Землячество 2- 3 глава

Роза Левит
 2  ГЛАВА

МОИСЕЙ ААРОНОВИЧ КРОЛЬ Моисей Ааронович Кроль {псевдоним: Михаил Афанасьевич Кроль} 1862, Налибоки Ошмянского уезда Виленской губернии — 31 декабря 1942, Ницца — крупный исследователь статистики Сибири, этнограф и юрист.

Активный участник политических движений: народоволец, затем эсер, член Учредительного собрания, после 1918 года эмигрантский деятель.
Известен многочисленными публикациями о Восточной Сибири, бурятах, политике Российской импе

Историко-философское миросозерцание партии обосновывалось трудами Н. Г. Чернышевского, П. Л. Лаврова, Н. К. Михайловского.

Проект программы партии был опубликован в мае 1904 года в № 46 «Революционной России». Проект с незначительными изменениями был утвержден в качестве программы партии на её первом съезде в начале января 1906 года. Эта программа оставалась главным документом партии на протяжении всего её существования.
Основным автором программы был главный теоретик партииВ. М. Чернов.
Эсеры являлись прямыми наследниками старого народничества, сущность которого составляла идея о возможности перехода России к социализму некапиталистическим путём.

 Но эсеры были сторонниками демократического социализма, то есть хозяйственной и политической демократии, которая должна была выражаться через представительство организованных производителей (профсоюзы), организованных потребителей (кооперативные союзы) и организованных граждан (демократическое государство в лице парламента и органов самоуправления).
 
Оригинальность эсеровского социализма заключалась в теории социализации земледелия. Эта теория составляла национальную особенность эсеровского демократического социализма и являлась вкладом в сокровищницу мировой социалистической мысли.
Исходная идея этой теории заключалась в том, что социализм в России должен начать произрастать раньше всего в деревне. 
                Почвой для него, его предварительной стадией, должна была стать социализация земли.
Социализация земли означала, во-первых, отмену частной собственности на землю, вместе с тем не превращение её в государственную собственность, не её национализацию, а превращение в общенародное достояние без права купли-продажи.
Во-вторых, переход всей земли в заведование центральных и местных органов народного самоуправления, начиная от демократически организованных сельских и городских общин и кончая областными и центральными учреждениями.

 В-третьих, пользование землёй должно было быть уравнительно-трудовым, то есть обеспечивать потребительную норму на основании приложения собственного труда, единоличного или в товариществе.
Важнейшей предпосылкой для социализма и органической его формой эсеры считали политическую свободу и демократию.

Политическая демократия и социализация земли были основными требованиями эсеровской программы-минимум.

Они должны были обеспечить мирный, эволюционный, без особой, социалистической, революции переход России к социализму.

 В программе, в частности, говорилось об установлении демократической республики с неотъемлемыми правами человека и гражданина: свобода совести, слова, печати, собраний, союзов, стачек, неприкосновенность личности и жилища, всеобщее и равное избирательное право для всякого гражданина с 20 лет, без различия пола, религии и национальности, при условии прямой системы выборов и закрытой подачи голосов. 

Требовались также широкая автономия для областей и общин как городских, так и сельских и возможно более широкое применение федеративных отношений между отдельными национальными регионами при признании за ними безусловного права на самоопределение.
Эсеры раньше, чем социал-демократы, выдвинули требование федеративного устройства Российского государства.



Смелее и демократичнее они были и в постановке таких требований, как пропорциональное представительство в выборных органах и прямое народное законодательство (референдум и инициатива).
Издания (на 1913 год): «Революционная Россия» (в 1902—1905 нелегально), «Народный вестник», «Мысль», «Сознательная Россия».

                Моисей Ааронович Кроль
                «Страницы моей жизни»
 
 
Книга представляет собой мемуары человека, прожившего долгую, интересную и весьма неординарную жизнь. Кем только не был М.А. Кроль (1862—1942) за прожитые годы.

За свою народовольческую деятельность он был сослан в Забайкалье в 1890 г., где занимался научными исследованиями как этнограф — знаток культуры, права, религии бурят, среди которых отбывал ссылку в течение 6 лет. В начале XX века Кроль был адвокатом жертв еврейских погромов в Кишиневе, Гомеле, Житомире, защитником интересов политссыльных в Иркутске. Участвовал в политических событиях в Сибири от февраля 1917 г. до ноября 1918 г. После этого началась пора эмигрантских скитаний: сначала Харбин, затем Франция, где М. Кроль основал Объединение русско-еврейской интеллигенции в Париже, просуществовавшее до начала Второй мировой войны.
История его жизни вписана в контекст истории России, Китая и Европы конца XIX — первой трети XX века. Явный литературный дар автора делает его мемуары интересными для широкого круга читателей.

 
Автор - Ирина ЛЮБАВИНА, Россия
Страницы жизни Моисея Кроля
М.А. Кроль. Страницы моей жизни. М.: Мосты культуры; Иерусалим: Гешарим, 2008. — 735 с.


