Марьюшка и баба Яга

Светлана Чернецова
 
-А если  хочешь, пойдём со мной,- предложил  дед     Ефим  внучке.    Был он  высокий, с густыми светлыми  волосами и серыми  глазами.   А его внучка  Марьюшка  была невысокой, тёмно-русые волосы  заплетены в  тугую косичку, а на  круглом  личике выделялись тёмно-карие  , круглые, как  вишенки,  глаза.    -Дойдём  к реке и  поплывём  на  лодке. Вечером  на месте  будем.    Погостим  неделю у  моего старого    друга и вернёмся.
-Нет, дед, ты   иди  к  нему один.    Я в  домике  останусь  и   буду  ждать  тебя  здесь.
-К  тебе сегодня  тётя  придёт,   жить  вместе  будете,  чтобы   ты  не скучала. 
-Ладно деда.  Ты иди  и не  волнуйся.  Мы  ждать тебя  станем,-   внучка  поцеловала  деда  и он пошёл к  реке,  закинув  на  плечо  походный  мешок.  Марьюшка  махала  ему  рукой, пока он не исчез  за  деревьями.   Затем  она  побежала  в дом  и  вынесла  кусочек      пирога  своему  любимцу,  лохматому псу.  Пса    звали  Шалопай  с лёгкой  руки  деда  Ефима.
Пёс проглотил  кусок   не  разжёвывая  и  застучал  хвостом  по  земле,  заглядывая  в  Марьюшкины  глаза.
-Нет  больше,-_засмеялась  девочка. - Иди  гуляй,  Шалопай.   
  Чёрный пёс  с  белыми  пятнами    весело  махнул  хвостом,  тряхнул ушами  и убежал  в  лес.  Марьюшка  сходила  в  малинник,  полакомилась  ягодой и вернувшись  в дом  вынесла  на  крыльцо   мешочек  со  своими поделками.  Она  ходила  в  кружок   и училась  вязать  и  плести  макроме.  Только  она хотела  разложить  на  лавочке  своё рукоделие,  как вдруг  ей  на голову одели  тёмный мешок,  связали ноги,  чтобы  она  не  колотила  ими и  подняли. 
-Ой, -  запоздало  взвизгнула   девочка,  -  сейчас же  выпустите  меня!  Но  вместо этого  её  куда-то  положили и ей показалось,  что  она  полетела.
Ступа  подлетела  к  избушке на  курьих  ножках  и опустилась  рядом.  Баба   Яга  вытащила кряхтя   мешок,  развязала  его и сняла  с головы  девочки.   Марьюшка уставилась   на  стоящую  перед ней  старушку  в  цветном  платье, повязанной на  голове косынке  с  узелком  на  лбу  и очках. Румяное  лицо  бабки  покрывали   весёлые  моршинки,  и несколько  раз  удивлённо моргнула:
-А  ты  кто?
-Да  баба  Яга.  А ты что,  не узнаёшь  меня?
-Нет.  Я  тебя  не  знаю.
-   Да  ты  что,  сказки  не  читаешь?     Нас,  бабов    Ягов  в  сказках  всегда  одинаково  рисуют.
-Но  в сказке  баба  Яга  злая  и коварная, а ты  весёлая.
-Да  это  я  рада,  что ты  у  меня  теперь  есть.    А  так  я  злая.  Вот  сейчас  каак на тебя  закричу  громко.  И сразу  будешь меня бояться.
Марьюшка встала  на ноги,  перекинула за  спину  косичку и сказала:-  Не  буду  я тебя  бояться.  Я никого  не  боюсь.   И на  детей  кричать  нельзя.    А то    они     нервными  вырастают.   
-Зато  послушними,- заспорила  с  девочкой   Яга.   -  И вообще,  хватит  болтовни.  Иди  в  дом и  садись  под  окошечко  плакать.
-Зачем  это?  И вообще  я  не поняла,  почему  ты  меня  украла? 
-  Не  украла,  а  унесла  в  ступе.  В сказке   детей  всегда  уносят.
-И  что  ты  со мной  делать  станешь?
-Привяжу  тебя и буду  пленницей  держать.
