Страна под водой

Анатолий Лихтарев
1
 - НА этом позвольте закончить мою лекцию, если есть вопросы, пожалуйста, я слушаю,- сказал лектор и стал собирать свои бумаги.
- В своей лекции Вы затронули вопрос о возможном перенаселении Земли. Если такое случится, где же выход? - Задал первый вопрос молодой парень, высокий и по всему видно энергичный.
- Вы задали вопрос, на который, чтобы ответить исчерпывающе, надо читать отдельную лекцию. Но я попытаюсь быть кратким.
Я думаю, что будущее за страной, которая будет построена под водой, хотя это звучит фантастически. Давайте вспомним капитана Немо с его Наутилусом. Ведь у него было всё необходимое для жизни. Да есть много проблем, которые придется решать создателям такой страны, но зато какие возможности откроются перед её жителями, если эти проблемы преодолеть.
    На мой взгляд, таких проблем не так уж много.
1. Проблема ограниченного пространства.
Эта проблема возникает, если жить придется в подводной лодке. Но ведь мы рассуждаем о жизни в СТРАНЕ, в которой будут города, сообщаемые между собой автострадами. А города, состоящие из улиц и отдельных домов, могут быть под одной крышей, но я думаю, будет проще построить отдельные жилые кварталы, культурные комплексы, производственные кварталы и отдельно помещать их под какие-то полусферы, имеющие всё необходимое для жизнеобеспечения. Такая полусфера будет стоять на дне, а это значит, что под зданиями будет твёрдый грунт. И люди, живя под водой, будут ходить по земле. Эти сферы будут изготавливаться из прочной и прозрачной плёнки на заводе в нашей СТРАНЕ, и накачиваться воздухом, тоже произведённым тут же.
2. Где взять столько воздуха?
Морская вода содержит все элементы таблицы Менделеева, и в первую очередь кислород, так необходимый нам для дыхания.
    3. Проблема с питанием.
В океане нет такой проблемы. Вокруг, пока, хватает и животной, и растительной пищи.
   4. Как будет двигаться транспорт?
Как уже было сказано, между городами будут автострады. Обыкновенные наземные автострады. Они будут проложены в своеобразных трубах. По ним будут двигаться электромобили на манер троллейбуса. Кроме того, за пределами городов могут плавать подводные лодки, похожие на современные, но модернизированные.
    Сейчас тратятся огромные средства для покорения космоса. Конечно, это правильно и очень нужно. Но, при современных технологиях, совершенно не реально найти в Космосе планету пригодную для жизни человека и, тем более пытаться до неё добраться.
   Или создать на околоземной орбите какое-то подобие жилого дома. Вот там, в таком доме, будут все проблемы, перечисленные выше.
   А океан рядом, вот он. И ничего, почти ничего не делается для его освоения.
   Нет делается.
   Уничтожается флора, и фауна и отравляется вода.
Я уверен, что если бы на строительство подводного города, я уже не говорю о стране, выделялось столько средств, сколько их тратится на освоение Космоса, то уже сегодня можно было бы жить под водой.
   Еще есть вопросы?
- Я думаю, что создание страны под водой тоже возможно при технологиях, которых мы ещё не достигли, а значит это вопрос далёкого будущего.
- А Вы думаете, что при современных темпах рождаемости перенаселение возможно через несколько лет? В Библии написано, что скоро на Земле наступит Царство Божье. И миром будет править Бог, а не Сатана, как это происходит сейчас. Люди в этом Царстве будут жить вечно. Вот тогда, возможно, будет перенаселение, и что с ним делать будет решать Создатель, а не мы.
   Многие учёные, сейчас уже убеждены, что человек может жить вечно. Что клетки, из которых мы состоим, способны обновляться. Но не все и не всегда. Задача ученых найти механизм, который заставил бы их это делать постоянно. Вот тогда можно будет говорить о перенаселении и о путях его преодоления.
- Господин лектор, Вы сказали, что в подводной стране между городами будут плавать подводные лодки. Как известно мировой Океан занимает 3\4 земной поверхности. Расстояния между городами в такой стране будут составлять десятки тысяч километров.
А подводные лодки передвигаются со скоростью нескольких километров в час. Разве это не проблема?
- Дело в том, что при движении под водой, существуют две критические скорости, при которых сопротивление воды становится во много раз меньше. Меньше на столько, что им даже можно пренебречь. И здесь опять фигурирует известное всем число ПИ.
  Так вот, ели достичь под водой скорости 31,41592… километра в час то, проплыв некоторое время с такой скоростью, почувствуется резкое уменьшение сопротивления воды, а, так как двигатели будут продолжать работать с той же мощностью, резко увеличится скорость передвижения. Остаётся только добавить оборотов, и вторая подводная скорость совсем рядом. 314,1592… км\час, а это уже не мало.
   Прошу обратить Ваше внимание ещё на тот факт, что все составные элементы воздуха, которым людям придется дышать под водой, будут выделяться из морской воды, а это значит, что воздух будет чистейшим, в то время, как на поверхности, на суше воздух уже будет загрязнён до такой степени, что дышать им станет практически не возможно.
   Мне довелось побывать на лекции у, всем известного, океанографа Жак Ив Кусто. Он с таким азартом и любовью рассказывал о красоте подводного мира, что я тоже проникся такой любовью и желанием видеть эту красоту.
   Должен сказать, что это стоит увидеть, а представьте себе возможность жить постоянно среди такой красоты.
   Вы можете вообразить себе летящего слона? С большим трудом, правда? А я видел проплывающего надо мной огромного кита. Впечатляющее зрелище!
  Кто-нибудь из Вас был в океанариуме?
Очень красиво! Такое впечатление, вроде стоишь на дне, а вокруг тебя плавают все жители океана. Так то - в океанариуме, а в подводной стране этим можно любоваться каждую свободную минуту. Сейчас мы такой возможности лишены.
  Кроме того, можно будет при желании подниматься на поверхность и любоваться восходом или закатом солнца, гулять по лесу и т.д.
  В общем, остаётся только сожалеть, что до сих пор мы не можем жить под водой.
- Господин лектор, где, в какой части земного шара, по Вашему мнению, лучше всего начать строительство подводной страны?
- Вы так спрашиваете, как будто уже решили приступить к строительству. Отвечая на Ваш вопрос, скажу так: «На мой взгляд, начать надо где-то возле коралловых рифов, где чистейшая вода, и просто неописуемая красота. Вы все, конечно знаете, что полипы, из которых состоят кораллы, не могут жить в мало-мальски загрязнённой воде. Чем чище морская вода, тем проще из неё добывать то, что нам необходимо.
   На этом позвольте раскланяться.
   Лектор, под аплодисменты зала, вышел из аудитории, присутствующие на лекции ещё с полчаса обсуждали только что услышанное. Многие просто махнули рукой, мол, фантазия всё это, но были и такие, которых проблема, затронутая в лекции, очень заинтересовала.

