтийском тумане, мы встали в угловую точку района и оказались свидетелями настоящего морского сражения.

Впервые за всё время службы на Балтийском флоте мы видели в реальном действии практически все виды корабельных вооружений, имеющихся на боевых кораблях современного советского ВМФ.

Крейсер «Свердлов» пр.68 бис глухо бухал выстрелами из своих орудий. Эскадренный миноносец ЭМ «Настойчивый» пр.56А тоже стрелял из орудий своего главного калибра.

Мишенью для них был большой корпус какого-то грузового судна, на котором были установлены вертикальные мачты, а между ними натянута крупноячеистая металлическая сетка. Это судно-мишень привёл на буксире судно-спасатель и встал в сторонке.

БПК «Бодрый» и БПК «Сильный» отрабатывали отражение атаки крылатых ракет, которые пускали с двух ракетных катеров. Стрельбу по крылатым ракетам-мишеням они вели своими ракетами 9M-33 ЗРК «Оса-М» и артустановками АК-726-МР-105.

Затем с помощью БПК «Свирепый» была обнаружена «вражеская» ПЛ (подводная лодка) и буксир-спасатель установил совсем небольшую плавучую мишень-«подводную лодку». Корабли КУГ уничтожили её залпами реактивных бомбомётов РБУ-6000 «Смерч-2».

Кто-то из кораблей КУГ (корабельной ударной группировки) стрелял и торпедой, но из-за тумана нельзя было разобрать, кто это был. Также нельзя было воочию увидеть боевые самолёты, которые тоже тренировались, пролетая над нами на большой высоте.

В отсутствие Главкома ВМФ СССР, адмирала флота Советского Союза С.Г. Горшкова и в присутствии командующего ДКБ ВМФ, адмирала В.В. Михайлина, все командиры, офицеры и экипажи моряков кораблей КУГ были свободны в своих действиях и проявили завидное мастерство, все цели-мишени были успешно поражены, а задачи учений этого сборпохода – выполнены на «отлично».

Экипаж БПК «Свирепый» тоже не был в стороне от происходящего, поэтому тревоги шли одна за другой и я с удовольствием и интересом ещё раз сфотографировал наш корабельный колокол-рынду, а потом в «ленкаюте» прочитал в корабельном военно-морском уставе, в морской энциклопедии и в других книгах о флоте много сведений о рынде.

Например, особой морской традицией было гравировать на внешней поверхности колокола-рынды название судна или корабля. Считается, что звон корабельного колокола-рынды – это голос души корабля и по звуку, по силе, по звонкости, по тембру звона колокола-рынды моряки могли определить в тумане или издали голос своего корабля.

Все без исключения моряки всех времён и народов оберегали, любили и холили свой корабельный колокол-рынду. Даже традиция ей чистить и полировать возникла из обычая ласково гладить бронзовую поверхность колокола-рынды на морскую удачу и счастье. Так, например, гражданские гладят и полируют своими руками какие-нибудь части бронзовых скульптур или памятников…

Таким образом, получалось, что корабельный колокол-рында – это не только внутренний талисман-оберег корабля, но и лицо корабля, потому что все проверяющие из высшего начальства обязательно старались пройти мимо рынды, взглянуть на неё, а во время инспекции – услышать её звон-голос.

Вот почему корабельный колокол-рынду начищают и полируют до блеска «тысячи солнц», вот почему говорят: «Покажите корабельную рынду и я скажу, какие моряки ли вы».

За время службы на флоте и на БПК «Свирепый», особенно в данное время, в период июль 1973 года (убытие на первую БС) – февраль-март 1974 года (ежедневные выходы в море на учения и тренировки) я и весь экипаж настолько привыкли к частым и регулярным звуковым сигналам, что они стали для нас привычным и необходимым звуковым фоном нашей обыденной жизни, учёбы, работ и службы.

Так, например, один непрерывный сигнал тревожным звонком, который передаётся один раз, означал сигнал-команду: «Боевая тревога!». Три коротких и один непрерывный сигнал тревожным звонком, который передаётся один раз, означал сигнал-команду: «Учебная тревога!». 25;30 коротких сигналов тревожным звонком «громкого боя» - «Аварийная тревога!».

Если тревожный звонок подавал четыре коротких и один продолжительный сигнал, то это была «Химическая тревога!», если один короткий и два продолжительных сигнала, то это «Радиационная безопасность!».