-Вот  только  попробуй!-  топнула девчонка  ногой. - Вернётся  мой  дедушка  и сразу  меня  найдёт.  И тогда  тебе  от  него так  влетит.  И даже и в  милицию тебя отведут.
-Ахахахаха,- замахала баба  руками громко  смеясь.  - Да  я  мороку    наведу,  никто  ввек  не  сыщет.  Мимо сто раз  пройдут, а  не  увидят.     Пойдём  в дом!  - и ухватив  девчонку  за  руку,  утащила в  избушку.  Обвязала  она Марьюшку  верёвкой  вокруг  пояса  и сообщила ей:
  -Вот  садись  у окна.  На  столе пирожки  сладкие в  тарелке,  в  кувшинчике  молочко свежее.  А захочешь  спать,  то    на  лежанку  ложись.  Верёвка  длинная,  хватит тебе  по  всему  дому  ходить.  Да  и на  улицу  выходить сможешь.  А  я посплю.  Утомилась, пока  за  тобой  летала.  Баба  Яга влезла  на  печку и легла  спать.      И уже  засыпая  проговорила: -  И ты  поспи, дитятко.  Переволновалась  наверное.
Яга  заснула,  а  Марьюшка  стала  рассматривать  её  домик.  Печка была  большой и тёмной от  старости.  Стол качался, а   вместо  лавки  стояли   два пенька с доской  на  них.  И лишь  лежанка  была новой.  С  мягким  матрасом, наполненном  сеном  и застеленным  голубеньким одеялом . На  матрасе  лежала  вышитая  подушка.  Удивилась  девочка  этому и взяла  сладкий  пирожок.  За одним  последовал  второй, а потом  и третий.   Запила она  их  молочком и решила  заняться  делами.    Подёргала  верёвку,  развязала  узел и  засучила рукава.   Осмотрела  все углы и найдя  метлу,  принялась  за  дело.  Во всех  углах  и  на потолке    сидели  пауки и  висела  бахромой  паутина.  Марьюшка подняла  метлу повыше и стала  выгонять пауков в открытое  окошко.  Потревоженные пауки  забегали по паутине и начали  угрожающе  поднимать  на  девочку  лапы.   Марьюшка  погрозила им  кулаком  и проворнее   замахала  метёлкой.  Повыскакивали пауки  в окошко  и помчались  плести  паутину  в  другом  месте,  подальше от  домика.   Обмахнув паутину  Марьюшка стала  подметать  пол.  Высыпала  мусор  за порог и пошла  искать  ведро с тряпкой,  чтобы вымыть окошко.
   Проснулась баба Яга и посмотрев на  потолок громко  вскрикнула:  -А где  же это  моя паутиночка, любимая?  И пауки  куда  делись?
-Повыгоняла,- сообщила ей  Марьюшка. - Они  в  лес  побежали.
Яга вскинула  вверх  руки  и заголосила  -  Да  что ты  вредина натворила?  Паук, он  же  к  добру  в  доме,  к  деньгам.  Хулиганка ты этакая.  Я  твоему  деду  всё  расскажу. 
-Так ты  говорила, что  мой  дедушка  не  найдёт меня,  что  ты  мороку  напустишь.  Как  же ты ему  расскажешь?
 -А  я  ему  письмо  напишу и ворон  отнесёт  его. 
-Напиши, да не забудь  рассказать,  что я дом  твой  убирала.
Баба Яга подбежала  к  окошку и стала  звать  пауков: -  Где  вы,  мои  сердешные?   Возвращайтесь в дом,  погрейтесь.
-Да не  замёрзнут твои  пауки.  Сейчас  лето .
-А когда  зима придёт, что  они  делать будут?
 -Зимой и позовёшь  в  дом.  И  вообще, зачем  они тебе  нужны?
- Так в доме то  красиво,  когда  паутина  кружавчиками  висит.
- Красиво,  когда  чисто.
-Маленькая ты ещё, ничего  не понимаешь.    Пойду спрошу  у пауков,  не обиделись  ли?
Ушла баба  Яга,  а Марьюшка собрала  её  вещи и замочила  бельё,  чтобы постирать.  И  посуду грязную  начала  мыть. Помыла всё,  вытерла и поставила  на  полочку.  Пришла  баба  в  домик, а девочка   в  воде  её  одежду полощет и выкручивает.
