Землячество 19 глава

Роза Левит
 
 
             Роза Ялова-Левит
         
           Mонография   
      
 O крае, где я родилась.

         Всем землякам посвящается. 


              Богушевич, Франциск




[1840—1900] — видный белорусский поэт.
Род. в Ошмянском уезде Виленской губ., в мелкошляхетской семье; среднее образование получил в Вильно, потом учился в Петербурге на физико-математическом факультете.

 В 1863 Б. принял активное участие в польском восстании; после ликвидации восстания поступил в Нежинский юридический лицей, который окончил в 1868; в продолжение

10 лет был судебным следователем в Конотопе, затем занимался адвокатурой в Вильно. Умер в деревне Ошмянского у. Из напечатанных произведений Б. важными являются два сборника стихотворений: "Дудка беларуска" (Краков, 1891, было 5 изданий) и "Смык беларускі" (Познань, 1894, было 4 издания).

В творчестве Б. преобладают мотивы национальные и социальные. Он первый в белорусской литературе горячо высказывается за необходимость культурно-национального возрождения родины, в первую очередь родного яз.

Проблема национальная тесно увязывается у Б. с проблемой социальной. Рисуя бедственное положение белорусского крестьянства, его эксплуатацию помещиками, Богушевич вскрывает социально-классовые противоречия пореформенной деревни.

Идеология белорусского поэта — народническая.
Она возникла на почве разложения крепостного хозяйства, возможно под влиянием украинского и русского народничества.

Особенное внимание Б. обращает на экономику, его преимущественно интересует социальное положение белорусского крестьянина; к политическим вопросам он относится с значительным индиферентизмом. Поэзия Б. представляет собой как бы кривое зеркало, в котором преломляются все недостатки буржуазно-либеральных реформ Александра II ("У судзе", "Быу у чыстцы", "У вастрозе", "Кепска будзе" и др.).

С народниками Б. роднит также психология кающегося дворянина и своего рода антиэстетизм.


Формально-художественные приемы Б. тесно связаны с его народнической тематикой. Поэт весьма часто стремится взглянуть на жизнь глазами простого человека — крестьянина; этим и объясняются в поэзии Б. приемы сказа и остранения. Кроме того в творчестве Б. обнаруживается течение художественного фольклоризма: белорусского поэта интересуют продукты народного творчества, его привлекает народная фантастика; поэтика Б. находится под значительным влиянием поэтики народной песни. Даже привлекая общечеловеческие сюжеты, Б. подчиняет их народнической тематике.
Так напр. в разработку фаустовской легенды и легендарно-религиозных представлений о загробном мире поэт вносит народнические мотивы.

Творчество Б. оказало большое влияние на развитие белорусской литературы: последующие белорусские поэты и беллетристы в значительной степени расширяют и углубляют темы, поставленные Б.

М. Пиотухович.





Францішак Багушэвіч увайшоў у гісторыю беларускай літаратуры, усёй мастацкай культуры народа як першы нацыянальны паэт, які сярод пісьменнікаў 19 стагоддзя вызначыўся тым, што ўпершыню загаварыў пра існаванне беларускай нацыі, адзначаючы агульнасць мовы і псіхалагічнага складу народа. Яго прадмова да выдадзенага за мяжой, у Кракаве, паэтычнага зборніка «Дудка беларуская» (1891) стала сваеасаблівым маніфестам нацыянальнага Адраджэння.

Цэнтральнымі тэмамі ў творчасці Ф. Багушэвіча з'яўляюцца тэмы народнай нядолі, Радзімы, роднай мовы, паэта і паэзіі, крытыкі самадзяржаўя. Аўтар вызначае ідэал чалавека («Ахвяра»), да якога неабходна імкнуцца кожнаму сумленнаму чалавеку.

У сваіх творах паэт глядзіць на свет вачыма селяніна, выяўляе яго настроі і філасофію жыцця. Да чытача аўтар звяртаўся ад імя селяніна Мацея~Бурачка або Сымона Рэўкі з-пад Барысава.

Тэма народнай нядолі, бяспраўя селяніна — асноўная ў творчасці пісьменніка.

Ф. Багушэвіч свядома гіпербалізуе карціну бяспраўя і галечы, сацыяльнай няроўнасці, у якой жыве народ. Гэтай мэце служыць прыём кантрасту, дзе супрацьпастаўлены малюнкі беднасці і галечы адных малюнкам багацця і раскошы іншых. У вершы «Бог не роўна дзеле» паэт піша:

Чым-то дзеіцца на свеце,
Што не роўна дзеле Бог?
Адзін ходзе у саеце,
У золаце з плеч да ног,
А другому, каб прыкрыцца
Хоць анучай — велькі труд;
Весь, як рэшата, свіціцца,
Адны латы, адзін бруд!

