Дикий Гусь Ишка

Александр Макаров-Век
пьеса. 2 акта. (Для детей 6-10лет.) Пьеса поставлена в МДКТК, входит в репертуар театра, была представлена на региональном фестивале...



Действующие лица:

1. Гусь Ишка
2. Девочка Юлька
3. Старик
4. Старуха
5. Домашние гуси: Толстый гусь, Старая гусыня, Молодая гусыня, двое гусят – толстый и тонкий.
6. Лиса
7. Лягушки
8. Ангел













Раннее утро. Темно. Звучит тревожная музыка. По сцене мечутся фары машин. Шум машин замирает. Свет от фонарей устремляется в туманное небо. Слышно гоготанье летящих гусей. Раздаются резкие вспышки выстрелов.  Выстрелы кончаются. Наступает тишина. Разливается нежный свет. 
Звучит дикторский текст:   
«Гроза в этом году была совсем ранняя. По-весеннему высокое небо, словно впитав  тяжесть обреченного снега, стало и само тяжелым и серовато – набухшим. Уставший от долгого полета вожак беспокойно торопил свою стаю, а гуси  из последних сил отталкивали от себя еще холодную землю и несли на своих отяжелевших крыльях южное тепло. Они словно чувствовали волнующую близость родных мест, где впервые пришлось омыть сердце чудотворной талой водой и увидеть небо, отраженное в чашечках цветов.  И ощутить, что Родина, место, где ты родился – большой цветок...»

Со скрипом открывается дверь,  и Дед входит в дом.

ДОМ ЛЕСНИКА.
Дед
Дождались - гуси летят! Домой возвращаются! А тут – охотники понаехали…...               
Старуха
Слава Богу, лето не за горами!
Дед
Радоваться людям надо, а они с ружьями в лес! Горе-охотники,  чтоб их мухи комарами закусали!
Старуха
Тише ты! Разбудишь внучку!
Дед (Тише)
Ранили одного гуся! К нам на озеро сел, в камышах спрятался...
Старуха (Ласково)
Хорошо бы поймать его и выходить...
Дед
Вечно ты со своей добротой! Вот и дочери нашей все дозволяла! Она и привезла нам из города ребенка!  А где у ребенка отец – неведомо! Одним словом – безотцовщина!
Старуха
Ну, нет отца и нет!  Мы-то ведь с тобой есть!  Не чужая она нам – внучка наша!
Дед
Так-то оно так...  И мне внучку жалко – мать-то ее раз в году прикатит, подарков привезет, и – поминай, как звали!
Старуха
Ничего, и без нее наша внучка выросла!
Дед 
Поживет еще лето с нами, а осенью в интернат свезу. Учиться ей пора! Где в лесу школы? (Махает рукой и выходит из избы)
Старуха (Поет)
Спи наша девочка,
Спи наша внученька,
Баюшки, баю, баю...
Спят еще зайчики,
Спят еще уточки,
Слушают песню мою!
Спят еще гуси
Домашние белые
В теплом, уютном хлеву...
Спи наша Юленька,
Спи наша внученька,
Баюшки, баю, баю...

Юлька (просыпается)
Здравствуй, бабушка!
Приснилось мне нынче, будто  дед говорил, что к нам на озеро прилетел раненый гусь!
Старуха
Правду дед говорил!  Да что тут  поделаешь – гусь-то дикий, такова его спорынья!
Юлька
А что такое – эта спорынья?
Старуха
Это значит – судьба...  Какую Бог определил, у того такая спорынья и есть...
Юлька
А мне какую Он определил?
Старуха (Отвернулась и вытерла глаза платком.)
Тебе, внученька – самую лучшую…...
Юлька выбегает из дома.
Старуха
Ты куда это так рано собралась?  Простынешь!
Юлька
Я, бабушка, на одну минутку! Подснежников насобираю маме!.. И посмотрю, как дождик небо помыл….

