Однажды в музее марионеток, когда нет посетителей

Сергей Рябцев
Принято считать, что первые куклы-марионетки появились в Европе в XVI веке, не то во Франции, не то в Италии, трудно сказать точно, два этих государства до сих пор спорят, кому из них принадлежит право называться родиной марионеток. Однако оставим ненужные споры, тем более что на самом деле первые куклы на ниточках появились даже не на Земле, а на небесах. Вспомните Адама и Еву, ну чем не марионетки. Созданные по образу и подобию, они, как и положено куклам, покорно выполняли волю своего влиятельного Господина, правда, лишь до определённого момента, а далее, как хорошо всем известно, сами стали в некотором роде кукловодами.

Человеку свойственно кем-то манипулировать, это у нас наследственное, а потому понятно желание некоторых повторить опыт лица, однажды создавшего прародителей наших. Правда дальше Монстра Франкенштейна и глиняного Голема люди не продвинулись, не оказалось под рукой достаточного электричества и правильных заклинаний. И совсем другое дело творить простых кукол, как на ниточках, так и без них, что согласитесь, гораздо безопасней, ни одна из них пока ещё не убила и не покалечила своего мастера. Но так ли просты эти куклы? 

Созданные из дерева и керамики, тряпочек, проволоки и папье-маше, наделённые специальными шарнирами с ниточками, они обладают завидной пластикой, их марионеточные движения создают яркие и запоминающиеся образы. О куклах-марионетках ходят легенды, говорят, когда они остаются одни и за ними никто не наблюдают, те таинственным образом оживают, мало того начинают разыгрывать меж собой представления.  Возникает вопрос, а кто в этот момент ими манипулирует? И ещё, если свидетелей нет, как узнали о происходящем, кто поведал? Или всё же присутствовал кто-то, но пожелал скрыть своё имя?

Вероятно, всех ответов мы не узнаем, обе стороны упорно хранят молчание, однако тайны не возникают на пустом месте, всегда найдётся некая ниточка, потянув за которую, можно приблизиться пусть не к отгадке, но к пониманию волшебства. И важно при этом не оборвать тонкую нить, но постараться почувствовать лишь кончиками пальцев незримую связь, что однажды соединила марионетку с её тайным кукловодом.

Вот с такими мыслями оказался  я однажды в музее марионеток, и что самое удивительное, был там совершенно один, не считая юной особы продававшей входные билеты. Думаю, в том был некий знак, вероятно, кто-то очень хотел или не возражал, что бы я прикоснулся к его таинственным нитям. Впрочем, могла быть совершенно другая и более прозаическая причина. В тот погожий июньский день публика предпочла совершенно другие места, например здешний замок или обширный городской парк, или вовсе далёкие от тайн и загадок помещения: рестораны с пивными, коих кругом было великое множество, ведь город, о котором идёт речь, находится в Чехии и называется Чески-Крумлов.

Сам музей марионеток располагается в бывшей церкви Святого Йошта, ныне принадлежащей некоему частному лицу. На входе неприметная вывеска: «Marionette museum» и статуя Богоматери с младенцем Христом на руках в небольшой нише над дверью. В музей ведёт узкая винтовая лестница, поднявшись по которой, я оказался в небольшом зале с арочным потолком. Здесь меня встретила юная пани, поздоровалась и предложила осмотреть экспозиции.

Признаться, увиденное не вызвало во мне бурю восторга. Из представленных экспонатов было замечено десятка четыре марионеток, довольно кустарной работы, развешанных тут и там на стендах обитых красным сукном, и одиноко стоящий посреди зала стол с картонным театром-вертепом, рядом три стула. Были еще фотографии в рамках той же тематики и крохотный столик актёра-кукловода, где тот когда-то гримировался. Вот, пожалуй, и всё, что удалось обнаружить в небольшом зале.

Я уже было намеревался покинуть его, как юная пани предложила подняться на этаж выше. Оказывается, настоящий музей располагался под самой крышей, туда вела крутая деревянная лестница, здесь же находился сувенирный магазинчик, а представленные марионетки – это товар на продажу. И здесь я обратил внимание на маленькие ценники, что были под каждой из кукол. Однако цифры, скажу я вам, были не маленькие. Ничего не купив, я поспешил наверх. Скрипучая лестница уводила меня всё выше, с каждой новой ступенью нарастало волнение, ожидание некоего чуда. И через несколько мгновений оно таки произошло. Попробую его обрисовать.

Представьте себе огромный чердак с множеством потемневших от времени деревянных балок, стропил и стоек, удерживающих черепичную крышу. И в полумраке этого пространства виднелись сотни всевозможных оригинальных марионеток, некоторым почти двести лет, от самых маленьких, не больше детской игрушки, до гигантов размером с полуторагодовалого ребёнка и весом более шести килограмм, развешанных на длинных проволоках, тянущихся через весь чердак.

Освещённые лишь маленькими фонарями, свисающими откуда-то сверху из темноты, марионетки казались абсолютно живыми, так реалистичны были их лица. Возникало невольное ощущение, что пройдёт мгновение и все эти многочисленные персонажи из старых легенд и сказок, волею случая, оказавшиеся под одной крышей, покинут свои проволоки, спустятся на дощатый пол, сделают несколько шагов друг к другу и, недолго посовещавшись, разыграют новое представление.