У творах Ф. Багушэвіча мы бачым глыбокі аналіз тых працэсаў, што адбываліся ў Беларусі пры канцы XIX ст.: узмацненне палітычнага і нацыянальнага ўціску з боку самадзяржаўя, паглыбленне сацыяльных канфліктаў і, з другога боку, абуджэнне народнай думкі, унутраная патрэба селяніна вырвацца са спрадвечнага кола прыніжанасці, сцвердзіць сябе як асобу.

Герой верша «Дурны мужык, як варона» ўсведамляе, што ўсё ў свеце зроблена яго рукамі, але карыстацца вынікамі сваёй працы ён не мае магчымасці:

Ці ж не дурань мужык гэта:
Гарэ, сее усё лета,
А як прыйдуцца дажынкі,
Няма збожжа ні асьмінкі...

Адсюль і рэфрэн верша, напоўнены горыччу і іроніяй:

Дык крычыце ж, біце ў звона:
Дурны мужык, як варона!

Некаторыя паэтычныя творы Ф. Багушэвіча нагадваюць маналогі, як, напрыклад, «Ахвяра», «Не цурайся», «Думка» і інш. У вершы «Не цурайся» селянін звяртаецца да інтэлігента з просьбай не цурацца яго:

Не цурайся мяне, панічок,
Што далонь пакрываюць мазолі;
Мазоль — працавітых значок,
Не заразе цябе ён ніколі.

Герой верша разумев, што яму не хапае ведаў, таму і просіць адукаванага чалавека падаць руку яму, «сляпому», і давесці да дарогі:

Не блудзіў бы і я серад лому
I калючак, што раняць мне ногі!
Як бачым, аўтар верша, падобна дэмакратам друй паловы XIX ст., упэўнены ў тым, што праз асвеу можна змяніць становішча сялянства. Адсюль і радкі ў творы аб тым, што непісьменнасць, неадукаванасць вядуць «да здрады... ад праўды адводзяць!»

Героі вершаў Ф. Багушэвіча спрабуюць акрэсліць сваю нацыянальную сутнасць блізкімі па жыццёвым вопыце паняццямі: хата, зямля, родныя людзі. Нацыянальнае ў свядомасці селяніна цесна звязана з рэлігійным, таму і пакутуе герой верша «Хрэсьбіны Мацюка», калі «хрысцілі» яго казакі. Сябе Мацей успрымае «тутэйшым», г. зн. уніятам, а гвалтоўнае перахрышчванне ў праваслаўе для яго — асабістая трагедыя.

Такім чынам, героі вершаў Ф. Багушэвіча паступова пачынаюць усведамляць сябе асобамі, імкнуцца «людзьмі звацца». Асабліва ярка рост самасвядомасці народа мы бачым у паэме «Кепска будзе!», дзе безыменны Аліндарка набывае свае імя, вяртаецца ў свой родны свет.

Гісторыя жыцця Аліндаркі мае сімвалічны сэнс, таму што герой паэмы — тыповы прадстаўнік беларускага сялянства, прыніжанага і прыгнечанага. У творы аўтар свядома гіпербалізуе нядолю народа, кіруючыся мастацкім крэдам, выказаным у вершы «Мая дудка»:

От каб як заграла:
Каб слязьмі прабрала,
Каб аж было жудка,
От то мая дудка!..

Там, дзе пануюць беднасць і гора, там сустракаецца і няшчырасць. Кума не давезла дзіця да касцёла, сама перахрысціла хлопчыка ў рацэ Бярэзіне, а маці схлусіла, што ксёндз даў імя «потым з каліндарка».

Матка прандзей з хаты ў сені.
Як бы цівун гнаў па карку,
Усё шэпча то іменне:
«Аліндарку, Аліндарку!»

Так хлопчык набыў імя, якое не запісана ў царкоўнай кнізе, што потым прынесла столькі гора і пакутаў. Хоць здаецца, што Аліндарка і без таго нацярпеўся ад жыцця, здзейснілася прароцтва бацькі:



Як я толькі нарадзіўся —
Бацька сказаў: «Кепска будзе!»
Ну дык жа ж не памыліўся:
Здзекавалісь Бог і людзе.

Аліндарка зведвае смерць родных, сіроцтва, голад, але свет не без добрых людзей. Знайшоўся чалавек, які прыгрэў хлопчыка, выгадаваў яго. Толькі аднойчы з'явіўся ў хаце асэсар, які стаў абвінавачваць Аліндарку ў тым, што той «хаваецца з някруцтва». Хлопец заступіўся за сябе і айчыма, не дазволіў асэсару біцца:

Я ж узяў яго за грудзі
Упіхнуў лыбом у дзверы.