Лектор стоял на ступеньках перед домом культуры, в котором только что прочитал, вроде бы обычную лекцию и ждал, когда подъедет вызванная администрацией машина.
- Николай Константинович! Можно с Вами немного побеседовать на тему прочитанной Вами лекции? - Окликнули его двое подошедших молодых парней.
- Да, но я тороплюсь на поезд, сейчас должна подъехать машина. Если хотите, мы можем поговорить в машине.
- Слушаю Вас,- сказал лектор, когда все удобно расселись в подошедшей машине.
- Дело в том, что мой отец, - начал один из парней, тот, который первым задал вопрос на лекции, - преуспевающий бизнесмен, имеющий не малые средства и, как это ни странно, у меня с ним совсем недавно был подобный разговор о возможной жизни под водой.
- Молодой человек, - перебил его лектор, - Вы себе не представляете, какие нужны средства для начала решения затронутой нами проблемы. Здесь нужен глобальный подход, то есть, чтобы в создании проекта участвовали все ведущие страны мира. А Вы говорите, что у Вашего отца есть немалые средства.
- Но ведь можно начать с маленького посёлка в несколько домиков, а когда все увидят, что из этого что-то получается, тогда и желающих участвовать в нашем проекте станет больше.
- А что Вы от меня хотите? – Спросил лектор.
- Чтобы Вы поговорили с моим отцом и обсудили все за и против.

2
   Николай Константинович, он же лектор, он же профессор московского института точной механики и оптики, и отец упомянутого выше молодого человека, он же Петр Петрович, он же генеральный директор одного из судостроительных заводов, сидели в небольшом, но очень милом и уютном кафе на набережной Невы за чашкой чёрного бразильского кофе.
- Как зовут Вашего сына? Совсем неглупый парень. - Спросил профессор, когда они познакомились между собой.
- Да, мой Алёшка очень любознательный. И порой выдаёт такие идеи, что просто диву даёшься. Вот и сейчас, после Вашей лекции, пристал ко мне, чтобы я поговорил с Вами о возможности постройки для начала хотя бы одного домика под водой, а дальше жизнь покажет, во что это выльется.
- Уважаемый Пётр Петрович, если говорить откровенно, то я давно мечтал встретить такого человека, как Вы, с которым можно было бы обсудить интересующую нас тему.
И лучшего собеседника, чем Вы, в данном случае просто не найти. С Вашими возможностями и под моим руководством, если Вы не будете возражать против такого руководства, мы можем далеко пойти. Ведь в этой теме наука и бизнес тесно переплетены друг с другом. Если построить два – три домика со всеми удобствами и разместить их где-нибудь возле кораллового рифа, то я думаю, найдется немало желающих пожить в таком домике несколько дней. Это бизнес, а наука будет вести наблюдение за происходящим и всё время вносить изменения, попутно делая свои научные открытия. Потом появится улица с такими домиками, потом квартал и так далее. Вот суть вопроса.
Что Вы на это скажете?
- А я скажу, уважаемый профессор, почти тоже самое, что и Вы. Получается так, как будто мы встретились уговаривать друг друга об одном и том же.
Я думаю нам надо обсудить условия контракта между наукой и бизнесом и приступать к конкретным действиям, сохраняя при этом коммерческую тайну.
- Ну, тогда по рукам!
   Они ещё долго сидели в кафе, ничего не замечая вокруг, и обсуждали подробности их будущего контракта. В конце концов, решили перенести этот разговор в рабочий кабинет Петра Петровича, и встретиться завтра в восемь часов утра, чтобы обсудить все подробности и решить с чего же всё-таки надо начинать активную деятельность.
3
   На следующий день, в половине восьмого утра, когда Николай Константинович вышел из гостиницы, и стал взглядом искать такси, чтобы ехать на завод, к нему подошёл приличный на вид парень и вежливо сказал:
- Николай Константинович, меня зовут Дима. Вот эта машина теперь Ваша служебная, а я Ваш личный водитель. Садитесь, пожалуйста, я отвезу Вас, куда прикажете.
- Очень приятно, Дима. Для начала отвези меня на завод к Петру Петровичу.
- С удовольствием, - сказал Дима, и они поехали.