 -Да что ты опятьделаешь?- всплеснула  баба руками.
-Стираютебе,-ответила  Марьюшка.
-А я тебе не говорила стирать!-прикрикнула  Яга. - Все ручечьки  себе сотрёшь работой.    Сиди и отдыхай!
Расхохоталась девочка: -  Да что ты такая   баба Яга  смешная.   Ты же  должна  меня  заставлять  тебе  убирать,  помогать  во всём.  А ты за руки мои  волнуешься.
-Не волнуюсь  я, -начала  возражать бабка.  Вот  возьму и заставлю тебя.  Иди и собирай  ягоду.  Полную  корзинку  чтобы  набрала.   Я тебе пирожков  свеженьких спеку.    Да  косыночку  на головку  возьми повязать, чтобы  солнце не  припекло.  Она всунула  девочке в руки  корзиночку и косынку и выпроводила её  за  дверь.  Набрала Марьюшка  ягоды и вернулась  к  домику.  В  высокой траве  заметила  ступу и подошла  к ней.  Она  была  совсем старой,  с дырявым  дном.
-Не порядок, - подумала  девочка. - Упадёт   бабуля из этой   ступы.  Надо  что-то  делать.  А здесь и бабуля на порог выходит.
 - Что ты там  увидела?- спросила она свою  пленницу.
-Ступа  твоя  совсем  разваливается.
-Где это разваливается?  Она  ещё  сто  лет мне  послужит.  Посмотри!    Яга  подошла к ступе и,  подхватив  в руки метлу,  вскочила  в  неё.  Раздался  хруст и вместо того,  чтобы взлететь,  бабка оказалась  на земле  среди   разломанного  дна. -Ай яй яй,- запричитала  Яга, -  что же  я без  транспорта  делать  стану. Горемычная я такая.
-Бабулечка,ну не плач, -пожалела её  Марьюшка. - Может  её  починить  можно.
Яга  вытерла  крупные  слёзы и жалобно  проговорила: -  Кто же  мне  её починит?
-Дедушка мой,  Ефим.  Он всё на  свете  может  сделать.  Я его  попрошу и он починит.
-Не  попросиш!- выкрикнула  Яга. – Я  тебя не отпущу к нему.  Я  тебя украла, чтобы ты  у меня  жила  и  меня   веселила.  А  дед  Ефим пусть  с  твоей  тётей  живёт.
-А откуда ты  про  мою  тётю  знаешь?
-А я подслушала твой  разговор  с  дедом.
 -Это  очень  некрасиво,  слушать  чужие   разговоры.  Пообещай мне, что  больше  не  будешь.
-Ничего  я  тебе  обещать не  буду. Я тебе только  приказывать стану.    Иди  в дом! 
 Марьюшка повернулась и пошла.   Села  под  окошко и достала  свой мешочек  с  рукоделием.  Его  Яга  вместе  с ней  в  мешке  принесла.    Вытащила  из  него  белый  клубок и начала  быстро-быстро  что-то вязать.     А  баба  Яга  пирожки  лепит  и на  неё поглядывает: -что это  она  делает?   Напекла  баба  пирожков и приглашает  девочку кушать.
-Отведай  моих  пирожков  дитятко.  А  вечером я  молочка надою, когда коза     вернётся.
-А у тебя и коза есть ? - удивилась Марьюшка. - А ещё кто?
-Ты.
-Ну я у тебя  временно, -махнула  рукой девочка.
-Посмотрим, посмотрим, - рассмеялась  Яга.
-А  что  смотреть?   Я поживу у  тебя  немножко  и пойду  домой.   
-А я не  отпущу,- топнула ногой  Яга.
-А я  так закричу,  что у тебя  уши    заложит.  И буду  кричать  долго долго.  Весь  лес  услышит и прибегут  сюда  все  звери  и птицы.
-А я  уши  мхом  заткну и не  буду  ничего  слышать.
-Ха-ха-ха-ха, - весело засмеялась  девочка.  -  Я представляю  тебя  с  мхом  в  ушах.
