Энциклопедия пророчеств 1920-ый год

Тамара Кочнева 3
    Зверь из Земли (1920-ый год).

    1920 год.
    «Ядовитое жало с неба тянется вдаль.
    Погибнут за разговорами. Великая чистка.
    Мечта превратит камень в дерево гордый народ.
    Шум, людские монстры, казни лютые» катрен 2 (070).
    Подавление выступлений приверженцев коммунизма в Европе. Несмотря на огромную финансовую поддержку, со стороны Ленина и Троцкого, Баварская и Венгерская Советские республики пали, их лидеры были расстреляны. Массовый террор большевиков против мирного населения в России. Молодой республиканский образ правления, получив инъекцию «диктатуры пролетариата», превращается в торжество народного бесправия. Свергая монархию дома Романовых, простые русские люди мечтали о свободе, о земле, о праве выбирать своих руководителей, а получили «диктатуру» одной партии, нескольких членов Политбюро, «диктатуру» ВЧК, ОГПУ, НКВД.

    Епископ Варнава (Н.Н. Беляев, 1887-1963) вспоминал:
    «Положение Церкви к 1921 году ещё более ухудшилось. Коммунисты, по указанию Ленина, решили, что настал удобный момент для сокрушительного удара по религии. Подходящим поводом для этого они сочли голод, обрушившийся на Поволжье в результате большевистского переворота и экспериментов с экономикой и сельским хозяйством. Новые правители хорошо понимали, что голод унесёт миллионы человеческих жизней (погибло не менее пяти миллионов). Но убедившись, что западные государства не будут увязывать свою продовольственную помощь с требованиями политических перемен, партийные вожди не только не смягчили карательные методы управления, но и усилили их, начав очередной кровавый натиск на Церковь и на свободомыслящую часть общества. Голод начался летом 1921 года.
    В крайних, совершенно новых, исторических обстоятельствах церковные руководители патриарх Тихон и его ближайшее окружение, часто не имели единого согласованного мнения по поводу происходящего (отметим напряжённые отношения в этот период между архиепископом Феодором (Поздеевским), настаивающим на твёрдой позиции в отношениях с властью, и Святейшим, искавшим путей компромисса). Почти всем мечталось о каком-то конкордате с властью, чтобы жизнь церковная умирилась и можно было бы окормлять народ Словом Божиим, не подвергаясь постоянным преследованиям. По мнению одних, однако, достижения согласия не должно было противоречить Евангельской правде, а другим важнее всего представлялось заключить «мир» любой ценой.
    Эти иерархи Церкви забыли простую истину: губительно для судеб Церкви отдавать земные дела во всецелое ведение кесаря, посягающего на душу человека и отрицающего её божественную свободу.  Древние христианские общины, подвергаясь во времена зверонравных Неронов и Диоклетианов беспощадным преследованиям, выстаивали, благодаря духу Христианской любви, соединявшей их членов между собой. Великая культура евангельских отношений делала древних христиан близкими, родными друг другу, и даже уничтожаемые физически, они не теряли своей удивительной цельности.
    Русская Православная Церковь могла выстоять среди гонений только таким же опытом единения в христианской жизни. После столетий Московской церковно-государственной симфонии, после двухсот лет Синодального периода у многих священнослужителей выработался иной взгляд на роль христианина в истории, отличный от древнего, кафолического миропонимания. Православие выродилось в «уединение в пустыни», освящение «исторической реальности из кельи», оставление земного бренного бытия на всецелое усмотрение кесаря. Миссия Православной Церкви сузилось до угольного ушка […]» (П.Г. Проценко «Биография епископа Варнавы (Беляева)», 1999).
*    *    *
    Митрополит Макарий (Михаил Андреевич Парвицкий «Невский», 1835-1926), Московский и Коломенский (1912-1917), 20 марта (1 апреля) уволен на покой с поселением в Николо-Угрешском монастыре. 22 октября 80-летний старец подвергся не только ограблению у себя в монастыре во время обыска, но и «прямому физическому оскорблению руками» со стороны лиц, вторгшихся в храм Божий с оружием в руках. После ограбления и угроз физической расправы «Апостол Алтая» и «Сибирский столп православия», как его называли, неожиданно прозрел, и встав на сторону Иоанна Кронштадтского, с кем раньше активно спорил, передал послание пастве в совершенно не в свойственном ему стиле:
    «Мы прокляты, безусловно, мы все прокляты. Раз Православный народ не хочет своей русской власти, так будет же у нас власть иноплемённая. Прав, тысячу раз прав оказался преподобный Иоанн Кронштадтский когда говорил, что нас ожидает другая жизнь, полная скорбей, что веры не будет, будут все друг другу врагами, восстанут друг на друга, будет духовный голод по всей стране. Говорил он и об антихристе, и о предшественниках его. Всё это он говорил в мирное время, когда мы ещё не чувствовали над собой грозы, а потому не верили ему. За этот грех теперь мы несём наказание […]» («Жизнеописание митрополита Макария (Невского)» епископ Арсений (Жадановский), рукопись, 1927).
