Один из шедевров Бернини -Апполон и Дафна

Алина Алексеева-Маркезин
 Джованни Лоренцо Бернини.Аполлон и Дафна. 1622—25
Каррарский мрамор. Высота 243 см .Галерея Боргезе, Рим

         Бернини начал работать над «Аполлоном и Дафной» в 1622 году по заказу кардинала Боргезе, но отложил работу для создания скульптуры Давида. Композиция была завершена только в 1625 году. Кардинал Маффео Барберини, будущий папа Урбан VIII написал двустишие, которое можно перевести примерно так: «Каждый, кто будет искать наслаждения исчезающей красотой, очнётся с руками, полными листвы и горьких ягод».
         Эти назидательные строки должны были служить оправданием присутствия скульптуры на языческую тематику в коллекции кардинала.

АППОЛОН И ДАФНА.

        Однажды Эрот, обиженный презрительным отношением со стороны Аполлона, решил показать ему свою силу и власть над сердцами богов и смертных. Он пронзил сердце Аполлона стрелой, вызывающей любовь, другую же стрелу — убивающую любовь — он пустил в сердце нимфы Дафны, дочери речного бога Пенея.

        Встретил как-то прекрасную Дафну Аполлон и полюбил ее. Но Дафна, лишь только увидела златокудрого Аполлона, тут же пустилась от него бежать. Сколь ни уговаривал ее Аполлон остановится, нимфа бежала лишь еще быстрее. Как на крыльях мчится за ней Аполлон.

         Уж настигает он прекрасную нимфу. И тут взмолилась она отцу своему Пенею и богине Земле, чтобы расступилась она и поглотила ее. Лишь только сказала она эти слова, как тотчас онемели ее члены. Кора покрыла ее нежное тело, волосы обратились в листву, а руки, воздетые к небу, стали ветвями.
Долго стоял опечаленный Аполлон перед лавром, в который превратилась Дафна, и, наконец, промолвил: «Пусть венок лишь из твоей зелени украшает мою голову, пусть отныне украшаешь ты своими листьями и мою кифару, и мой колчан.

        Пусть никогда не вянет твоя зелень! Стой вечно зеленым».
В компактном и лаконичном двухфигурном изваянии скульптору удалось изложить весь миф о преследовании влюбленным богом прекрасной нимфы и ее стремительном превращении в лавровое дерево.

        Рука Аполлона скользит по атласной коже девушки, но тщетны его усилия, ибо ноги все еще стремительно бегущей Дафны уже сковывает кора, руки превращаются в гибкие ветви, а волосы — в листья. Она еще полна жизни, лицо проникнуто страхом, но метаморфоза уже началась, и зритель видит этот момент «одеревенения».

            Реальность нежной, теплой, шелковистой кожи нимфы, легкость мягких завитков волос и грубой древесной коры переданы настолько контрастно и вещественно, что приковывают внимание своей иллюзорной действительностью.

         Бернини достигает этого благодаря виртуозному владению резцом, а также тщательной полировке мраморной поверхности, что стало подлинным новаторством и существенно расширило реалистические живописные возможности скульптуры. Это впечатление вещественности, теплоты человеческого тела отличает работы Бернини от античных и ренессансных статуй.

 “Я победил мрамор и сделал его пластичным, как воск…”, - писал Джованни Лоренцо Бернини.…