   Когда профессор представился секретарше, она сразу же открыла дверь в кабинет и сказала:
- Проходите, Вас ждут.
   Войдя в кабинет, профессор увидел, что в кабинете, кроме директора сидят ещё несколько человек и в их числе он узнал, уже знакомого Алёшу.
   При виде Николая Константиновича, Петр Петрович встал и пошёл к профессору с протянутой рукой.
- Здравствуйте, уважаемый профессор, я, как видите, собрал, на мой взгляд, необходимых для нашей беседы людей. Это специалисты в разных областях науки и техники, и я Вас сейчас с ними познакомлю.
  Это, Виктор Петрович, начальник конструкторского бюро. Это, начальник объединенной лаборатории, Ксения Викторовна. Это, начальник сборочного цеха, Валерий Фёдорович. А это, дизайнер и наш главный фантазёр, Ваш знакомый, Алёшка.
   Дамы и господа перед Вами профессор физики Николай Константинович, который сейчас вкратце изложит Вам, так сказать, суть дела и мы, я думаю, приступим к обсуждению кое каких деталей.
   Пожалуйста, профессор, Вам слово.
- Здравствуйте, уважаемые коллеги. Я считаю, что с этой минуты мы стали коллегами поскольку, хотя каждый из нас будет заниматься своим конкретным делом, но вместе мы все будем идти к одной общей цели. Я вижу, что все Вы люди интеллигентные, но все, же хочу предупредить об ответственности за сохранение производственной тайны, поскольку дело наше новое и очень многие конструкции придется создавать просто, что называется, на ровном месте, изобретать. А изобретения будут запатентованы, и авторы получат свидетельства и немалые гонорары. Поэтому хранить производственную тайну в наших же интересах. Да и сам домик, который мы с Вами попытаемся создать, не имеет в мире аналогов, и тоже будет являться изобретением. Вы уже, конечно, в курсе дела, что мы с Петром Петровичем решили создать домик пригодный для жилья под водой. Но это будет не просто водонепроницаемый домик, в который будет поступать воздух с атмосферы. Это должно быть абсолютно автономное жильё со всеми необходимыми коммуникациями, в котором можно будет жить неопределённо долго, не выходя на поверхность, не имея на это крайней необходимости.
Пётр Петрович, я уверен, что Вы собрали здесь первоклассных специалистов в своей отрасли. Но, боюсь, что Вы все не осознаёте до конца масштабов затеваемого дела. Уверен, что придется создать производство в производстве, которое будет заниматься только нашим делом, и чтобы это наше дело не стало просто очередным заказом для какого-то цеха. Тогда и только тогда, мы сможем рассчитывать на успех.
Могу доложить Вам, что у меня уже есть идеи, изложенные на бумаге, по созданию принципиально нового опреснителя воды, который выдаёт пресную воду практически через несколько секунд после открытия крана, при этом, как холодную, так и горячую.
Так же разработки автономной канализации, перерабатывающей отходы и выдающей брикеты удобрения. И многое другое. Я надеюсь, с Вашей помощью, довести эти разработки до опытных образцов и внедрить их в производство.
Работа предстоит интересная, но кропотливая. Но, когда первый домик будет сдан в эксплуатацию, то уверен, он окупит себя в самые короткие сроки.
Вот в чём идея. Предлагаю Вам сообща претворить её в жизнь.
- Спасибо, Николай Константинович. Вы напрасно думаете, что мы не понимаем сложности вопроса. Могу Вам доложить, что буквально через месяц будет сдан в эксплуатацию новый сборочный цех. Вот в нём мы и запустим наше производство. Сразу же после нашего совещания я Вам его покажу и, думаю, что это здание Вас устроит.
Надеюсь, что все присутствующие меня поддержат, если я скажу, что начальником вновь создаваемого производства я хочу назначить нашего уважаемого профессора.
- Большое спасибо за доверие, но я вынужден взять самоотвод. Поскольку я ещё читаю лекции в институте. Да и возраст уже не тот чтобы быть на производстве, если понадобится сутками. Именно такой руководитель нам нужен. Грамотный в разных областях, молодой, энергичный, энтузиаст, преданный делу. И такой человек среди нас сейчас присутствует. Я считаю, что лучшей кандидатуры, чем Алексей Петрович просто не найти. А я соглашусь на роль консультанта и куратора, если Вы мне эти должности предложите.
   Все согласились с мнением профессора, и, вскочив с мест, стали поздравлять Алёшу с новым назначением.
   Тот, конечно, отнекивался. Говорил, что не справится. Но, в конце концов, согласился при условии, что все ему будут помогать.
- Ну, что же, Алёша, я тоже присоединяюсь к поздравлениям, и всё же прошу не забывать, что новое производство, является дочерним производством того чем руковожу я.- Продолжил совещание Пётр Петрович.
  Кстати, новому производству необходимо дать название. Какие будут предложения?
- Я, как директор, предлагаю назвать «Аквариум». Мне кажется, этим всё будет сказано. - Сказал Алёша.
- Друзья,- сказал профессор,- я думаю не надо привлекать лишнее внимание к нашему производству, которое ещё не начало функционировать.  Пётр Петрович, сколько у Вас цехов?
- Девять.
- Вот я и предлагаю присвоить новому производству номер 10. Скромно, со вкусом, и чтобы никто не догадался, чем мы будем заниматься.  И звучит красиво «ЦЕХ №10».
   И опять все согласились с профессором, в том числе и Алёша.
- А сейчас, я думаю, самое время пройти к зданию нового цеха и обсудить подойдёт ли оно нам. - Сказал вновь избранный директор.