_Хи-хи-хи-хи-хи,- тоже рассмеялась  баба.   - Ну и пугало  я  буду.  Ещё и тебя перепугаю.    Давай  ты  не  станеш кричать, а я не буду уши затыкать
-Давай,  -кивнула  марьюшка  головкой.
Бум!-раздалось  за  стенкой.
-Что это  такое?-удивилась  девочка.
-Да это коза моя пришла.  Её  заяц привёл. 
Марьюшка поспешила  за  дверь  и громко ахнула. .   Перед  ней  стояла  огромная   белоснежная   коза  с  длиннющими   рогами  и гневно  трясла    бородой.   А  заяц  на её  широкой   спине  приплясывал.
-Вернулись  мои  хорошие, - нараспев заговорила  бабка.  -  А  мы  с   Марьюшкой  уже  ждём  вас.  Она  сунула  в  карман  руку и  достала  яблоко  и морковку. Коза  ухватила  яблоко и захрустела  им.     А  заяц  зажал  в  лапе  морковь и,  высоко   подпрыгнув,  сделал  в  воздухе  кувырок.  И  поскакал  в  лес.
-Поклон  мамке  от  меня  передай!- крикнула  вслед  ему  Яга.    Заяц  снова  высоко  подпрыгнул  и  исчез  в  лесу.
-Пойдём , красавица моя,    подою  тебя,- повела  старушка  свою  козу  под  навес.   Коза  мекнула и повела  рогатой  головой  в  сторону девочки.-  А это я  сегодня  девочку  принесла.   Чтобы нам  не  скучно  было. И  добавила:  -  внучечкой  мне  будет.
-Бабуля!-закричала рассерженная  девочка.
--Ой, иди, иди в дом!-  замахала  бабка  руками, -сыро становится, кабы  не    застудилась.   Я сейчас  с  молоком  приду. Ушла   Марьюшка  в  дом,  а  вскоре и   Яга  туда вернулась.  Поужинали  вдвоём  и у  девочки  глаза  слипаться  стали.  Так ей  спать  захотелось.
-Ложись  деточка  на  лежаночку, - пригласила её    бабка.  -  Мягко будет  спать,  спокойненько.  Легла  девочка  и  моментально  заснула. 
Проснулась  Марьюшка от того, что   избушка  наклонялась  из  стороны  в  сторону.      Она  громко  взвизгнула и выбежала  на  двор.      И тут  она  увидела,  что  избушка   поднимает  как солдат  ноги  по очереди. 
-Зарядку  делает,-поняла  девочка.  А избушка  перестала  маршировать  на  месте   и   побежала   на  поляне  по  кругу.  Побегала,  походила  немного  и  встала  на   прежнем    месте.
-Доброе  утро,  избушка!-  поздоровалась  Марьюшка.
-Ко-ко-ко-ко-ко,- приветливо  ответила  та.
-Куда  наша  бабулька ушла?
Избушка подняла одну  куриную  ножку и ткнула в  сторону.
Марьюшка  посмотрела   под  навес, и не  увидела там  козы.-Красавицу  повела,  - поняла  она,  -значит  сейчас  вернётся.  Она  подхватила  ведро  с  водой и  пошла умываться.
Вернулась  баба  Яга и принесла узелок  с  Марьюшкиными  вещами и  с зубной  щёткой  ,  расчёской, пастой  и  зеркальцем.  А среди  вещей  были  футболки, шорты, сарафан и  джинсы.
-Вот,-подала  бабушка  вещи,-  белка с вороном  принесли.   Всё,  что   велела им  взять  в  доме  у  деда.
-А  записку  ему  оставила?
-Какую  записку?
-Ну,  что  я  у тебя  в  гостях и со мной  всё  хорошо.
-Деда  твоего  нет,  а  тётка  подумала,  что  ты  с ним ушла. 
-Значит мне  надо  вернуться  до того,    как  дед Ефим  придёт.
-Не вернёшься ты! - крикнула  Яга.
-Вернусь!- топнула ногой Марьюшка  и избушка  подпрыгнула  от страха.
-Не шуми,- снова  крикнула   бабка, -  избушку пугаешь!
-А  ты  глупости  не  говори!
--Ах, как же  ты  свою  бабушку не  уважаешь!   Какие же  я  глупости  говорю?