Но проходило время, а марионетки не шевелились, пауза явно затянулась. Вероятно, не успели согласовать свои роли, кому играть принца или разбойника, ведьму или знатную даму. И хотя куклы по своему обличию  являются актёрами только одной роли, такими их создали мастера, но думаю, они с радостью сменили бы обычные амплуа и предстали в новых для себя образах.

Представляете, какая могла бы возникнуть грандиозная фантасмагория. Чердак бы не выдержал буйства страстей, рассыпался как карточный домик. Может поэтому, марионетки не двигались. Зачем лишать себя крова, благоразумно решили они, лучше останемся за кулисами, да понаблюдаем за зрительным залом, посмотрим, кто сегодня пришёл.

- Как, только один зритель, а где остальные?
- Вы говорите – один? Позвольте взглянуть. Действительно, сидит в первом ряду.
- Весь в ожидании, какой-то задумчивый.
- Господа, неужели он так и уйдёт, не посмотрев представление? Это будет несправедливо!
- И что вы предлагаете?
- Играть! Непременно играть!
- Но позвольте, я не привыкла выступать при пустом зале.
- А давайте представим, что он не один, хотя, нет, мы будем играть именно для него, и пусть он запомнит наше представление.
- И так, все собрались, даю последний звонок. Внимание! Мы начинаем!

И здесь произошло самое настоящее чудо, тёмный чердак превратился в блистающий барочный театр с множеством декораций. Секунда, другая, и медленно погасли хрустальные люстры, утих шёпот в зале, всё внимание перешло к сцене, послышалась тихая музыка, открылся занавес, и действие началось.

То была таинственная и чарующая «Волшебная флейта» Моцарта и куклы-марионетки сыграли её на славу.

Затем последовала мистерия о Големе, глиняном мистическом персонаже из древнееврейских легенд. Однажды с помощью тайных заклинаний в него вдохнули жизнь, впрочем, через некоторое время они же его и погубили. Деяния его были так страшны, что прах не стали предавать земле, побоялись, что кто-то вновь попытается его возродить. Глиняные останки Голема до сих пор хранятся в тайной комнате пражской синагоги, доступ к ней закрыт всем, дверь опечатана, ключ неизвестно где, а потому проверить подлинность легенды невозможно.

Далее была исполнена всем хорошо знакомая и вовсе не грустная трагедия доктора Фауста и друга его Мефистофеля. Были и другие истории, про разбойников, водяных и чертей, а ещё про прекрасных принцесс, доблестных рыцарей, старых ревнивых мужей и их молодых жён.

Не могу сказать точно, сколько времени шло представление, таким ярким и захватывающим оно было. Однако всему приходит конец, и вот опустился занавес, стихла музыка и воцарилась на чердаке тишина, как будто и не было ничего. А может и в самом деле всё мне привиделось, и марионетки не покидали своих мест, не разыгрывали представление? Признаться, я не смог ответить на этот вопрос.

Порой мне кажется, что марионетки обладают теми же качествами, что присущи живым существам, иначе как объяснить то влияние, что оказывают они на людей. Вряд ли только одним мастерством, их создавших, вероятно, всё-таки существует некая тайная связь, тонкая нить, ведущая к более высоким сферам, о существование которых мы догадываемся, но по понятным причинам достичь не торопимся. Интересно узнать тайну, но развенчивать миф как-то не хочется.

Уже покидая музей, мне вспомнилась одна трогательная история, она подлинная и в ней присутствуют чудеса, кукла, хоть и не марионетка, и письма, написанные Францем Кафкой одной маленькой девочке. Полагаю, эта история многим хорошо известна, ну а тем, кто её подзабыл или вовсе не знает, напомню.

Однажды прогуливаясь по парку, Кафка повстречал незнакомую плачущую девочку, он поинтересовался, что её так огорчило, та рассказала, что потеряла любимую куклу. Известный писатель решил утешить ребёнка, он стал убеждать девочку, что кукла не потерялась, она только ненадолго уехала, и у неё не было времени о том предупредить. А ещё Кафка сказал, что ему удалось поговорить с куклой, и та пообещала, что обязательно напишет письмо девочке, и если завтра в это самое время она придёт в парк, он непременно передаст ей послание.

И Кафка не обманул девочку. Он действительно пришёл на следующий день и вручил ребёнку обещанное письмо, в котором кукла подробно рассказывала о своих путешествиях и о том, как крайне сожалеет, что так внезапно покинула свою хозяйку.

Ещё в течении нескольких недель Кафка регулярно приходил в парк и вручал девочке письма, а когда ему надо было уехать в другой город, как оказалось навсегда, он с последним письмом вручил ей куклу. И хотя она была совершенно другой, ведь настоящая давно исчезла, но девочка признала в ней свою. А как же иначе, ведь в письме были такие слова: «Путешествия изменили меня…». И даже став взрослой, девочка никогда не сомневалась, что письма ей писала её потерявшаяся  кукла.

На самом деле чудеса существуют, надо только в них верить, а ещё создавать своими руками.

Чехия, Чески-Крумлов, июнь 2016

(Фото из личного архива)