Когда они обошли все помещения нового цеха, Алёша подошёл к профессору и спросил:
- Как Ваше впечатление, Николай Константинович?
- Впечатление отличное,- ответил профессор, когда они отошли немного в сторону ото всех,- мне кажется, здесь места хватит всем службам, и я советую тебе немедля создавать штат и размещать всё в этом здании. За исключением лаборатории. Мне кажется, что пока не стоит тащить сюда всё, что есть там, где оно сейчас есть. В ближайшие дни, Алёша, мы с тобой должны встретиться с каждым начальником каждого из подразделений, и определить первоочередные задачи. Я считаю, что недели тебе хватит, чтобы подобрать надёжных руководителей, их заместителей и поручи им подбирать классных специалистов
рабочих специальностей, каких мы с тобой сегодня ещё обсудим.
- Николай Константинович, мне очень хочется, чтобы Вы всегда были рядом и направляли мою работу. Потому, что только Вы чётко представляете, что нужно делать и как должен выглядеть конечный результат.
- Алёша, поверь, я тоже искренно этого хочу, но придется немного подождать. Как только я улажу свои дела в институте, сразу же я буду здесь.
- Николай Константинович, без Вас всё остановится, поэтому, пожалуйста, побыстрей.
- Обещаю не задерживаться. А сейчас, Алёша, пригласи всех ещё раз на небольшое совещание.

Коллеги, начал профессор, когда все собрались в кабинете с табличкой «Начальник цеха» в новом здании,- я попросил директора ещё раз собрать Вас на коротенькое совещание после которого я вынужден уехать на недельку. Вы, конечно, ещё не привыкли видеть в лице Алёши своего начальника, но придется привыкать.
   Николай Константинович посмотрел на часы, и продолжал:
- За неделю, пока я буду отсутствовать, Вам предстоит в основном набрать штат рабочих и ИТР с таким расчетом, чтобы мы могли приступить к серьёзной работе, а именно:
1. Лаборатория должна создать эластичный, прочный, и полностью прозрачный материал для стен будущих зданий, выдерживающий при этом, порой огромное давление под водой.
2. Конструкторское бюро, должно спроектировать город под водой и индивидуально каждое здание, при этом дома, по-видимому, должны иметь сферическую форму, так как это самая крепкая и надёжная форма. На основе существующих мини подлодок, спроектировать манёвренные машины, двигатели которых будут работать на воде, развивая при этом большие скорости.
                Спроектировать шлюзовые камеры для этих машин, которые будут просты и удобны в эксплуатации. Задач очень много и, исходя из этого, надо набирать штат.
3.Сборочный цех должен набрать рабочих прямо завтра же, и они помогут закончить в кротчайшие сроки строительство цеха, в котором им предстоит работать.
4.Механический цех то же самое.
В дальнейшем, со всеми вопросами обращайтесь непосредственно к Алексею Петровичу.
К сожалению, я должен ехать. Встретимся через неделю.

4

Ровно через неделю, как и обещал, Николай Константинович спускался по трапу самолёта, только что прибывшего из Москвы. Возле здания аэропорта он сразу же заметил свою служебную машину и водителя Диму, который весело махал ему рукой.
- Здравствуй, Дима! Как наши дела? - Спросил профессор, устраиваясь поудобнее на заднем сидении служебного «Опеля».
- Ой, Николай Константинович, тут такое творится. Алёшка поругался со своим отцом. И теперь его производство вообще могут закрыть, ещё не открыв. В общем, без Вас не разобраться.
- А в чём дело, что случилось? Алёша мне по телефону ничего такого не рассказывал.
- Так ведь это произошло только сегодня утром. А что такое я конкретно не знаю, Алёшка мне всего не рассказал.
- Интересно.

Примерно через час профессор сидел в удобном кресле напротив Алексея Петровича в его кабинете.
- Ну, рассказывай, что Вы не поделили с генеральным. Только по порядку и чистую правду.
- До вчерашнего вечера,- начал свой доклад Алёша,- всё было прекрасно. А вчера, ближе к концу рабочего дня, я, главный бухгалтер, главный экономист, главный конструктор, и начальник отдела кадров понесли генеральному директору проект штатного расписания с должностными окладами и некоторую техническую документацию на утверждение.
   Он встретил нас радостно, поздоровался с каждым за руку, поинтересовался, как дела и стал смотреть документы. И надо же было ему начать со штатного расписания. Лицо его сразу изменилось и, даже не досмотрев расписание до конца, он швырнул документы на стол и сказал, что на его производстве ни у кого нет таких окладов, и чтобы мы шли и всё пересмотрели и привели в соответствие с заводским расписанием. Я пытался ему что-то объяснить, но он и слушать не хотел. А в конце добавил, что в противном случае строящееся здание цеха будет использовано по назначению.
- Ну, ничего, Алёша ты главное не нервничай. Давай мы с тобой сейчас внимательно всё пересмотрим, а потом будем думать, что делать дальше.
- Знаешь, что Алексей Петрович,- сказал профессор, после просмотра документов, которые вчера носили к генеральному директору,- я понимаю твоё стремление привлечь к работе на твоём производстве хороших специалистов хорошей зарплатой. Но с другой стороны, такие специалисты работают у твоего отца. Поэтому я понимаю и его, и на его месте я, наверно, поступил бы так же, как он. Не надо их переманивать к себе. Я думаю, что тебе надо было не ставить шефа перед фактом, а прийти к нему за советом. Это ему бы понравилось, и всё было бы хорошо. А теперь, если ты не против, давай сходим на поклон вместе. А то глядишь, он и в правду закроет наше детище.
- Ой, профессор, я как раз об этом и собирался Вас просить.
- Тогда рассказывай, что ещё Вы тут натворили за неделю моего отсутствия.
- Ну, во-первых, я думаю, через пару недель здание цеха будет полностью готово к эксплуатации. А пока, конструкторское бюро уже приступило к работе на новом месте. Один конструктор предложил полусферы домов делать из двойной оболочки, а между слоями закачивать какой-нибудь газ наподобие гелия. Он лёгкий и будет оказывать сопротивление давлению воды и, таким образом, удерживать конструкцию. Лаборатория сейчас в поисках такого газа. Конструкторы занимаются проектированием и дизайном помещений домиков. Потихоньку наше производство начинает жить.
- А я хочу Вам доложить, господин директор, что я тоже прошедшую неделю не гулял.
В этой папке документы кое-каких моих разработок. Я предлагаю делать полусферы из сегментов прозрачного пластика, например, полистирола, которые будут отливаться на экструдерах. Они будут не очень больших размеров и не большого веса. Купола будут собираться на месте. Останется только опустить их на дно, выкачать воду и, взамен её, накачать воздух. Всё оборудование и помещения будут собираться уже под водой. А в дальнейшем, если понадобится, и сами купола можно собирать под водой. Я уже даже заказал несколько литьевых машин для нашего производства. Теперь дело за тобой и твоим отцом. Всё это надо согласовать.
- Профессор, да Вы целое КБ замените сами. - Восхитился Алёша.
- Перестань. Ведь это только наброски. А твоему КБ предстоит всё разработать детально. Всё просчитать. Ведь возможно вариант предложенный конструктором окажется дешевле и проще моего.
Ладно. Позвони шефу, спроси, когда он сможет нас принять. Собираем все бумаги и не надо никого, пойдём вдвоём.