-Такие, - буркнула девочка.    Она  взяла свои вещи, а  баба  Яга стала  варить   кашу.  Она  ходила  по  избушке  в  шлёпанцах, и  Марьюшка  заметила у неё на  пятках  дырки. 
  После  завтрака    старуха  ушла  по  своим делам  в  лес , а   Марьюшка  осталась  одна. Она  вытряхнула  свой  мешочек  с рукоделием  и  взяла    вязание.  Посмотрела  на пару неоконченных   носков  и  спицы   замелькали в  её   руках. И когда  бабуля  в  обед  заснула на  своей  печке она завязала  узелки и положила спицы.    А потом  принялась  за  дела.   Положила  новые носки  вместо  старых.   Залатала  дырки на  бабулиных носках.  И повесила  новые  кружевные занавески на окно.   Их  девочка  связала  вчера.   Помыла посуду  и  пошла  во  двор.
-Избушка,   тебе не  холодно на земле   стоять?
Избушка немного  наклонилась  и   мелко  задрожала.
-Холодно,-поняла  девочка. -     Я тебе  гольфы  свяжу,  без пальцев,  хочешь?
Избушка  в  восторге   подпрыгнула.  Внутри  послышался    Ягин  вопль.
-Ты  что  творишь,  злыдня?    Чуть  на пол  меня  не   уронила.   И сразу  же  за  этим  вскрикнула: -Это  что такое?  Это  кому?  Марьюшка вошла в  домик.
-Это  я  тебе   носки  связала.  А  старые  заштопала. 
Бабка прижала  к  груди  обе пары  носков и вымолвила:  -Ни за  что  не  отпущу.    Некому  мне  носки  вязать  кроме  тебя.  - А это   что  за  красота? - она  подбежала   к окну.  –Кружавчики  какие  красивые.     Рукодельница  ты  моя,  умница, -  расцвела  бабка  в  улыбке.   -  Я тебе  тоже   подарок  сделаю.  Что ты захочешь, подарю.
Только  Марьюшка  хотела сказать -  отпусти меня к  деду,  как  Яга  предупредила
-Только  домой  не  просись.
Марьюшка  нахмурила  бровки,  упёрла  руки  в  бока и викрикнула: -Ничего мне  не  надо!  А я тебе  носки вовсе  не  за подарок  связала,  а  просто так.    И вообще  я на  тебя  обиделась!- и Марьюшка  убежала  в  лес.
-Марьюшка! - надрывалась баба  Яга, зовя  девочку.   -Вернись  внучечка,  ужинать  пора!  Захотела  девочка  ещё посидеть в лесу,  да темно  стало.     И  бабульку  жалко.  Она  всё  время  её звала.    Пошла  обратно  к  домик.   Увидела   Яга  Марьюшку и повеселела.  Повела  быстрей  в дом  . Покормила,  попоила  и  спать   уложила.
Не успела  утром  девочка  глаза  открыть, а бабуля ей   целый туесок  ягод лесных  подала.
-Кушай  моя  драгоценная.  А  вечером  я  тебе  вареничков налеплю.    Сейчас я  уйду,  ты не  скучай.
-Ладно,- махнула девочка рукой, испачканнй ягодным соком.- У  меня  тоже  дела  ест.  Ушла  Яга,  а  Марьюшка  за  спицы  взялась и  начала  гольфы  для  избушки  вязать. Встало  солнце над   лесом,   а  гольфы  уже готовы.  Выбежала девочка  из  дома
-Избушка,  я  тебе  гольфы  связала.   Давай примерять.
Избушка  кудахтнула  и  подняла  одну лапу.  Марьюшка  сложила вместе её когти  и  ловко натянула  красный   гольф. Избушка опустила лапу и подняла  вторую. Девочка и на  неё натянула  гольф
-Есть!-захлопала она  в  ладоши.
А избушка потопала на  месте и вдруг пустилась  в  пляс.
-Хорошо,  что  бабули нет, -крикнулаМарьюшка,  -иначе ты её точно  на пол уронил б!
А избушка  плясала пока не   уморилась.  И только  после  встала  на  место.