ЛЕС. ОЗЕРО.
(Щебечут птицы)

Юлька
(Начинает петь)
Здравствуйте птички весенние, ранние
Песенку  пойте со мной!
Гусь прилетел к нам, охотником раненый,
Бедненький гусик, больной.
Здравствуйте льдинки, сосульки и капельки -
Песенку пойте со мной!
Гусь прилетел к нам, охотником раненый,
Бедненький гусик, больной...


БЕРЕГ. Камыши.
(Неожиданно Юлька сталкивается с гусем нос к носу)

Юлька
Ой!
Гусь (Ишка)
Иш-ш!..  Иш-ш!..
Юлька
Ой, какой ты большой! И совсем не белый, как наши домашние гуси!
Гусь (Ишка)
Иш-ш, не белый……... Иш-ш, не белый...…
Юлька
А я тебя нисколечко не боюсь!   
 (Дотрагивается до крыла. Гусь щиплет Юльку.)
Юлька (Плачет)
Ой,  ты плохой!  Ты злой!
Гусь (Ишка) (Гусь водит шеей в разные стороны и шипит)
Иш-ш,  пришла!  Кто тебя звал?  Ты чужая!
Юлька
Я не чужая! Меня зовут  – Юлька! А как тебя зовут?
Гусь (Ишка)
Иш-ш! Иш-ш...
Юлька
Ишка? Тебя зовут Ишка? Однажды я сказала – «мама, мати, мати мутя»! И никто не понял, что я сказала – «Мама, смотри, маленькая муха»! Вот так же говоришь и ты, но я тебя понимаю!
Гусь (Ишка)
Иш-ш, какая ты быстрая...
Юлька
Я тебя не обижу!
(Дотрагивается до гуся и гладит его.)
Гусь (Ишка)
Спасибо! Ты очень добрая девочка...
Юлька
Ишка, мне пора уходить! Вдруг моя мама сегодня приедет? А я еще подснежников  не собрала...  Ты жди меня здесь! Я тебе хлебушка принесу!
(Юлька уходит)

ОЗЕРО.
(На середину озера выплывают жирные домашние белые гуси. Они поют песню)
            
Нет жирней нас, нет  толще и краше -
в целом свете – на озере нашем!
Мы не можем собой не гордиться –
Мы домашние важные птицы!
Наши перья годны для перины –
Они мягче болотной трясины!
Не гнетет день и ночь нас забота –
Нам не нужно летать на болото!
Наше озеро – полное блюдо:
Карасей и лягушек два пуда!
Мы хозяева здешнего края -
Век живем, никуда не летая!
      