Всякий раз, когда объявлялся «Большой сбор!», то звучали один короткий и один продолжительный сигнал звонком, который повторялся 10-15 раз без промежутков (пока все не соберутся). Я однажды проигнорировал такой сигнал и поплатился за свою забывчивость и невнимательность…

«Малый сбор» (боевых частей или хозкоманд) обозначался тремя короткими сигналами тревожного звонка с повторением два раза с промежутком в 1 секунду. Команда «Аврал!» повторяется 10-15 раз без промежутков сигналом тревожного звонка «один короткий и один продолжительный».

Самая частая команда на корабле: «Корабль к бою и походу приготовить!», она передаётся двумя короткими сигналами тревожным звонком и повторяется три раза с промежутком в 2 секунды.

Кроме указанных команд и звонков существует ещё масса специальных команд и звонков, то есть на все случаи жизни и на разные ситуации, требующие всеобщего сигнального оповещения. Самая желанная и долгожданная команда-сигнал – это «Отбой … тревоги!» - три продолжительных сигнала тревожным звонком «громкого боя». Кстати, этот сигнал передаётся только один раз (итак все знают, что это такое).

Начало, перерыв или окончание каких-либо работ, занятий или тренировок-учений обозначается одним продолжительным сигналом-звонком (как в школе). Этот сигнал тоже передаётся только один раз.

Корабельный колокол-рында тоже участвует в подаче звуковых сигналах к определённым командам, но прежде всего, используется для сигнализации начала и конца (смены) вахт, времени вахт, времени суток.

На кораблях 1 и 2 ранга, к которым относится БПК «Свирепый» порядок отбития склянок таков:

08.00 - отбивают 8 склянок, то есть четыре сдвоенных удара в корабельный колокол-рынду.
08.30 - отбивают 1 склянку (один удар).
09.00 - отбивают 2 склянки (один сдвоенный удар).
09.30 - отбивают 3 склянки (один сдвоенный удар и один удар).
10:00 - отбивают 4 склянки (два сдвоенных удара).
10:30 - отбивают 5 склянок (два сдвоенных удара и один удар).
11:00 - отбивают 6 склянок (три сдвоенных удара).
11:30 - отбивают 7 склянок (три сдвоенных удара и один удар).
12:00 - отбивают так называемую «рынду», то есть производят три троекратных удара, это и есть сигнал смены вахты.
12.30 - начинается новый счёт склянок, отбиваются одну склянку (один удар в колокол-рынду) и т.д. до 16.00.

16:00 – опять бьют «рынду» (отбивают 3 склянки, три троекратных удара), смена вахты.

20:00 – снова бьют «рынду» (отбивают 3 склянки, три троекратных удара), смена вахты.

23:00 – отбивают 6 склянок (два тройных удара). Это сигнал «Отбой!».

Под этот колокольный бой и команду «Отбой!», как правило, начинались «посиделки в ленкаюте у Суворова» или моя личная ночная вахта – творческая деятельность, ведение личного дневника, написание писем, фотоработы и т.д.

Как и положено по уставу, командир БПК «Свирепый», капитан 2 ранга Е.П. Назаров, своим приказом определял, кому, гле и как отбивать склянки в корабельный колокол-рынду. В данное время корабельный колокол-рында была закреплена на центральном посту сигнальщиков БПК «Свирепый», они и отбивали склянки.

Сдвоенный удар производится в оба края «юбки» или «шатра» колокола-рынды. Бить склянки – это искусство, такое же, как вести корабль, оставляя за собой идеально ровную кильватерную бурун-струю…

Если тревожный звонок выйдет из строя, то соответствующие сигналы к командам подаются ударами в корабельный колокол-рынду. При этом длительность звуковых сигналов-команд такова: непрерывный сигнал – постоянно или 25;30 сек., продолжительный сигнал - 2 сек., короткий – 0,5-0,7 сек., а длительность паузы между сигналами – 0,2-0,5 сек.

Кстати, существуют старые приметы-обычаи, связанные с колоколом-рындой, например:

«Рында не меняется на другой колокол, даже если корабль меняет название»,

«Во время сильного шторма или шквала, при приближении бури-урагана принято громко бить в колокол, чтобы отпугнуть «морского дьявола» и предупредить другие корабли об опасности»,

«Колокол-рынду никто не должен обидеть, а тем более украсть, потому что это неизбежно навлечёт на обидчика и на экипаж несчастье, беду или смерть»,

«О наступлении Нового года извещали 16-ю склянками, 8 скляно бил самый старший моряк, а другие 8 склянок – самый младший, «салага» или юнга»,

и наконец,

«Самопроизвольный беспричинный звон корабельного колокола-рынды извещает о скорой беде, о несчастье или об угрозе гибели корабля».

Последнее обстоятельство сильно встревожило меня…