Астрог, няволя — пакуты, страшней за якія, здаецца, няма ў свеце...

Але зноў жа яго ратуе айчым, які

... торбу ўзяў на плечы,
Па начальству просьбы жара.
Трэйчы Вільню, сем раз Ліду
Ён. адведаў...



Новы асэсар апытаў суседзяў, якія ведалі бацьоў Аліндаркі, самога хлопчыка, і нарэшце... свабоа. Іронія лёсу заключаецца ў тым, што выйшаў індарка на волю «ў марцы», у той дзень, калі яго рысцілі.

Трагедыя Аліндаркі, трагедыя народа ў тым, што арод, як і герой паэмы «Кепска будзе!», пазбаўлены ласнага імя, не мае правоў на далейшае вольнае звіццё, на духоўную самастойнасць.

I ў той жа час Ф. Багушэвіч паказаў, як паступова раджаецца душа беларуса, як народ імкнецца да ухоўнай дзейнасці.

Усёй сваёй творчасцю Ф. Багушэвіч сцвярджаў, то мова наша ёсць «...такая ж людская і панская, к і французская, альбо нямецкая, альбо і іншая ая». У прадмове да паэтычнага зборніка «Дудка ларуская» паэт не толькі падкрэсліваў думку аб ім, што мова народа з'яўляецца падмуркам нацыяальнага дома, але і перасцерагаў, што знікненне моы прыводзіць да зніккення нацыі:



«Шмат было акіх народаў, што страцілі найперш сваю мову, так к той чалавек перад скананнем, катораму мову зойе, а потым і зусім замёрлі.

Не пакідайце ж мовы ашай беларускай, каб не ўмерлі!»

Родная мова, нацыянальныя традыцыі і культура — вось сапраўдны скарб, які атрымалі нашчадкі ад сваіх продкаў. Справа іх гонару і годнасці зберагчы і памноыць гэты скарб. Менавіта да гэтага заклікаў вялікі патрыёт нашай Айчыны Францішак Багушэвіч.



Ф. Богушевичу посвящена повесть В. Хомченко «При опознании — задержать» (белор. «Пры апазнанні — затрымаць») (1983). 6 сентября 2009 года в городском парке Сморгони состоялось торжественное открытие памятника Франциску Богушевичу (скульптор Лев Гумилевский). Церемония была приурочена к XVI Дню белорусской письменности. В честь Ф. Богушевича названа площадь в Минске. Имя Ф. Богушевича носит литературная премия, вручаемая белорусским ПЕН-клубом ежегодно с 1995 года. В честь Богушевича названа улица в Гродно, Смолевичах, Бобруйске, Сморгони, Пружанах, Ошмянах, Славгороде, Молодечно, Октябрьском, Лунинце, Слониме, Дятлово, Дрогичине, Столбцах, Иваново, Скиделе, Ельске и Чернигове.
Подробнее на livelib.ru:
https://www.livelib.ru/author/307431-frantsisk-bogushevich

                *** *** ***

21 марта белорусы празднуют день рождения великого поэта, основоположника критического реализма в белорусской литературе Франциска (Франтишека) Богушевича. И хотя большинству наших соотечественников он известен именно как творческая личность, за долгую жизнь поэт успел побыть учителем, адвокатом, журналистом и даже повоевать.

 bogushewicz.jpeg

Когда мы говорим, что человек родился в дворянской семье, то автоматически представляем себе роскошное имение, многочисленную прислугу и блюдце с золотой каемочкой, на котором ребенок незамедлительно получает все, чего только пожелает. Увы, все это не имело никакого отношения ни к детству, ни к дальнейшей жизни Франциска Бенедикта Казимировича Богушевича, появившегося на свет в фольварке Свираны Виленской губернии.

Хотя родители его были дворянами и имели подтверждающие документы, семья их жила бедно и не имела средств для того, чтоб дать сыну достойное образование. Появившийся на свет весной 1840 года мальчик лишь к 1861 получил начальное образование в Виленской гимназии. Хотя Богушевич прилежно учился и неоднократно говорил и писал о своем намерении продолжить образование, жизнь внесла в его планы свои коррективы.

Целеустремленный юноша сумел поступить в Петербургский университет на физико-математический факультет и начать бесплатное обучение благодаря написанному на имя ректора заявлению, в котором говорилось о бедности семьи, отсутствии дохода и горячей тяге к знаниям. На факультет его приняли, однако радость Франциска Богушевича была недолгой — уже в ноябре того же года, не отучившись и семестра, он был отчислен за участие в студенческих беспорядках. Разумеется, не только он пострадал в этой ситуации, после крестьянской реформы 1861 года на улицы вышло множество студентов, и расправа с ними была короткой и решительной.