Толстый гусь
На нашем озере появился чужак – дикий Гусь!
Старая гусыня
О, ужас! Ужас! Безобразие!
Толстый  гусь
Это озеро всегда было только нашим!  Мы ни с кем не будем делиться!  Здесь все  наше! Все!
Гусята
Все наше! Все наше! Иш-ш! Иш-ш... (Шипят и поводят шеями в разные стороны).
Молодая гусыня (Восторженно)
Ах! А вы помните, как несколько лет назад  молодая гусыня улетела вслед за дикарями и... не вернулась!
Толстый гусь (Раздраженно)
Нет ничего хуже диких гусей – они соблазнили нашу сестру и бросили ее на съедение диким зверям!
Старая гусыня
О,  ужас! Ужас...
(Появляется Ишка.)
Молодая гусыня (Восторженно)
Ах! Смотрите! Смотрите – дикарь!..
Гусята
Иш-ш! Иш-ш!
(Гусята шипят в сторону дикаря)
Ишка
Жестоко извиняюсь, что я нарушил ваш покой на этом чудесном озере! К несчастью, охотники повредили мне крыло...
Толстый гусь (С издевкой)
Жаль, что только крыло!
Молодая гусыня (Восторженно)
Ах! Какой он серый и стройный! Он просто  красавчик!
Старая гусыня
Молчи, глупая птица! Что ты понимаешь в красоте! Мы – белые!  Мы – жирные! У нас перья лоснятся! А он – худой и костлявый!
Молодая гусыня (Восторженно)
Скажите, а Вы видели Канаду? Говорят, что в Канаде нет озер – одни грязные лужи!
Ишка
Кто сказал Вам такую глупость! Там чистые озера, высокое синее небо, там, ...
Старая гусыня (Перебивает)
Не слушайте его! Он – лжет! Я в молодости была в этой Га-га-Ганаде – там га-га-гадко! Га-дко и голодно!
Ишка
...там быстрые реки!  Только вода не такая сладкая, и воздух не такой нежный, – потому что здесь – наша Родина!
Толстый гусь (С угрозой)
Это озеро – наша Родина! Не нужна нам никакая Канада! Нам тепло зимой в сарае! Тепло и сытно!
Гусята (Хором.)
Тепло и сытно!
Толстый гусь
Мы не какие-то там  бродяги... Мы лучшие гуси! Мы белые! Мы жирные! Мы домашние! (С угрозой) Уходи с нашего озера, а не то мы тебя заклюем!
Гусята
Иш-ш! Заклюем! Иш-ш!  Заклюем!
Ишка
Если вы мне не верите, можете полететь осенью с дикими гусями и сами все увидите!
Молодая гусыня (Восторженно.)
Ах! Полететь! Полететь...
Старая гусыня (Зло.)
Еще одна дура нашлась!
Ишка
Осенью сюда придут охотники с ружьями и самые толстые из вас попадут в суп!
Толстый гусь
Он завидует нам!
Гусята
Завидует! Завидует!
Ишка
Вы не боитесь охотников? Вы не боитесь попасть в суп?
Старая гусыня
Что вы его слушаете? Он все лжет!
Гусята
Лжет! Лжет!
Толстый гусь (Набрасываются на Ишку. Гусята ему помогают.)
Вон отсюда! Вон отсюда! 
Гусята
Вон! Вон! (Все вместе они загоняют Ишку в камыш.)
Тонкий гусенок
А что это он говорил про охотников?
Толстый гусь
Глупости! Нам охотники не страшны! Они не стреляют в домашних гусей!
Толстый гусенок
А что это он говорил про суп?
Толстый гусь
Я слышал, что в супе не так уж и плохо!
Старая гусыня
В  супе хорошо!
Толстый гусь
И потом, это делается для нашей же пользы – нас не должно быть много, иначе мы будем голодать и не будем такими жирными!
Гусята
Мы хотим быть жирными! Мы хотим в суп!
Гуси уплывают с песней.
Нет жирней нас, нет  толще и краше
в целом свете – на озере нашем!
Мы не можем собой не гордиться –
Мы домашние важные птицы!
Не гнетет день и ночь нас забота –
Нам не нужно летать на болото!
Мы хозяева здешнего края –
Век живем,  никуда не летая!

Дикторский текст:
Наступило настоящее лето. Уже давно деревья оделись в свои зеленые легкие  платья. А на лесных полянах под каждым резным листочком заалела сладкая ягодка земляники… На тихом лесном озере зацвели желтые кувшинки и белоснежные водяные лилии… Уже давно зажило крыло у дикого гуся Ишки. Но летать он так и не смог. (Щебечут птицы, квакают лягушки.)

ОЗЕРО.

Юлька
Ишка! Скоро приедет моя мама, может быть, даже сегодня!.. Она привезет мне из города большой подарок! Я с тобой обязательно поделюсь!
Ишка
А что она тебе привезет?
Юлька (Мечтательно)
Она привезет…!.. Привезет!.. (Печально) Новые сапоги...
Ишка
Мне не нужны сапоги – гуси не боятся замочить свои лапы! Юлька
И я не боюсь воды! 
Ишка
А что еще привезет твоя мама?
Юлька (Растерянно.)
Она привезет... Она привезет... Не знаю!
Ишка
Давай мы сами подарим твоей маме что-нибудь красивое и хорошее!
Юлька
 Ишка, какой ты молодец! Как я раньше сама не догадалась! Я хочу подарить маме вон тот… цветок – он называется Водяная Лилия!
Ишка
Ты выбрала самый красивый цветок на этом озере! Он растет только там, где чистая вода! Твоей маме он обязательно понравится….  И, может быть, она больше не захочет уезжать в город…
Юлька
Ишка! Сорви мне этот цветок! Пожалуйста...
Ишка
Я попробую
Юлька
Ишка! Мама будет рада моему подарку...
Ишка
Нашему подарку...
Юлька
Извини,  Ишка! Конечно же  –  нашему подарку!
Я скорее побегу домой,  вдруг мама уже приехала...