*    *    *
    Из письма писателя И.А. Родионова:
    «Не знаю, попадалось ли тебе предсказание афонского старца иеросхимонаха отца Аристоклия, сделанное им за 10 дней до своей смерти, именно 6 августа 1918 года. Батюшка отец Аристоклий не указал сроков, а только признаки спасения России.
    Вот они: Во-первых, Бог отнимет всех вождей, чтобы только на Него взирали русские люди. Во-вторых, все бросят Россию, откажутся от неё другие державы, предоставив её самоё себе – это чтобы на помощь Господню уповали русские люди. В-третьих, услышите, что в других странах начнутся беспорядки и подобные тому, что и в России, и о войне услышите и будут войны, – но ждите, пока вот немцы не возьмутся за оружие, ибо они избраны Божиим орудием наказания России, – но и оружием избавления тоже.
    Вот когда услышите, что немцы берутся за оружие, – вот уже время близко […]» (И.К. Сурский «Отец Иоанн Кронштадтский», т. 2, стр. 324-325)
    Иеромонах Серафим (Роуз) («Будущее России и конец мира», «Лекция произнесённая на Съезде православной молодёжи в городе Сан-Франциско в августе 1981 года,  стр. 14 ) добавляет: 
    «А дальше старец Аристоклий сказал:
    «А Россия ещё будет спасена. Много страданий, много мучения. Вся Россия сделается тюрьмой [...], и надо много умолять Господа о прощении. Каяться в грехах и бояться творить и малейший грех, а стараться творить добро, хотя бы самое малое. Ведь и крыло мухи имеет вес [...], а у Бога весы точные. И когда и малейшее на чаше добра перевесит, тогда и явит Бог милость Свою над Россией. Крест Христов засияет над всеми мирами и возвеличится наша Родина и будет как маяк во тьме для всех».
    За 10 дней до своей кончины он сказал:
    «Конец будет через Китай. Какой-то необычный взрыв будет, и явится чудо Божие. И будет жизнь совсем другая на земле, но не очень долго»» («Православная Русь», № 2, стр. 3, 1969).
*    *    *
    «Марс грозит им военной силой.
    Семьдесят раз прольётся кровь.
    Возвышение и падение святой Церкви, 
    Смерть для тех, кто не желает слышать» катрен 1 (015).
    Победа большевиков в ходе гражданской войны. «Серп и Молот» будут царить над народом, поступая с ним, как жена Потифара в отношении Иосифа, клевеща и возлагая свою вину на плечи невиновных и беззащитных граждан. Нострадамус предсказывает для Церкви кровь на 70 лет. Советы создают Всероссийское церковное управление (ВЦУ), обновленческую церковь. Патриарх Тихон обращается к Ленину с воззванием о недопустимости террора, за что был привлечен к суду.
    В 1923 году он призвал верующих к сотрудничеству с безбожной Советской властью. Гонения на священнослужителей, их ссылали в тюрьмы, заставляли отказываться от Бога, убивали, морили голодом.
*    *    *
    Из дневника епископа Варнавы:
    «Демократические лозунги не работали, священников то тут, то там задерживали, типографские листки, в огромном количестве распространявшиеся даже в деревнях, рисовали духовенство предателями учения Христова. Отныне Церковь обрекалась на уничтожение, верующие объявлены несознательными людьми третьего сорта, а духовной жизни отказано в праве на существование. Человеку предписывалось исходить в своих действиях не из евангельского закона, а из классовых интересов. Повсюду шла братоубийственная война. Власти все свои усилия направили, чтобы у людей отнять религию и веру, внушая и ослепляя безбожием, чтобы потом делать с ними, что пожелают.
   На удочку лести попался русский народ, который думал, что «фабрики – рабочим, земля – народу», что будет так: те барыши, которые получали фабрикант и помещик, будут они делить и класть себе в карман, а земля будет в полной его (народа) собственности: хочет кто – владей ею, не хочешь – продай. «В вечное пользование»… раздаётся земля. Значит, сам себе хозяин навсегда! Оказывается, нет. Потому-то и не можешь её продать или заложить, что она дана тебе в вечное пользование! Пользоваться можешь только, да ещё тоже в известном смысле… И эта лесть повторяется везде во всех новых «демократических» «народных» республиках над простецами.