Поняв, что со столичной жизнью покончено, Франциск Казимирович вернулся на родину и стал учителем в селении Дотишки. Это позволило ему разрешить ряд финансовых сложностей, но, видимо, не пришлось по душе, ведь спустя короткий срок Богушевич вновь проявил свой бунтарский характер. В январе 1863 года он стал участником шляхетского восстания, организаторы которого требовали восстановления Речи Посполитой в границах 1772 года. Основная часть восстания была подавлена за год, но отдельные участники действовали до 1865. Силы повстанцев были слишком незначительны, чтобы противостоять властям, а потому перспективы этого мероприятия были ясны заранее. После произошедшего Богушевич оказался в опасности и был вынужден скрываться. Его друг, известный ученый Ян Карлович, переправил поэта в Нежин, и следующие два десятка лет прошли в зарубежье. Для семьи поэта, которая также принимала участие в мятеже, все окончилось хуже — его отец и сестра провели год в тюрьме.

68772795258296_small6.jpg

В поисках призвания и финансовой состоятельности Франциск Богушевич поступает в Нежинский юридический лицей, откуда выпускается чиновником 12-го класса. Окончив обучение в 1868 году, поэт становится судебным следователем и успевает поработать в пяти разных уездах. Семейное счастье поэт обретает не в юные годы, а уже в вынужденной эмиграции. В Конотопе он познакомился с минчанкой Габриэлой Шклённик, которая в 1874 году стала его супругой.

Больше десяти лет на должности судебного следователя не лишают Богушевича карьерных амбиций, и он раз за разом подает прошения о предоставлении ему должности члена окружного суда. В марте 1884 года он наконец добивается своего и оказывается в Вильно в окружном суде на должности присяжного поверенного. Дальнейшая его карьера связана с юриспруденцией и адвокатурой — в многочисленных судах Богушевич выступает на стороне самого незащищенного социального слоя. Разумеется, есть у него клиенты и других сословий, да и от желающих заиметь «своего» юриста сложно спрятаться. Говорят, он имел обыкновение поражать новых клиентов тем, что дома ходил в крестьянском обличье, а когда гости просили позвать адвоката, за несколько минут переодевался и выходил к ним уже во фраке.

Могила Франциска Богушевича, д. Жупраны.jpgПоследние годы жизни Богушевич провел в Кушлянах, где и умер в апреле 1900 года, а похоронен был в деревне Жупраны Ошмянского района.

«Упоминания» о поэте, посвятившем себя проблемам белорусского крестьянства, есть и на территории Беларуси, и за рубежом. В 2009 году в городском парке Сморгони состоялось открытие памятника поэту, на улице Притыцкого в Минске расположена посвященная ему библиотека с мемориальной доской, в Кушлянах расположился дом-музей, а в Виленском районе Литвы есть и доски, и библиотека.

Несмотря на то, что писать Богушевич начал рано и творчеству уделял немало времени, до потомков дошло далеко не все, большая часть записей не сохранилась. Сейчас считаются основными и изучаются два сборника, вышедшие в последнее десятилетие жизни поэта. Это «Дудка беларуская», изданная в Кракове в 1891 году, и «Смык беларускі» увидевший свет в Познани тремя годами позже. Первый сборник был издан пять раз, второй четыре, однако этого хватило для того, чтобы тексты дошли до нас.

Тематика и идеология творчества Франциска Богушевича такова, что критики называют его человеком, который «адкрыў усяму свету цэлую нацыю, сказаўшы аб тым, што ёсць беларуская мова», тем, кто «дал мужику голос». Не только герои его произведений, но и оба его псевдонима «родом» из простого народа. Мацей Бурачок и Сымон Рэўка з-пад Барысава на первый взгляд просты, но мысли высказывают не свойственные недалеким обывателям. В своей заботе о крестьянах поэт уделяет много внимания экономике, быту, социальным проблемам, а вот политика остается за кадром. Желая лучшей жизни своим «подопечным», Богушевич умудряется внести ноты народничества во все стихи, даже те, что посвящены вечным вопросам.

Dom-musei v Kushlyanah Viktar Palstsiuk.jpg

Отчаянно жаль, что большая часть авторского наследия была утеряна и многие биографические и идеологические тайны Богушевича останутся нераскрытыми, однако и то, что мы имеем, по мнению литературоведов нужно активно изучать. Именно Франциск Казимирович считается основателем современной белорусской литературы, сформулировавшим роль языка в жизни нации и произнесшим

«Не пакiдайце ж мовы нашай беларускай, каб не ўмёрлi!»