- Доброго здравия, уважаемый Николай Константинович! – Генеральный встал с кресла и пошел на встречу профессору, как только тот переступил порог его кабинета.
- И Вам не хворать, Петр Петрович!
- Как добрались, как устроились? Думаю, на этот раз Вы к нам надолго, или опять улетите в свой институт, а профессор?
- Да, Вы знаете, Петр Петрович, я хоть и буду здесь прописан постоянно, но иногда, всё же, придется отлучаться и в институт, поскольку научная работа там ещё не закончена, а она, кстати, непосредственно связана с нашими разработками. Так что другого выхода нет.
- А мы будем ставить Вам прогулы.
- Я буду отлучаться не в ущерб производству.
- Ну, хорошо. Это всё шутки. Давайте ближе к делу. - Подытожил Пётр Петрович.
- Тут, понимаете ли, профессор, наш новоиспеченный директор начинает на меня давить. – Продолжил генеральный, когда все расселись по местам. – Он принёс мне штатное расписание, в котором почти все оклады инженеров и ставки рабочих чуть ли не вдвое больше, чем в других цехах. Этак скоро все перебегут к Вам, и я останусь один.
 Петр Петрович, хотя и выглядел сердитым, но в его голосе чувствовались шутливые, тёплые нотки.
- Я уже в курсе этого инцидента. Конечно, Алексей Петрович не прав, но, с другой стороны, поймите и Вы нас. Ведь так заведено, что на любом новом производстве платят несколько больше, чем на старом. А на заводе Вы один не останетесь. Вы же знаете, что за воротами целая армия безработных.
- Мы, наверно, сделаем вот как. Я посоветуюсь со своим главным бухгалтером, и мы оформим Ваш десятый цех, как дочернее производство от нашего завода. Тогда у Вас будет свой счёт в банке и все вытекающие от сюда обстоятельства. Вот тогда и платите своим работникам, сколько считаете нужным.
- Ну, что же это тоже не плохо, но тогда нам придется, для начала, изготавливать и сбывать какую-то попутную продукцию. Ведь за что-то жить надо. И потом, когда мы приступим к серийному производству, Вы уж извините, но все денежки от реализации нашей продукции будут наши.
- Ладно, я посоветуюсь со специалистами, как лучше поступить. Какие ещё у Вас вопросы.
- Пётр Петрович,- начал профессор,- я заказал несколько экструдеров необходимых для нашего производства. Вот реквизиты завода изготовителя. Необходима Ваша виза для оформления заказа.
- Алёша отдай эти бумаги в экономический отдел,- сказал шеф, подписывая бумаги.
 
