400 грамм добра

Виктор Санин
На станцию переливания крови я приехал одним из первых, чтобы пораньше освободиться. День предстоял хлопотный. В очереди оказался вторым. Передо мной стояла женщина лет сорока. Маленькая, хрупкая, под глазами тени. На донора она никак не походила. Подала документы в окошечко. Прошло меньше минуты…
- Мы у вас кровь не примем.
- Почему? – срывающимся голосом спросила женщина.
- У вас контакт по гепатиту.
- Но… нам очень надо.
- Извините, все понимаю, но нельзя.
Женщина повернулась, чтобы отойти в сторону, и я увидел, что ее глаза полны слез.
- Что у вас случилось? – придержал я незнакомку за острый локоток.
- Внучка родилась, но она в тяжелом положении, нужна кровь.
Я наклонился к амбразуре и поинтересовался:
- Скажите, я могу адресно сдать кровь?
- Конечно. Для кого?
- Для… - я услышал и продиктовал фамилию малышки

Мне было двадцать два года. Работал в молодежной комсомольской бригаде на стройке, на свежем воздухе. Сил и здоровья было не занимать. Когда товарищ по звену однажды пропустил две смены, я встревожился. Но он вышел на работу в среду и на мой вопрос о причине отсутствия сказал, что сдавал кровь. Слово за слово, оказалось, что он донор. Через два месяца я составил ему компанию, и первый раз посетил станцию переливания крови.
Тоже стал донором. Сдавал обычно по триста грамм.

- Сколько сдадите?
- По максимуму.
Процедура проходила по обычному сценарию. Медосмотр, проверка давления, весы. Попил чаю и прошел в бокс, где доноров переодевали в специальные костюмы. Тогда еще все было по старинке. По приглашению прошел в соседний кабинет. Лег на кушетку. Опытная сестра ввела иглу, похвалила за хорошие вены.
Я смотрел в потолок, а в глазах стоял взгляд этой женщины. Еще в детстве мне кто-то сказал, что каждый день нужно делать десять добрых дел. Любых. Не важно – больших или маленьких. Мне было досадно, что для неизвестной мне малышки возьмут всего 400 грамм. Больше нельзя. Но… ничего. Мир не без добрых людей. Кто-нибудь еще поможет! Спасём. В бригаду специально заеду, расскажу.
- Согните руку… не мочить…
- Знаю, не первый раз, - я прислушался к ощущениям, не почувствовал никакой разницы с предыдущими визитами. Тело было легким, настроение и состояние хорошим, я встал с кушетки и пошел переодеваться и получать талончик на бесплатный обед.

С приподнятым настроением вышел из здания. Сегодня четверг. Впереди два дня отдыха и выходные. Это означало, что сегодня вечером мы с друзьями отправимся в Западные Саяны, там по усеянным жарками полям и через тайгу по тропам поднимемся к озерам. Они названы Безрыбными, и – очевидно – только потому, что без рыбы оттуда никто не уходил. Столько ее было много. Не забыть бы клей для починки резиновой лодки.

- Извините! – женщина поднялась со скамейки и подошла ко мне. – Как вы себя чувствуете?
- Спасибо, нормально, не впервой.
- Я хочу отблагодарить вас, - женщина расстегнула сумку.
- Не надо, вы что! Я все равно сдал бы кровь. Просто она пошла бы неизвестно кому, а так поможет малышке. Вы девочке какое имя дали?
- Сашенька.
- Ну тем более, меня тоже Александром зовут. Пусть… - и я замолчал. Я увидел то, что она извлекла из сумки. Деньги я не взял бы. Но в эпоху, когда дефицитом было все, банка сгущенки перед выездом в поход – это просто манна небесная. Кроме того я всегда был сладкоежкой.
- Возьмите, это от чистого сердца! – женщина умоляюще смотрела мне в глаза.
- Спасибо вам, что-либо другое не взял бы, но это… - я улыбнулся, взял синюю банку, попрощался и направился к своему Запорожцу.
- Вам спасибо, - донеслось вслед.