ОЗЕРО. БЕРЕГ.
Дед
Видно, дикарь улетел давно! Нет его нигде! Зря старуха беспокоится...  (неожиданно встречается с Юлькой). Ты  откуда такая?
Юлька (Прячет цветок за спину)
Я, дедушка, с Ишкой поиграла  немножко...
Дед
Вся в мать, такая же непутевая... Ты здесь дикого гуся не видела?
Юлька
А зачем он тебе?
Дед
Хочу поймать его, да крылья подрезать!
Юлька
Зачем? Он ведь зла никому не сделал! Он добрый!
Дед
Что ты понимаешь в доброте! Вот уведет он нашу гусыню осенью – задаст мне старуха жизни!
Юлька
Ишке нельзя резать крылья!
Дед
А кто такой Ишка?
Юлька
Это... Это мой самый большой друг!
Дед
Скажи-ка ты – друг!  Стрекоза какая-нибудь или бабочка?
Юлька
Это – друг!
Дед
Ну, иди к своему другу, а я пойду поищу этого гуся! Не даст старуха мне покоя...
(дед уходит)
Юлька
Ишка! Ишка!



Конец первого действия.
Второе действие.






Юлька
Ишка! Ишка!
Появляется Ишка.
Юлька
Ишка,  тебя дед ищет!  ...он хочет подрезать тебе крылья!
Ишка
Птицам нельзя подрезать крылья! Как же они будут подниматься в синее небо?
Юлька
Наверное, дедушка пошутил... Он не злой! (Пауза) Он только мою маму ругает...
Ишка
Твоя мама еще не приехала?
Юлька
Она, может быть, не приедет в этом году…...  Ей некогда!  Она в городе хочет выйти замуж! А со мной ее замуж никто не берет! Наверное, я не красивая…...
Ишка
Ты самая красивая девочка на свете! Ты самая добрая! А добрый – не может быть некрасивым!
Юлька
Моя мама красивая и добрая... Все вокруг добрые…...
Ишка (Сердито)
А охотники тоже добрые?
Юлька (Тихо)
Я не знаю... (Пауза)
Ишка (Печально)
Может быть, я никогда уже не буду летать ...
Юлька
Ишка, осенью я  уеду в интернат...  Ты будешь прилетать ко мне в интернат!..
Ишка
А если я не смогу?
Юлька
Тогда я попрошу бабушку, чтобы она взяла тебя жить к нам в дом...
Ишка (мотает головой)
Твой дед подрежет мне крылья…
Юлька
Я попрошу его не делать это! Он добрый!.. Он только не любит, чтобы кто-нибудь был безотцовщиной. Ты ведь не безотцовщина?
Ишка
Моего отца  убили охотники!…
Юлька
Значит, мы с тобой безотцовщина…
Ишка
Твоего отца тоже убили охотники?
Юлька
Нет! Его просто никогда не было... (Юлька заплакала)
Ишка
Не плачь! Я обязательно научусь летать и прилечу к тебе в город!

Дикторский текст.
Позднее лето рассыпало по таежным полянам, по берегам лесных озер последние желтые цветы Куриной слепоты, и тусклые голубые искорки Анютиных глазок. Позднее лето щедро облило деревья и их отражения в озерах золотом  и серебром, сотворив один неповторимый цвет наступающей осени…

ДОМ ЛЕСНИКА.
Старуха
Ну что, нашел гуся?
Дед
Где ж его найдешь? Улетел, поди, уже... Или лиса его съела!
Старуха
Глупая твоя башка! Юлька давно его нашла! Каждый день хлеб ему носит!..
Дед
Вон какой друг-то у нее, оказывается!
Старуха
Вот и выследи за Юлькой! Да слови гуся. Не дай Бог, уведет он молодую гусыню!
Дед
Теперь обязательно словлю, чтоб его мухи комарами заели!

ОЗЕРО.
(Появляются домашние гуси под свою песню.)