- Николай Константинович, я не перестаю восхищаться Вами. Как дипломатично Вы объяснили шефу ситуацию и оказались сверху. Теперь я уверен, что всё будет в нашу пользу. Я бы так никогда не смог. - Сказал Алёша, когда они вышли от генерального директора.
- Алексей Петрович, я уверен, что пройдёт несколько лет, и ты станешь дипломатом похлёще меня. Всё приходит с опытом. А сейчас давай-ка лучше займёмся текущей работой.
                5
   После этого разговора прошёл месяц упорного труда всех подразделений цеха №10.
При этом каждый, кто стал сотрудником этого цеха, трудился с полной отдачей сил, знаний и умений, чтобы как можно скорее приблизить создание опытного образца подводного дома.
   Было изобретено и изготовлено множество конструкций, которым не было аналогов ни в одной стране мира, по той простой причине, что никому в мире еще не приходила в голову идея создания СТРАНЫ ПОД ВОДОЙ.  Причём многие из изобретений, являясь таковыми, когда были изготовлены, прекрасно работали, но для подводного жилья, по тем или иным причинам, не подходили, и приходилось изобретать что-то другое более приемлемое.
  Когда экономисты подсчитали стоимость оболочки здания предложенной одним из конструкторов и сравнили с той, которую предложил профессор, то оказалось, что вторая почти на тридцать процентов дешевле и на много менее трудоёмкая, чем первая.
   Поэтому все силы бросили на дальнейшее усовершенствование полистирольных плит, из которых будут собираться полусферы. Просчитывались наиболее эффективные размеры и формы этих плит.
   И вот, на конец-то, были отлиты первые образцы. Они имели шестигранную форму и были сконструированы так, что при сборке входили одна в другую. Получалась довольно прочная конструкция. Оставалось только пройти по стыкам специальным пистолетом, и конструкция приобретала прочность и, что очень важно, герметичность.
   В середине плиты были полые и поэтому имели не большой вес.
   Когда первая полусфера была собрана, Николай Константинович обратился ко всем собравшимся по такому случаю и сказал:
- Дамы и господа, друзья, я не займу у Вас много времени. Но очень хочется поздравить всех в той или иной мере принимавших участие в создании этой замечательной конструкции. Путь к этим родам был очень нелёгкий и в экономическом, и в физическом, и на конец, в моральном отношении. Но мы успешно прошли его и уверен, что с таким коллективом мы всё же, в скором будущем станем первыми жителями подводного города.
  С трудовой победой Вас! Ура!!!
   Когда прогремело троекратное ура, профессор поднял руку и сказал:
- Позвольте ещё несколько слов. Сейчас, на Ваших глазах будет проведено испытание нашего детища на прочность. Оно рассчитано выдерживать давление воды на пятидесяти метровой глубине.  Не знаю, существует ли сейчас, но знаю точно, в царской России Пётр Великий ввёл такую традицию: когда сдавался в эксплуатацию мост, то его конструктор, архитектор, прораб, в общем, все, кто заварил эту кашу, становились под мост и после этого мост нагружался расчетной нагрузкой. Если расчёты были не верны, то сами понимаете, чем испытания заканчивались. Вот и сейчас я предлагаю устроить подобный эксперимент.
Потому, что если наша конструкция не выдержит расчётной нагрузки под водой, то могут быть очень плачевные последствия. А посему сейчас я и со мной конструктор и начальник сборочного цеха станем на эту площадку, нас накроют куполом и нагрузят весом, соответствующим давлению толщи воды в пятьдесят метров. Прошу господа. – И профессор первый шагнул на бетонную площадку. 
   Все присутствующие после таких слов зашумели и стали протестовать.
   Алёша подбежал к профессору и стал уговаривать его отменить такой эксперимент, на что профессор ответил:
- Алексей Петрович, если Вы не уверены в расчётах, то тогда вообще не стоит продолжать наш проект.
   Эти слова услышали все и сразу все замолчали. Стало так тихо, как под водой. И только после того, как с купола, под которым стояли профессор, конструктор, начальник сборочного цеха и сам Алексей Петрович, был снят груз, собравшиеся снова стали кричать ура и обнимать друг друга, поздравляя с победой.
 Николай Константинович подошёл к Алексею Петровичу и потихоньку сказал:          
- Срочно собери всё руководство у себя в кабинете.
- Николай Константинович, а как же банкет?
- Делай, что сказал. Не до банкета.
  Через несколько минут всё начальство цеха было в кабинете директора.
- Я не хотел всем портить праздник,- начал профессор – но те, кто были со мной под куполом, наверняка слышали довольно ощутимый треск. А под водой малейшая трещина в конструкции и катастрофа неизбежна, погибнут люди. Поэтому мне придется решать с Петром Петровичем вопрос о целесообразности дальнейшего продолжения проекта. Мне кажется, что здесь сама идея не верна, и мы идём не по тому пути.
  В это время в кабинет ворвался зам директора по капитальному строительству.
- Николай Константинович, - начал он, - это я во всём виноват. Мне было поручено подготовить площадку для испытаний. Мои рабочие площадку забетонировали. Но на неё по проекту ещё надо было положить железный лист, а они, по какой- то причине не положили. Я доверился бригадиру, а сам не проверил. Я, когда услышал треск и увидел, что на бетоне нет железного листа, чуть не потерял сознание. Ведь бетон мог под большой нагрузкой рассыпаться, и погибли бы невинные люди. Это бетон трещал и давал трещины. Когда все после эксперимента разошлись, я приказал положить лист на бетон, сам стал под купол и эксперимент провели ещё раз. Так что конструкция и расчёты тут не виновны.
- Ну, это мы ещё выясним, кто, в чём виноват,- Сказал Алексей Петрович и продолжил,- Николай Константинович как на счёт банкета?
- Ну, банкет, значит банкет. Почему бы и нет? Слава Богу, что всё прояснилось. - Подытожил профессор. 