Вышла баба   Яга из  леса к своей избушке и от удивления уронила из  рук охапку  липовых веток.    Она даже и сама   хотела  на  землю   шлёпнуться, да  раздумала.  Стояла  перед  ней  избушка,  а на  курьих   лапках были  одеты  красные  гольфы.
-Да  что  это  моя  озорница   придумала?    Носки  избушке  связала.      Не  нужны  они  ей.
Избушка  протестующе  заквоктала:  Квох-квох-квох!.
-И не  кудахтай,-махнула  Яга рукой. - Скажу  внучке,   пусть  снимет.  Она  подняла  липовые  веточки и пошла  к  двери.  Избушка  ловко  развернулась к  ней  глухой  стеной.
-Повернись  дверью,- топнула   бабка  ногой. Избушка  подняла лапу и побежала.  Ветки снова  выпали из бабкиных  рук.
Марьюшка схватилась  руками  за стол ,   чтобы  не  упасть и выглянула  в  окно   на  пронзительный  крик  бабули.  Та бегала  за избушкой и громко  её ругала. 
-Что  случилось?- спросила   девочка.
-Изба в дом  не  пускает,-пожаловалась    баба  Яга.
-Почему?
-Да  я  сказала,   что  ей  носки  не  нужны.
-Ой,  бабулечка,   у  неё лапки  мёрзнут на  земле.   А теперь  тепло  станет. 
Баба  Яга  махнула  рукой соглашаясь с гольфами, подняла   снова  ветки  и  вошла  в  избушку.   Марьюшка  стояла     возле  выбеленнй  печки  и рисовала  на  ней  цветочки  и  листики.  Старушка  охнула  и   уселась  на   лавку.
-Нравится?- улыбнулась  Марьюшка. -  Смотри  как  красиво.
Посмотрела  на неё баба  Яга и горько    заплакала.
-Ты что?-расстроилась  девочка. -  Я  думала, так   красиво  будет.
А  Яга  запричитала:- Никто  обо  мне в   жизни  не  заботился,    подарков  не  дарил.  Мной  только  детей  пугали.  А сейчас   ты  у  меня  есть-радость  моя. И уйти  хочешь  А как же  я  останусь    одна?  Снова  с   пауками  день  коротать!  И пирожков  некому   спечь,   и  вареничков  слепить,.- и бабушка заплакала   ещё громче.   Избушка  тоже  мелко  задрожала и тоненько  закудахтала.
-Ну  что  же  делать?-растерялась  Марьюшка. - Мне  надо  к  деду возвращаться.  Волноваться они  будут, если  не найдут  меня.
-Но  они  же  вдвоём, -жалобно  протянула  Яга,-  им  не  скучно.  Я записку с  вороном    передам,  чтобы   не  волновались.   
-Мне  осенью  в  школу идти.  Я ведь  только на      лето  к  деду    приехала.
-Ну  поживи  у  меня   ещё  несколько  денёчков, порадуй    старую.
Утром   Марьюшка вскочила с лежанки и громко позвала    бабу  Ягу.
-Здесь  я.  Сейчас  белке  дам  травки  от    зубной  боли  и   приду.  В окне  мелькнул    беличий  хвост  и  старушка   пришла.
-Я придумала,   как   мы  сделаем.   Ты перейдёшь  жить   к   деду   Ефиму.
-Ой, захворала   внучечка   моя!   -всполошилась  бабка.
-Да  не   заболела я.     Ты  не   у  деда   жить  будешь,  а в  своей  избе  рядом.   И  морока  напустишь,  чтоб  другие  не  видели.
-Меня    Ефим не  пустит.    Я  же  баба     Яга.
-Пустит, - уверенно    сказала    девочка.   - И на   бабу   Ягу  ты  не  похожа       совсем.    Он  тебе  ступу  починит.   А  мой   дед  больше   всего  на  свете   пирожки  любит.   Печь  ему  будешь.
На  следующее    утро    по  лесной    тропинке , высоко  поднимая  куриные   лапы  в   красных    гольфах,  шла  избушка.  Возле  окошка    сидели    баба  Яга  и   Марьюшка.  А за  избушкой   на  длинной    верёвке  тащилась  коза.   На  её  спине     приплясывал    заяц. Все шли жить к деду Ефиму.