Холст на масле

Андрей Шеркунов
   Часто, рассказывая о каких-либо событиях, вспоминаются и люди, которые в этих событиях участвовали. За многие годы работы на петербургском арт-рынке я поменял довольно много сотрудников галереи. Иногда их было больше, иногда меньше, но все оставили какой-то след в истории галереи. Да и не только галереи – некоторые становились друзьями на многие годы…      

   Вспоминая галерею «Палитра» начала её истории, я не могу пройти мимо одного персонажа, который был в течение первых двух лет самым запоминающимся. Речь идёт о моём первом продавце-консультанте Валерии. Бывшая учительница английского стала просто незаменимой благодаря своему невероятному характеру. Абсолютное незнание и непонимание современного искусства, но при этом и полная раскованность в общении с посетителями. Какие перлы она отпускала! Мне звонило огромное количество знакомых и пересказывали её новые выражения и оценки. Например, один раз она выдала фразу, которая долгое время цитировалась в нашем кругу - на вопрос клиента о технике исполнения какой-то картинки она гордо и со значением произнесла:    

   - Холст на масле!    

   При этом она даже не поняла что сказала, а посетитель ушёл в полной задумчивости. Другой её перл, который до сих пор жив и частенько вспоминается – «маслянистая живопись». Знать бы ещё что это такое и как у неё в голове слова складывались в предложения…

   А на выставке Наталии Талавира, художника по тканям, известной тем, что она изобрела свою изобразительную технику, внешне напоминающую торжокское золотое шитьё, Валерия отрывалась по-полной программе. Золотые нити, цветы, шелк… Страшная красота! Посетители просто толпами ходили смотреть на это великолепие. На выставке Наталья проводила экскурсии, где рассказывала о своей технике. Но через три дня после открытия ко мне в кабинет буквально вползает мой тогдашний искусствовед Лариса и сдавленным голосом, сквозь смех и рыдания, шипит:    

   - В зале Валерия собрала толпу посетителей и экскурсию ведёт… Это надо как-то остановить, иначе все сотрудники просто сдохнут от смеха...  Да и Талавире потом перед людьми не оправдаться!   

   Выхожу в зал и вижу человек десять-пятнадцать зрителей, внимательно и с почтением внимающих Валерии, которая с высоты своего не маленького роста просвещает страждущих. Слышу только последнюю фразу:    

   - А вы знаете, почему это так блестит? Всё очень просто! Потому что намотано!    

   Поднятый вверх указательный палец показывает всем значимость этой фразы. Что и где намотано она считает объяснять несущественным. Прерываю её словоизвержение, прошу пройти ко мне. Так сказать от греха.  Экскурсию заканчивает искусствовед, но люди уже не так заинтересованы - должного драйва нет…    

   Надо сказать, что Петербург в те годы был очень сложным городом в плане торговли искусством – тут все в нём разбираются и советов не спрашивают. Подойти и спросить:  «что, мол, Вам угодно, милейший, может что-нибудь подсказать?» невозможно – вспугнёшь. А Валерия могла! Как ей это удавалось я не понимаю, но запомнилась одна ситуация, которая её хорошо характеризует. Кстати, должен сказать, что мы были с ней на «ты», но перед клиентами она никогда не позволяла себе лишнего.

   Итак – лето, в галерее тихо, я сижу у себя в кабинете и что-то пишу. Тут слышу приближающиеся шаги и тихий, но очень чёткий шепот:    

   - Я вас сейчас представлю нашему директору, Андрею Ивановичу. Это особенный человек! Просто бездна вкуса, море обаяния и океан знаний! Если он вам скажет, что надо покупать эту картину – не вздумайте сомневаться!    

   Услышав такие характеристики я приосаниваюсь и напускаю на себя соответствующий вид «океана знаний». В кабинет робко входит парочка средних лет, они уже готовы всё купить, только бы их не приняли за некультурных и необразованных. Довольно быстро мы обо всём договариваемся – ведь они хотят быть на уровне, но это уже технические детали и не так интересно… Вы представляете, какая была вся предпродажная подготовка, а я ведь услышал только последнюю фразу! Высший пилотаж! И это только то, что вспоминается сразу, ведь с Валерией ни один день не был похож на другой…    

   Закончилось моё сотрудничество с Валерией довольно печально. 15 июня 1992 года я решил отметить первый юбилей галереи, искренне посчитав, что нам исполнилось пять лет. На самом деле было всего два годика, но это и не важно - событий накопилось на все десять… Так вот утром, после долгого и весёлого празднования, мой дорогой продавец-консультант попал под машину просто выйдя на утреннюю пробежку. Какой-то несчастный «Запорожец» поломал беднягу довольно сильно… Несколько месяцев я ждал её выздоровления, но она не хотела поправляться – лечение, в конечном итоге, заняло более полутора лет! Слава Богу выжила и даже выздоровела, но мне в то время пришлось нанимать других людей, а с их приходом поменялась и сама галерея. 

   Но это уже совсем другая история…