   Банкет был назначен на восемь часов вечера в одном из городских ресторанов. Были приглашены все сотрудники цеха №10 с супругами.   
   Когда все собрались, Алексей Петрович встал и постучал вилкой по бокалу. Все затихли в ожидании праздничной речи.
- Дамы и господа, позвольте мне на правах директора открыть этот праздничный для нас вечер. – Когда стихли аплодисменты, - директор продолжил, - но я должен Вас разочаровать, я не стану произносить хвалебную речь, а предоставлю слово очень грамотному специалисту и просто красавице главному бухгалтеру завода Оксане Васильевне.
   В центр зала, в сопровождении помощницы, которая несла на подносе целую кипу конвертов, вышла действительно молодая и красивая женщина.
- Ну, Алексей Петрович, погоди! – Сказала она и погрозила Алёше кулаком. – Я тоже не стану много говорить, - продолжила она, - по случаю праздника, особо отличившихся работников цеха, генеральный директор завода из своего директорского фонда награждает денежными премиями. Кого буду вызывать, пожалуйста, подходите для получения конверта, а остальные могут начинать банкет.
   Первым в списке премированных, конечно же, значился наш уважаемый профессор. Когда Оксана Васильевна попросила Николая Константиновича подойти к ней, и, улыбаясь своей обворожительной улыбкой, протянула ему конверт с премией, профессор взял конверт и, прежде чем Оксана Васильевна успела произнести фамилию следующего счастливчика, он произнёс, обращаясь к залу, буквально следующие слова:
- Я, конечно, очень тронут столь высокой оценкой моего вклада в общее дело. Судя по объёму и весу конверта, сумма, которая скрывается в нём довольно крупная. Но дело в том, что мы ещё только-только начали нашу работу и ещё неизвестно чем и когда она закончится. По сути, наше детище ещё совсем младенец. И, как и каждый новорожденный, наше дитё хочет кушать и чем больше, тем лучше. А мы пытаемся забрать у него лакомый кусочек, пусть даже и совсем не большой. Вот, если я доживу до нашей конечной цели, то я с удовольствием приму из Ваших рук, уважаемая Оксана Васильевна, конверт любых размеров. А на данном этапе работы лично я этого сделать не могу и предлагаю эти деньги из фонда директора перечислить на нужды нашего младенца.
   Профессор положил конверт на стол и пошёл к своему столику.
   В это время поднялся начальник сборочного цеха и сказал:
-  Я не знаю, есть я в списке награждённых или нет, но призываю всех последовать примеру Николая Константиновича и не брать конверты с деньгами.
   Все присутствующие, как по команде захлопали и поднялись со своих мест.
- Тогда позвольте Ваши аплодисменты считать знаком одобрения поступившего предложения, - сказала Оксана Васильевна и её помощница унесла поднос с конвертами из банкетного зала.

   Генеральный директор завода, директор нового цеха №10, профессор и ещё кое-кто из руководства сидели за одним столиком.
   Когда все уже изрядно выпили, и стало веселей, Пётр Петрович подсел к профессору и сказал:
- Напрасно Вы отказались от премии, да ещё и другие последовали Вашему примеру. Для нашего завода такая сумма – комариный укус не более.
- Не важно, чем для Вас является такая сумма, но я очень рад, что все проявили солидарность, а такие поступки делают людей патриотами своего производства. И это очень важно для дальнейшей работы, - возразил профессор.
- И ещё один вопрос, если можно. Как Вы себя чувствовали под куполом, когда услышали треск? Ведь если бы действительно трещал купол, то все находящиеся под ним могли погибнуть, если бы конструкция не выдержала нагрузки и лопнула.
- Если честно, то чувствовал я себя просто отвратительно. Было отчаяние, что всё напрасно. Была злость на себя, что затеял то, что, может быть, просто не имел право. Была и обида на конструкторов, которые где-то допустили ошибку. И, что греха таить, был и страх. Но в тоже время, была надежда, что что-то здесь не так. Что причина в чём-то другом.
- Николай Константинович, и последний вопрос. Что Вы предлагаете делать с виновными в том, что произошло?
- Я думаю, что начальника по строительству строго наказывать не стоит. Ну, объявите ему выговор по партийной линии. Шучу. Он специалист хороший и, как человек, тоже. Поэтому он сам себя накажет своей совестью и уверен у него промахов больше не будет. А вот бригадира рабочих надо наказать по всей строгости. Разгильдяйство должно быть наказуемо. Я думаю как-то так.

   Во время банкета все присутствующие обратили внимание, что каждый танец Алексей Петрович и Оксана Васильевна танцевали вдвоём и, к концу вечера Алёша, каким-то образом, и за столиком оказался возле Оксаны.
- А из них получится не плохая семейная пара,- сказал профессор, обращаясь к Петру Петровичу.
- Я бы не возражал,- заулыбался в ответ Петр Петрович,- тем более что Алёшка мне уже об этом намекал.
 - О! Значит скоро, будет ещё один банкет.
- Думаю, что да. И Вы на нём будете свадебным генералом, так что готовьте мундир.
- Буду рад.


