Брат Пушкина-Лев Сергеевич

Алина Алексеева-Маркезин
 Лев Пушкин около 1820 года. Карандашный рисунок А.О.Орловского

       В детские годы другом поэта была сестра, но не брат. Сблизились они позже. В отличие от Александра, к которому Надежда Осиповна была откровенно холодна, Льва она очень баловала. В какой-то мере это можно объяснить: один за другим умирали дети, (пятеро) а этот младшенький выжил и стал любимцем матери.

      Младшенький Лёвушка был любимцем родителей, ему многое сходило с рук. После окончания наполеоновских войн (1814) семья переехала в Санкт-Петербург и поселилась в Адмиралтейской части города, неподалеку от Сенной площади. Лев поступил в 1815 году в Главное немецкое училище при лютеранской церкви Св. Петра.

       Затем учился в Благородном пансионе при Царскосельском лицее и с 1817 по 1821 гг.  Курса не кончил. Он был исключён из пансиона в 1821 году из-за участия в протесте против увольнения преподавателя словесности В. К. Кюхельбекера, друга А. С. Пушкина.

             Ещё до ссылки брата Лев Сергеевич был осведомлён о его литературных делах, а как только Пушкин уехал на юг, стал выполнять его издательские и иные поручения.

      Видевший Льва Пушкина в салоне своего дяди, племянник Антона Дельвига Андрей Андреевич Дельвиг вспоминал:

       "Он был остроумен, писал хорошие стихи, и, не будь он братом такой знаменитости, конечно, его стихи обратили бы в то время на себя общее внимание. Лицо его белое и волосы белокурые, завитые от природы. Его наружность представляла негра, окрашенного белою краскою."

        Обладая феноменальной памятью, Лев Сергеевич запоминал стихи и целые поэмы с одного прочтения.
          «С ним, — как утверждал после его смерти П. А. Вяземский, — можно сказать, погребены многие стихотворения брата его не изданные, может быть даже и не записанные, которые он один знал наизусть».
            
         Н.И.Лорер писал: «Вечно весел, над всем смеется, находчив и остер в своих ответах, пьет вино, хорошее или дурное, все равно, пьет много и вино никогда на него не действует». ( Даже чай он пил не с ромом, а ром с чаем. Эту привычку он сохранил почти на всю жизнь, изменив ей лишь незадолго до смерти.

Н.И.Лорер вспоминал о выходках Льва в Пятигорске: «Не доходя до ванн еще, мы услыхали ужасные крики и вдруг…
        Это были голоса купающихся дам! Да и не мудрено, что нежные творения эти… не выносят те страшные ощущения холодной кусающейся воды, когда и редкий мужчина может просидеть в бассейне не более пяти минут… Один Лев Пушкин высиживал там четверть часа и еще с бутылкой шампанского в руках, которую и выпивал там».

      В 1827-1829 гг. он участвовал в персидско-турецкой компании, затем до мая 1831 был в отпуске, после чего перешел в Финляндский драгунский полк в чине штабс-капитана.
         Лев Сергеевич участвовал в польской кампании и вышел в отставку в чине капитана в декабре 1832 года. До осени 1833 года жил в Варшаве, после чего возвратился в Петербург, где служил чиновником особых поручений при Министерстве внутренних дел. Через три года с чином штабс-капитана поступил в Отдельный кавказский корпус. Будучи на службе на Кавказе, он узнал о смерти брата лишь в марте 1837 года. Его письма к другу наполнены отчаянием:

       «Сам я получил только контузию, будучи вечно под пулями; бедный же брат мой погиб в это время от одной, ему обреченной. Несправедлива тут судьба, его жизнь необходима была семейству, полезна отечеству, а моя — лишняя, одинокая и о которой, кроме тебя и бедного отца моего, никто бы и не вздохнул».

      Есть свидетельство, что еле удалось друзьям отговорить Л. С. Пушкина от его намерения ехать во Францию и стреляться с Дантесом.

      В 1842 году в чине майора, награжденный орденами Святого Владимира 4-й степени, Святой Анны 3-й и 4-й степени, уволился с военной службы и переехал в Одессу, где поступил на государственную службу в Одесскую портовую таможню.

       В Одессе Лев Пушкин быстро занял заметное положение в обществе. Самые известные и уважаемые люди Одессы бывали в его доме, у него останавливались известные литераторы. В таможенном департаменте его ценили как хорошего чиновника, служба его отмечена повышением чинов и Высочайшими наградами.

      Лев Сергеевич Пушкин в 1843 году женился на Елизавете Александровне Загряжской, дочери симбирского губернатора А.М. Загряжского. Она приходилась родственницей его невестке, Наталье Гончаровой, с которой Лев в течение всей своей жизни поддерживал добрые отношения. От брака с Елизаветой Александровной у него было четверо детей: Ольга (1844-1923); Анатолий (1846-1903); Софья (умерла в младенчестве) и Мария (1849-1928).

          Последние годы жизни своей Лев Пушкин провел в Одессе, состоя на службе по таможенному ведомству. Под конец одержим он был водяною болезнью, отправился по совету врачей в Париж для исцеления, возвратился в Одессу почти здоровый, но скоро принялся за прежний образ жизни; болезнь возвратилась, усилилась и он умер.
       Был похоронен на 1-м Христианском кладбище.

        С Львом Сергеевичем связаны стихотворения Пушкина «Брат милый, отроком расстался ты со мной» (1823), «Послание к Л. Пушкину» (1824) и другие произведения.

Л. Пушкину (1823)

Брат милый, отроком расстался ты со мной,
В разлуке протекли медлительные годы.
Теперь ты юноша — и полною душой
Цветешь для радостей, для света, для свободы.
Какое поприще открыто пред тобой,
Как много для тебя восторгов, наслаждений,
И сладостных забот, и милых заблуждений!
Как часто новый жар твою волнует кровь!
Ты сердце пробуешь в надежде торопливой,
Зовешь, вверяясь им, и дружбу и любовь.