Нет жирней нас, нет толще и краше
В целом свете, на озере нашем…
Мы не можем собой не гордиться,
Мы домашние важные птицы…
Толстый гусь
Как хорошо жить на нашем озере!
Старая гусыня
А какие в нашем озере  жирные лягушки!
Молодая гусыня (Восторженно)
Ах! Какие толстые у нас гусята, просто красавчики – один толще другого!
Старая гусыня
Не такие уж они и толстые – когда я , была молодой – гусята были толще в два раза!
Толстый гусь
Вчера гусята легли спать голодными!
Гусята
Мы голодные! Голодные!
Толстый гусь
А кто виноват?
Гусята
Кто виноват? Кто виноват?
Толстый гусь
Дикий Гусь! Он съел всех лягушек на нашем озере!
Молодая гусыня
Ах! Он такой худой! Такой стройный...
Старая гусыня
Все знают, что дикие гуси вечно голодные! Их не кормят из корыта добрые хозяйки!
Толстый гусь
Он съел всех наших лягушек!
Гусята
Всех лягушек съел!  Мы голодные!
 (появляются лягушки)
Лягушки
(лягушки поют)
Мы озерные лягушки!
Ква, ква, ква!…
Мы веселые толстушки –
Ква, ква, ква!..
Мы ныряем и ныряем –
Ква, ква, ква!..
Никого не обижаем!
Ква,  ква, ква!..
Наши брюшки, наши брюшки,
Ква,  ква, ква!..
Толще мягонькой подушки!
Ква, ква, ква!..
Мы зеленые ребятки!
Ква, ква, ква!..
Мы играем нынче в прятки – …
Ква, ква, ква!..
Старая гусыня
Ловите их! Ловите!
Толстый гусь
Всех съедим, всех!
Гусята
Всех съедим! Всех съедим!
Лягушки
Ква…-ква! Спасайтесь!
(Прячутся под листьями. В это время неожиданно появляется лиса)
Молодая гусыня
 Ах! Караул! Лиса!
Домашние гуси убегают, но один гусенок замешкался.
Лиса (Прыгает в воду и хватает тонкого гусенка)
Ап-п!
Тонкий гусенок
Мама! Мама!
Молодая гусыня
Ах! Мой малыш! Спасите моего малыша!
Толстый гусь
Ещё чего! Ну, съест одного гусенка лиса! Лишь бы мы были целы!
Ишка (Появляется из камышей и бросается на лису)
Не смей! Не смей! (Клюет лису)
Вот  тебе! Вот! 
Лиса (Отпускает малыша и выбирается на берег. Отряхивается и облизывается)
Погоди, придёт зима! Тогда я до тебя доберусь!
Молодая гусыня.
Мой малыш жив! (Подплывает к Ишке и смотрит на него влюблено.) Ах! Спасибо! Ах! Вы такой смелый!
(Толстый гусь отталкивает ее от Ишки.)
Толстый гусь
Он только мешал нам расправиться с лисой!
Старая гусыня
Из-за него чуть не погиб наш малыш!
Тонкий гусенок
Из-за него я чуть не погиб!
Толстый гусь
А теперь пора обедать! За мной – марш!

(Гуси проплывают мимо Ишки.)