    Никто не может быть обманутым ни одним политическим реформатором и диктатором до самых времён антихриста, если будет верующим христианином, будет исполнять евангельские заповеди и знать пророчества ветхозаветных и новозаветных пророков и Самого Иисуса Христа. К власти пришли умелые и жестокие демагоги.
    Теперь всякий спасает свою душу. Огонь-то геенский, настоящий. Нам, монахам, больше всех достанется. Удивляюсь, как люди не каются, будто бессмертны они. Диавол забрал души наши к себе в лапы. Горе нам. На ум приходят священные слова: «Как сделалась блудницею верная столица, исполненная правосудия! Правда обитала в ней, а теперь – убийцы» (Исаия 1.21), «Плачьте, священники! Рыдайте, служители алтаря!» (Иоиль 1.13). И вспоминается из пророка Осии (4.6): «Истреблён будет народ мой за недостаток ведения».
    С тех пор как я прочёл впервые эти слова, они уже не выходят у меня из памяти…
    Вот он и истреблён. Ощущение народной гибели и всеобщего распада не оставляет меня. Народ захотел быть обманутым, и грозные последствия – неминуемы […]».
    Отец Варнава размышлял об ответственности монашества за происходящее:
    «Во многих словах и рассуждениях врагов монашества немало есть истины, и к их словам надо прислушиваться. Но вообще надо разобраться в существе монашеских добродетелей, чтобы, думая, что совершаешь великое дело, не оказалось, что то была ошибка, и чтобы не прийти оттого в уныние и не уйти из монастыря.
    Например, соблюдался ли монахами обет нестяжания?
    Дело не в капитале, а в отношении к капиталу. Можно написать тысячи книг против капитала и распространять их с помощью того же капитала…
    Итак, нужно нестяжание соблюдать, а не бедность. У учёных монахов иногда бывает большой капитал. И как ему не быть, когда митрополит Московский с одной часовни Иверской имел двести тысяч рублей золотом. Архиепископ Новгородский тоже тысяч сто восемьдесят. Некоторые из них строили богадельни, храмы, приюты. Но вопрос остаётся вопросом. Можно ли оправдать всё это с точки зрения тех обетов, которые монах даёт при пострижении? […]» (П.Г. Проценко «Биография епископа Варнавы (Беляева)», 1999).
*    *    *
 
«Послание Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, в связи с закрытием гражданскими властями
Свято-Троицкой Сергиевой Лавры»
28.08(10.09).1920 г.

    «Уже много раз за последнее время терзалось религиозное чувство русских людей, и удар за ударом направлялся на их святыни. Не избегла сей печальной участи наша великая святыня — Троице-Сергиева Лавра. Было начато с вскрытия мощей преподобного Сергия. Этим думали достигнуть того, что народ перестанет стекаться в Лавру и потеряет доверие к своим духовным руководителям. Расчеты, однако, оказались ошибочными. Конечно, при вскрытии не было обнаружено никаких подделок, а были найдены останки Преподобного, которые всеми верующими благоговейно почитаются, как Его св. мощи. Но, как и следовало ожидать, оскорбление мощей преп. Сергия вызвало великий религиозный порыв, выразившийся в усиленном паломничестве к Его цельбоносной раке. Тогда стали выселять монахов из Лавры, закрывать храмы, уже переданные общине верующих по договору, и в местном Совете начали усиленно обсуждать вопрос об изъятии мощей Преподобного из Лавры, о погребении их или о передаче в один из московских музеев. При первых же известиях о сем, Мы почли долгом своим лично переговорить с Председателем Совета Народных Комиссаров о необходимости оставить Лавру и мощи в неприкосновенности, на что Нам было отвечено, что Председатель занят обсуждением важных дел, и свидание не может состояться в ближайшие дни. Тогда Мы прибегли к письменному обращению и заявили, что закрытие лаврских храмов и намерение вывезти оттуда мощи самым существенным образом затрагивает нашу религиозную совесть и является вторжением гражданской власти во внутреннюю жизнь и верование Церкви, что стоит в противоречии с декретом об отделении Церкви от государства, с неоднократными заявлениями высшей центральной власти о свободе вероисповеданий и с разъяснениями, что нет никакого общего распоряжения об изъятии из храмов предметов культа.
