О российском футболе

Вадим Данилевский
Стон и плач стоит на всех СМИ: опять наша сборная по футболу проиграла, показав бездарную игру. Самое главное, это то, что наши игроки двигались на поле в последней игре с  Катаром подобно пресловутой беременной вше, боясь расплескать свое непомерное тщеславие, возникшее из-за понимания своей исключительности. Ну как же может человек – реальный долларовый миллионер, получающий огромные деньги, которые им, не понятно за что, платит непонятно кто, еще и утруждать себя какой-то беготней. Так ведь можно и свое драгоценное здоровье надорвать, которое можно куда с большим удовольствием потратить в ночных клубах.

Все наши прославленные футболисты, игравшие еще при советской власти, пишут, что причина слабой игры российских футболистов кроется в их  огромных зарплатах в клубах. Причем эти не трудовые, по сути дела, не заработанные деньги, футболисты начинают получать в юном возрасте, когда их психика еще не окрепла, и они искренне считают, что схватили бога за бороду, и жизнь удалась.

Самое поразительное, что в нашей вывернутой наизнанку действительности, это действительно так: шахтеры или военнослужащие, ежедневно рискующие жизнью; рабочие, сельские труженики, медики и учителя, работающие на износ;  ученые и конструкторы, благодаря которому Россия делает скачок в развитии, получают в сотни раз меньше, чем люди, катающие мяч по полю.

Ну, ладно. Если людям нравится футбол до такой степени, что они согласны платить за него, то пусть футболисты получают эти деньги. Пусть фонд зарплаты профессионального футбольного (хоккейного, баскетбольного, волейбольного и т.д.) клуба формируется на основе полученной им прибыли, получаемой за счет проданных билетов и прав на телевизионные трансляции.

Конечно, перевод футбола, как и театра, на самоокупаемость, как это сделано в развитых странах, процесс болезненный и непростой. Но давайте наведем, для начала,  хотя бы относительный порядок в этой области.

Может быть, следует в законодательном порядке всех футболистов (в принципе всех профессиональных спортсменов) разделить на категории, как, токарей и слесарей, с тем, чтобы владельцы клубов не имели права превышать установленный для этих категорий уровень зарплат?

Предположим вариант в четыре категории. Если ты выступаешь за сборную, входящую в десятку лучших команд мира, ты получаешь высшую категорию и зарплату, на уровне наших сегодняшних  звезд. 

Футболисты, не входящие в состав сборной,  но играющие в высшей лиге, имеют вторую категорию и получают на порядок меньше (может быть необходим и рейтинг команд, в соответствии с их достижениями в европейских кубках, в зависимости от которых устанавливается фонд зарплаты клуба, особенно тех, кто финансируется государством). Соответственно игроки, играющие в  низших лигах, должны  получать еще меньше. Игроки молодежной сборной, независимо в какой лиге они играют, получают категорию, соответствующую высшей лиге.

Если сборная скатывается по рейтингу во вторую десятку, то ставка первой категории, а, следовательно, и  всех остальных, уменьшается вдвое. Таким образом, в настоящее время, в соответствии с рейтингом сборной в пятом десятке, условный футболист, предположим Кокорин,  получающий сейчас приблизительно пять миллионов ЕВРО в год, должен бы получать в пять раз меньше – не больше одного миллиона. При этом игрок высшей лиги, не попадающий в состав сборной и имеющий вторую категорию, должен получать годовую зарплату в размере 100 тысяч ЕВРО, что согласитесь, тоже не мало.

Предлагаемые цифры ставок зарплат профессиональных футболистов (и их тренеров), конечно, временные и сугубо приблизительные, но предлагаемый вариант оценки труда игроков, на мой взгляд, позволят быстро опустить наших дутых звезд с небес на землю и заставит молодых футболистов (хоккеистов) трезво оценить свои возможности, а, следовательно, и  ЗАРАБАТЫВАТЬ, свои деньги, а не отбывать, как говориться, номер на поле.