                6

   Изготовление первого экспериментального подводного дома подходило к концу.
Он представлял собой полусферу десяти метров в диаметре и состоял из двух этажей. На первом этаже располагались жилые и служебные помещения. Жилых комнат было две, и они отличались от обычных только тем, что одна из стен была полностью прозрачная и лежа на диване или сидя в удобном кресле можно было наблюдать подводную жизнь.  Второй этаж представлял собой помещение с полом из не прозрачного пластика, а всё остальное был прозрачный купол.  Это помещение было специально предусмотрено для наблюдения за красотами моря. По мнению создателей этого домика, телевизор его обитателям не понадобится так как, смотря сквозь прозрачную стену, совсем не ощущается течение времени.
   Такой домик мог существовать автономно, пока хватало в нём запасов продовольствия, воздуха и всего не обходимого для нормальной жизни. К сожалению, жить под водой неограниченное время можно только в подводном городе, в котором будут производства, вырабатывающие всё необходимое для нормального проживания его жителей.
   Долгожданный день сдачи экспериментального образца все ожидали с нетерпением и готовы были работать сутками, чтобы приблизить этот день.
   Алексей Петрович даже нашёл клиента, готового пожить под водой несколько дней.
- Молодой человек, - окликнул он первого проходящего мимо мужчину,- у меня к Вам есть интересное предложение.
- Что за предложение?
- Дело в том, что я хочу предложить Вам войти в историю.
- Как это?
- Вы, если захотите, можете стать первым человеком, прожившим под водой неделю.
- Вы что же хотите из меня Ихтиандра сделать, что ли?
- Нет, нет, всё обойдётся без хирургического вмешательства. Вы будете жить в квартире под водой, в которой есть всё необходимое для жизни.
- Сколько?
- Ну, что Вы, для Вас это будет совсем бесплатно.
- Я спрашиваю, сколько Вы мне заплатите за недельное заточение? Я только что отсидел пять лет и сидеть ещё неделю по Вашей милости, да ещё бесплатно не имею ни малейшего желания. Так что поищите себе другого дурака.
    Зато второй проходящий мимо пешеход не только согласился участвовать в эксперименте, но даже попросился провести неделю под водой вместе со своей женой.
- Это будет что-то вроде нашего свадебного путешествия. – Заявил он, а затем продолжил,- конечно, не очень- то приятно быть подопытным кроликом, но ради науки и ради интереса я готов попробовать.
- А Ваша жена согласится на такое недельное заточение?
- Моя жена согласится на всё, если я согласен.
- Вам повезло с женой. Но Вы, всё же посоветуйтесь с ней и через пару дней давайте встретимся на этом же месте в это же время. Вы приходите с женой, и я Вас отвезу посмотреть на Ваше будущее жильё. Вот Вам моя визитка.
- А вот Вам моя.
   В визитке значилось, что Михаил Иванович Познеев работает в конструкторском бюро по проектированию не обычных зданий и сооружений ведущим конструктором.
  Когда Алексей Петрович прочитал эти данные, он был приятно удивлён и сказал:
- Михаил Иванович, Вы себе не представляете, как нам нужны такие люди. В общем, когда мы встретимся через пару дней, у меня к Вам будет ещё одно предложение.
   Они распрощались очень довольные встречей.
   Когда Алексей Петрович рассказал профессору о том, что он нашёл первых желающих пожить под водой, Николай Константинович был очень рад, но он ещё больше обрадовался, когда узнал кто будет первым поселенцем. Однако немного подумав он сказал:
- После того, что ты мне рассказал кто наш первый клиент, мне кажется, что он очень быстро согласился пожить в нашем доме неделю. Ведь он, по сути дела наш конкурент. И конечно ему очень интересно, что мы на конструировали. И, всё-таки, давай пойдём на встречу с ним вместе. Думаю, что нам будет интересно с ним пообщаться. А отказаться от его услуг мы всегда успеем.
   Через два дня они сидели за столиком в кафе на берегу моря и обсуждали вопросы интересующие всех троих.
- Михаил Иванович,- начал профессор,- два дня назад вы сказали моему коллеге, что конструируете не обычные здания и сооружения, очень хотелось бы узнать, что они из себя представляют и каково их назначение. Если, конечно, это не секрет.
- Хорошо. Я постараюсь быть предельно краток. Всем известно, что в скором будущем человечество собирается осваивать космические объекты такие, как Луна или Марс. Понятно, что по целому ряду причин там строить дома привычные нашему взору не представляется возможным, да в этом и нет необходимости. Вот я и занимаюсь проектированием зданий приемлемых для строительства в Космосе. Или возьмём Мировой Океан, ведь он до сих пор не изучен так, как нам бы хотелось.
   При этих словах профессор и Алексей Петрович многозначительно переглянулись.
- А чтобы по настоящему исследовать океан, надо там жить, а не нырять на несколько минут. Мы перебрали много вариантов и пришли к выводу, что надёжнее всего создавать города под океаническим дном. На этой версии мы и остановились. Ну, вот вкратце ответ на Ваш вопрос, профессор.
- Спасибо. Вы знаете, Михаил Иванович, оказывается мы с Вами коллеги. Ведь мы преследуем аналогичную цель. Но, в отличии от Вас, мы пытаемся создать город на океаническом дне. И, по сколько цель-то у нас с Вами одна было бы интересно с Вами сотрудничать, а не соперничать.  Что Вы на это скажете?
- Ну, во-первых, мы с Вами, как мне кажется, ещё не соперничаем, но уже сотрудничаем по сколько я уже дал согласие на участие в Вашем эксперименте. Я бы назвал его не экспериментом, а испытанием опытного образца. Ведь, насколько я понимаю, Вы ещё не приступили к серийному выпуску своей продукции. А сотрудничать с Вами или нет в дальнейшем, это не мне решать. Ведь я всего лишь ведущий конструктор одного из проектов. Чтобы решить этот вопрос свяжитесь с руководством института, в котором я работаю. Координаты нашего ректора я Вам сейчас дам. А сейчас расскажите мне, пожалуйста, когда состоится испытание и что мы с женой должны при себе иметь перед погружением под воду.
- Приходите на это же место в следующий вторник в девять часов утра и имейте при себе элементарные личные вещи. Всем необходим для Вашего комфортного проживания мы обеспечим. Если что-то понадобится в ходе эксперимента мы обязуемся незамедлительно Вам предоставлять. Всё это указано вот в этом договоре. Прочтите, пожалуйста, и подпишите. – И Алексей Петрович протянул Михаилу Ивановичу договор, напечатанный на нескольких страницах. И ещё предоставьте нам справки о состоянии здоровья. Сами понимаете, нам не хочется, чтобы у кого-то из Вас под водой начались проблемы со здоровьем.
- Хорошо, всё исполним и будем на этом месте вовремя, - сказал Михаил Иванович, возвращая подписанный договор и поднимаясь для того, чтобы уйти.
- Михаил Иванович, а отобедать с нами?
- Спасибо, но меня ждёт жена. Мы с ней прямо сейчас едем на дачу. А, вот после удачного эксперимента обязательно отобедаем. До вторника, господа.