    На открытии лаврских храмов много раз настаивали представители и посадского населения, и приходов Москвы, и других городов, но просьбы эти оставались без исполнения, а на днях Мы получили от Совета Народных Комиссаров такой ответ на Наше обращение: «Жалобу гражданина Беллавина (Патриарха Тихона) на постановление Московского губисполкома о перевозке мощей из Троице-Сергиевой Лавры в один из московских музеев, от 10 мая, оставить без последствий. Предложить Московскому исполкому С. Р. и К. Д. в порядке циркуляра Наркомюста от 25 августа 1920 г. о ликвидации мощей закончить ликвидацию мощей Сергия Радонежского, т. е. привести в исполнение постановление Московского губисполкома».
    Мы опротестовали настоящее решение пред Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом. Но, как призванные стоять на страже народных церковных интересов, священным долгом Нашим почитаем оповестить всех духовных чад Наших о ходе настоящего дела. Наш знаменитый историк Ключевский, говоря о преп. Сергии и о значении его и основанной им Лавры, предвещал: «Ворота Лавры Преподобного затворятся, и лампады погаснут над Его гробницей только тогда, когда мы растратим без остатка весь духовный нравственный запас, завещанный нам нашими великими строителями Земли Русской, как преподобный Сергий».
    Ныне закрываются ворота Лавры и гаснут в ней лампады. Что же? Разве мы уже не растратили внешнее свое достояние и остались при одном холоде и голоде? Мы только носим имя, что живы, а на самом деле уже мертвы. Уже близится грозное время, и, если не покаемся мы, отнимется от нас виноградник Царствия Божия и передастся другим делателям, которые будут давать плоды в свое время. Да не будет сего с нами. Очистим же сердце наше покаянием и молитвами и будем молить Преподобного, дабы не покидал Он Лавры Своей, а «поминал стадо, еже собра мудре, не забывал, якоже и обещался, посещать чад Своих» и всех чтущих память Его».
Тихон, Патриарх Московский и всея России
(«Жизнеописание Тихона, Святейшего Патриарха», Рукопись).
*    *    *
    «Постановление Святейшего Патриарха Тихона и соединенного
присутствия Священного Синода и Высшего Церковного Совета
о мероприятиях на случай прекращения
своих церковно-административных функций».
    № 362 от 07(20).11.1920 г.
    «2). В случае, если епархия, вследствие передвижения фронта, изменения государственной границы и т.п. окажется вне всякого общения с Высшим Церковным Управлением или само Высшее Церковное Управление во главе со Святейшим Патриархом прекратит свою деятельность, епархиальный Архиерей немедленно входит в сношение с Архиереями соседних епархий на предмет организации высшей инстанции церковной власти для нескольких епархий, находящихся в одинаковых условиях (в виде ли Временного Высшего Церковного Правительства или митрополичьего округа, или еще иначе).
    3). Попечение об организации Высшей Церковной Власти для целой группы оказавшихся в положении, указанном в п. 2 епархий, составляет непременный долг старейшего в означенной группе по сану Архиерея […]».
(Акты Второго... съезда ВВЦС. 1927).
    На первый взгляд, Постановление № 362 имеет в виду лишь конкретную ситуацию, сложившуюся в годы Гражданской войны, когда многие епархии оказались отрезаны от Москвы линией фронта. Но в действительности значение Постановления № 362 оказалось гораздо шире. Постановление было издано от лица всех трех частей высшей церковной власти: патриарха Тихона, Священного Синода и Высшего Церковного Совета и до сих пор имеет огромное значение для всей Русской Церкви, ибо даёт общие руководящие указания, как должна быть устроена каноническая, соборная жизнь русской Церкви, если высшая церковная власть по той или иной причине не сможет функционировать.  Это Постановление никто не отменял и не может отменить, так как не существует инстанции, которая могла бы его отменить. Таким образом, в случае, если несколько епархий теряют возможность общения с церковным центром, Постановление предписывает образование из этих епархий временно-автономной структуры, например, митрополичьего округа. Согласно этому Постановлению РПЦЗ («Русская Православная Церковь заграницей») есть неразрывная часть поместной Российской Православной Церкви, временно самоуправляющаяся на соборных началах.
    Основой будущей РПЦЗ было Временное Высшее Церковное Управление юго-востока России (ВВЦУ), созданное в 1919-ом на территориях, занимаемых армиями генерала Деникина. После эвакуации из Крыма в 1920-ом оно продолжило свою деятельность под именем ВРЦУ (Высшее Русское Церковное Управление).
