Море деревьев

Мария Коледина
- Я не хочу умирать!
- Зачем же ты пришел сюда?
- Я не хотел жить. ©

Описание этого фильма привлекло меня задолго до того, как сама лента приняла участие в злосчастной программе 68-го Каннского кинофестиваля, на котором картину беспощадно освистали и едва не забросали всем, что только попало под руку. Критики нашли здесь столько недостатков и корявостей, что было удивительно, как это рейтинг фильма на ресурсе Rotten Tomatoes составляет еще 0 %, а не провалился сквозь землю, основательно уйдя в минусовые значения. Режиссера картины Гаса Ван Сента обвиняли едва ли не во всех грехах, восклицая «Как он мог после таких фильмов так низко скатиться?». После такой рекламы «Море деревьев» на целый год исчезло с радаров кинолюбителей, и, похоже, по нему впору было заказывать поминальный молебен, пока совершенно недавно я не обнаружила его в меню многих онлайн-киноресурсов. Теперь уже из спортивного интереса – что же такое там было, что так перевозбудило невозмутимых кинокритиков – я решила потратить два часа времени и посмотреть этот фильм. Не без опаски, конечно. И теперь не могу сказать, что разочарована. По крайней мере, послевкусие у этой картины оказалось достаточно стойким, чтобы преследовать меня вот уже который день.

Надо сказать,  презрение кинокритиков удивляет меня до сих пор, ведь «Море деревьев» пусть и отличается неторопливым повествованием, банальностью обрисованного конфликта и, возможно, некоторой затянутостью сюжета, все же является не самым худшим фильмом всех времен и народов. По крайней мере, не хуже некоторых, обласканных как критиками, так и зрителями, но являющих собой, на мой взгляд, настоящую туфту. Эту картину я на свой страх и риск отнесу к приключенческо-философскому повествованию, покрытому зеленоватой патиной мистики и потрясающих лесных пейзажей.

Итак, главным героем этого фильма, как по мне, является вовсе не герой Мэттью Макконехи – Артур Бреннер, а лес Аокигахара, печально известный «лес самоубийц», в котором в среднем в неделю расстаются с жизнью три-четыре человека. Неисчерпаемая тема для какого-нибудь ужастика, как вы думаете? Однако ужасов в «Море деревьев» как раз и нет, если не считать ужасами  покойников, довольно нечасто попадающих в кадр. Словом, лес самоубийц - это место, в котором совершенно не в диковинку повстречать чьи-нибудь разлагающиеся останки, редкость как раз заключается в том, чтобы встретить там еще живого человека и попытаться его спасти. Вот как раз именно это и случается с Артуром. Американец переживает тяжелую личностную трагедию и, понимая, что не может справиться с ней самостоятельно, выбирает лес Аокигахара в качестве идеального места для того, чтобы наложить на себя руки. Но вместо того, чтобы спокойно умереть, выпив целую упаковку снотворного, он совершенно случайно встречает израненного японца Такуми, который уже два дня ходит по лесу в поисках выхода. Два раза указав несчастному японцу верный путь, но так и не сумев избавиться от него, Артур решает самостоятельно проводить нечаянного знакомца, но внезапно понимает, что и сам заблудился. Выбраться из леса действительно непросто, и постепенно Артур начинает понимать, что это место – не только безмолвное нагромождение камней и множества деревьев, но нечто гораздо большее, с трудом поддающееся осмыслению. Чистилище, как говорит Такуми.

В моем понимании, все самоубийцы – люди, решившиеся на то, чтобы свести счеты с жизнью, а не субъекты, слепо раскидывающиеся подобными угрозами, чтобы привлечь к себе внимание – подразделяются на два типа. Первые, подсознательно желают спасения, поэтому в их окружении находится хотя бы один человек, которого они вольно или невольно ставят в известность касательно своих страшных планов. Другой тип – это люди, желающие уйти из жизни по-английски. Близкие и знакомые вряд ли могут здесь чем-то помочь, потому что просто не догадываются о том, что за жуткие мысли роятся в голове у такого человека. Но неужели же нет в мире ничего, что могло бы переубедить его и заставить жить дальше? В фильме «Море деревьев» такая сила есть, хотя действует она неявно. Приятно думать, что есть на свете нечто, способное вмешаться в самый последний момент, даже против желания человека, и наставить его на путь истины. Вот только что это за сила? Внутренняя жажда жизни, которую принято именовать инстинктом самосохранения, цепляющаяся за любой подходящий повод? Чувство долга? Встреча с другом по несчастью? А может мир неупокоенных душ? Я думаю, просмотр этого фильма даст предостаточно пищи для размышлений на эту тему. Результат в любом случае оставит неизгладимое впечатление.

Теперь хотелось бы еще немного поговорить о конфликте, который стал причиной личностной трагедии Артура. Как сказал классик,  все семьи счастливы одинаково, каждая несчастная семья несчастлива по-своему. Позволю себе не согласиться – семейная проблема, показанная в картине, является весьма распространенной в наше время. Но я не считаю это недостатком сценария. В комментариях к фильму я не раз встречала гневные высказывания о том, что проблемы семьи Бреннеров банальны, надуманны, и "что это за мужик, если позволяет себе расклеиться из-за такого?". Да, у Артура была малооплачиваемая, зато, думается, любимая работа, но его жена зарабатывала больше, во всяком случае достаточно, чтобы тянуть на себе все счета – а в современной семье это весьма ощутимое преимущество одного супруга над другим. Из-за несостоятельности мужа женщина стала все чаще и все больше прикладываться к бутылке, это вызывало все новые и новые скандалы, как говорится «на ровном месте». Но кому из ныне живущих неизвестны такие семейные проблемы? Да и есть ли разница в том, на какой почве возникает конфликт? Суть в том, что любые семейные дрязги мелочны и незначительны по сравнению с настоящими проблемами, поднимающими вопросы жизни и смерти. Ведь по сути главная трагедия Артура была не в том, что они с женой постоянно ссорились, а в том, что после смерти супруги он внезапно обнаружил как сильно ее любил и как мало успел о ней узнать, несмотря на то, что они немало лет прожили бок о бок.