Толстый гусь
Чтоб тебя лиса съела!
Старая гусыня.
Чтоб от тебя костей не осталось!
Молодая гусыня
Ах, как не стыдно!
Гусята
Чтоб тебя мухи комарами заели!
(слышится голос Юльки)
Юлька
Ишка! Ишка!
 (появляется Юлька)
Юлька
Ишка! Ишка! Я принесла тебе корочку хлеба!
Ишка
Как я рад тебя видеть – ты мой самый лучший друг! Если бы мы могли с тобой летать, мы бы улетели  подальше от этого лесного озера! Я бы показал тебе весь мир! Он так прекрасен!
Юлька
Мне не надо весь, я хочу совсем немножко - чтобы бабушка с дедушкой  не ругались... Чтобы мама всегда жила с нами!  А еще я не хочу... Не хочу уезжать...
Ишка
Ты уезжаешь?
Юлька
Не скоро – осенью! Я тебе говорила… Я  уеду в интернат учиться…
Ишка
Я буду скучать по тебе!
Юлька
Ты будешь прилетать ко мне! Друзья никогда не расстаются...
Ишка
Я не могу летать…
Юлька
Крылышко у тебя давно зажило… Повторяй за мной! (Юлька раскинула руки  и растопырила пальчики) Вот так, вот так крылышками! Ну, смелей! Лети же! Лети!
Ишка
Я попробую! Я должен! Я лечу! Лечу!(Ишка, тяжело хлопая крыльями, бежит по воде и скрывается в дали. Появляется дед с лисой и ружьем на плече)
Дед
Ау-у! Внучка! Ау-у!
Юлька
Ух, какая лиса!
Дед
Насилу отыскал тебя!
Юлька
 А лису ты, дедушка,  сам поймал?
Дед
Сам поймал! Не будет больше гусей наших беспокоить! А где твой-то гусь? Покличь его, покажи  мне!
Юлька
А ты не станешь его ловить?
Дед
Нет! Зачем он мне?…
Юлька
Он боится ружья – ты без ружья приходи!
Дед
Спасибо, что предупредила – приду без ружья! А теперь пойдём домой! Пора собираться в дорогу... Завтра поедем в интернат...
Юлька
Ты же  сказал – осенью!
Дед
Осень-то не за горами. Вот завтра  и поедем!

ДОМ. НОЧЬ.
(Юлька спит. Тревожная музыка.  Юльке снится сон.)
Юлька (Гусь клювом тащит Юльку за платьишко на высокий холм)
Ишка! Ишка, куда ты меня тащишь? Ишка, порвешь платьишко, и бабушка будет ругаться!
Ишка
Сюда! Сюда! Еще выше, выше! А теперь – смотри: вот  так я раскину крылья, разбегусь и полечу! 
Юлька
Ишка! Лети! Лети!  Ишка!
Ишка
А теперь давай вместе! Раскинь руки, растопырь пальчики – маши, маши руками!
Юлька (Сначала неуверенно)
Я машу... Машу!  ... Я – лечу, Ишка...  Я лечу!
Ишка
Смотри вверх, только вверх!
 (Звучит музыка.  Юлька и Ишка летают. Ишка  начинает улетать.)
Юлька
Ишка! Ишка, где ты?  Где? Не улетай!
Ишка
Я здесь!  Около тебя…! Я всегда буду рядом с тобой!
 Свет гаснет. Раздается звук выстрела и яркая вспышка.

Изба.
 Открывается дверь в избе и входит дед, в руках у него убитый дикий гусь Ишка.
Дед
На, старуха, ощипай дикого гуся – будет на дорогу мясо!
Старуха
Cам бы и ощипал, чтоб Юлька не видела!
Дед
Все не угодишь! Все не так... (уходит)
Юлька (Просыпается)
Бабушка,  ты меня звала? Уже пора ехать?
Старуха
Нет, внученька – спи, рано еще!
Юлька
Бабушка, солнышко уже встало – я побегу на озеро,  попрощаюсь с Ишкой!
Старуха
Где ты его найдешь? Улетел,  поди, в теплые края...
Юлька
Он без меня не улетит! Он мой друг! (Выбегает из дома.)

ОЗЕРО. ТУМАН.
Юлька
Ишка! Ишка! Где ты?
Эхо
Ишка... Ишка…... Где ты... Где...
Юлька (Плачет)
Бабушка, его нет! Нет его!
Старуха
Не плачь, не плачь внученька! Он улетел! Осенью все птицы улетают на юг! Я сама, сама видела! Вон он, вон! Смотри! Летят!
(Слышится гоготанье летящих гусей)
Старуха
Ты, главное, верь! Верь и жди его! Он обязательно вернется!
Юлька (всхлипывая)
Ишка! Ишка! Возвращайся скорей, Ишка…
Я тебя люблю! Люблю…

Звучит музыка. На сцене в свете прожектора маленький ребенок, это ангел, держащий на руках дикого гуся Ишку.