    6/19 ноября 1920-го на пароходе «Великий Князь Александр Михайлович» в Босфорском проливе состоялось первое (за границей) заседание ВРЦУ. В заседании приняли участие: митрополит Антоний (Храповицкий), митрополит Платон (Рождественский), архиепископ Феофан (Быстров) и др. Образование зарубежного Высшего Церковного Управления настолько соответствовало церковному восприятию того времени, что почти все зарубежные архиереи (их было более 30) признали ВРЦУ (с 1922-го переименовано во «Временный Заграничный Архиерейский Синод»).
    Так было в начале, но впоследствии стали действовать центробежные силы, в результате начались расколы с 1926-го.
*    *    *
    «Сообщение Президиума ВЦИК в Секретный Отдел ВЧК».
    17.12.1920 г. 124 22037 на №661/4783
    «Настоящим сообщается, что Президиум ВЦИК согласен с заключением Секретного Отдела ВЧК по вопросу о нежелательности появления патриарха Тихона на церковных службах (вх. № 24852)».
(«Журнал Московской патриархии», № 1, 1993).
*    *    *
    В 1920 году Церковью были в последний раз опубликованы книги, малым тиражом, посвящённые русским святым, прославившимся своими духовными подвигами, Трифону Печенгскому, Зосиме и Савватию Соловецским, Герману Валаамскому и Кириллу Белозёрскому и, хотя было заявлено, что они были великими прорицателями своего времени и все наиболее известные пророческие видения их сбылись, но в самих книгах читатель не находил ни одного пророчества на XX-ый век, и тем более на XXI-ый.
    С этого периода все пророческие высказывания начинают ходить по России только в рукописных списках.
    В Европе широкое распространение получают труды Ш. Никулло «Нострадамус и его пророчества» (1916), С. Лоога «Предсказания Нострадамуса. Открытие цифрового ключа и откровения, касающиеся расцвета и упадка Франции» (1921), доктора Критцвингера «Нострадамус. Мистерия Солнца и Души» (1922).
    Исполнившиеся в веках предсказания Нострадамуса, которые смогли расшифровать, поставили перед человечеством вопрос, ответ на который безуспешно пытались найти многочисленные исследователи центурий: если будущее предначертано, а время представляет собой замкнутое, неделимое целое, не распадающееся на прошлое, настоящее и будущее, что же делать в таком случае людям, которые не согласны с заданной историей.
    Правда, дискуссии на эту тему проходили только в Европе и США, в России, «при первом роге Багряного Зверя», они были сразу же пресечены на корню.
*    *    *
    Иеромонах Нектарий Оптинский (Н.В. Тихонов, 1857-1928):
    «Россия воспрянет и будет материально не богата, но духом богата, и в Оптиной будет еще 7 светильников, 7 столпов» (И.М. Концевич «Оптина пустынь и ее время», стр. 538).
    «Над человечеством нависло предчувствие социальных катастроф. Все это чувствуют инстинктом, как муравьи. Но верные могут не бояться: их оградит Благодать. В последнее время с верными будет то же, что с апостолами перед Успением Божией Матери: каждый верный, где бы ни служил, будет перенесен в одно место […]» (Н.А. Павлович «Рассказы о старце Нектарии Оптинском», Машинопись, Б. м. и г. (Архив Оптиной пустыни), «Литературная учеба», кн. 4, стр. 16, 1992).
    «Летом Дедушка (о. Нектарий) говорил, что церкви на время откроют, но через 5 лет все церкви закроют. Первое сбылось у нас, так, что мы наслаждаемся чудным церковным пением […]» (И.М. Концевич «Оптина пустынь и ее время», Джорданвилль, стр. 547, 1970).
    «И еще одна причина скупости старцев на пророчества. Той же монахине Нектарии о. Нектарий открыл, что у ее сына (сын матушки Нектарии – о. Адриан (Рымаренко), читавший в 1928 г. отходную о. Нектарию, в будущем архиепископ Андрей Рокландский († 12.7. 1978), есть талант, не открыв, однако, какой именно, прибавив:
    «Это хорошо не объявлять талантов, а то могут украсть» […]
    Он как мог предупреждал духовных чад о том, что им предстоит претерпеть. Те надеялись, что новая власть долго не продержится, но Батюшка не давал никакой надежды на изменение общественной обстановки, даже благословлял обучать детей в советской школе. Отныне христианское воспитание они должны получать в семье, через пример отца и матери […]» (И.М. Концевич, «Оптина пустынь и ее время», Джорданвилль, стр. 515, 1970).
*    *    *
ДТН.