Моисей Аронович Кроль прожил долгую, интересную и неординарную 
 В разные периоды его жизни на первый план выступали разные стороны его одаренной натуры. Член партии «Народная воля», он в 1890 году был сослан в Забайкалье.
К тому времени он уже успел получить высшее юридическое образование в Петербурге.
В Сибири занимался этнографическими исследованиями — изучал культуру, право, религию и быт бурят, среди которых он в течение шести лет отбывал ссылку.
Он объездил кочевья селенгинских, джидинских и хоринских бурят и почти сразу же начал публиковать собранные им материалы в сибирских журналах.
Написанная им позднее книга о землепользовании в Забайкалье и статьи о жизни бурят, опубликованные в сибирских периодических изданиях, до сих пор читаются с большим интересом и, по мнению специалистов, не утратили своей научной ценности.



Как адвокат он защищал интересы жертв еврейских погромов начала XX века в Кишиневе, Гомеле, Житомире, Орше на судебных процессах 1903–1905 годов. Позднее был защитником интересов политических ссыльных в Иркутске, председателем Общества по изучению Сибири, сотрудником газеты «Восточное обозрение».

Семья Кролей оказалась в Иркутске в связи с тем, что их старшая дочь Анна часто болела и врачи посоветовали семье переехать в район с сухим климатом.

 По некотором размышлении Кроль выбрал Иркутск, где со времени ссылки у него появилось много друзей и знакомых.

Живя с 1908 по 1918 год в Иркутске, он и его женa Рони помогали политическим ссыльным — всем, без различия партийной принадлежности.

Среди них был и будущий глава ВЧК-ОГПУ Ф.Э. Дзержинский.



Интересно, что в 1923 году, когда М. Кроль уже жил в Харбине, а его жена ожидала по
приговору суда этапа на Соловки, нашлись люди, которые напомнили Дзержинскому об оказанной ему когда-то поддержке, и он помог: Р. Кроль смогла вместо Соловков уехать к мужу в Харбин.

Кроль был членом партии эсеров (социалистов-революционеров) и по ее спискам был избран делегатом Учредительного собрания, разогнанного большевиками 6 (19) января 1918 года. Он был активным участником политических событий в Сибири и от партии эсеров вошел в состав Сибирской областной думы, избранной в декабре 1917 года и упраздненной в сентябре 1918-го.

 Так как Кроль не принял идеологии большевизма, он оказался в стане так называемой демократической контрреволюции, выступавшей как против большевиков, так и против белого движения и идеи восстановления монархии в России. 

После того как 18 ноября 1918 года по инициативе и при поддержке руководителей армий Антанты и действовавших в Сибири офицерских и казачьих частей царской армии адмирал А.В. Колчак совершил военный переворот, принял титул Верховного правителя России и установил режим диктатуры на всей территории Сибири, от Урала до Дальнего Востока, начались аресты членов бывших сибирских правительств и просто прогрессивно мыслящей интеллигенции. Кролю сообщили о готовящемся аресте и возможном расстреле без суда и следствия. В ту же ночь он покинул Иркутск.

 Так началась его эмиграция: сначала он поселился в Харбине, а затем в 1925 году переехал во Францию.

В Харбине и Пекине со временем у него появилась большая адвокатская практика, причем он защищал интересы не только отдельных лиц, но и солидных учреждений, таких как Еврейский коммерческий банк, Дальневосточный банк. В главах мемуаров, относящихся к жизни в Харбине,

Кроль много пишет о харбинских евреях, их роли в местной экономике, о помощи, оказанной ими голодающему Поволжью в 1922 году, о поддержке образовательных и культурных учреждений в самом Харбине, о лидерах местной еврейской общины, сыгравших значительную роль в общественной жизни города, и о трагической судьбе тех из них, кто оказался потом в Советской России.

В 1925 году Кроль с женой уезжают в Париж. Там к ним присоединяются их дочери, Анна и Елена, которые сумели выехать из СССР. В Париже Кроль неожиданно для себя оказался востребован как яркий публицист и оратор.

Многочисленные евреи-эмигранты из России испытывали острое желание взаимного общения, что привело к созданию нескольких еврейских общественных организаций.

Главная из них — Кружок русско-еврейской интеллигенции, был создан Кролем в 1933 году, а в 1937 году он был переименован в Объединение русско-еврейской интеллигенции.

Кроль был его первым и последним председателем. Объединение просуществовало до начала Второй мировой войны. В нем люди без различия политических партий и взглядов собирались раз в месяц, а потом и чаще, чтобы послушать иногда научный доклад, а иногда просто выступление кого-то из своих соотечественников.

Темой выступлений могли быть события как культурной истории, например, дни памяти Пушкина и Толстого, так и современной политической жизни России и Европы. Например, всех интересовала проблема создания Еврейской автономной области на Дальнем Востоке. Она бурно обсуждалась, и Кроль внес в это обсуждение свою лепту, написав статью, в которой проанализировал публикации ученых и доказал, что идея создания еврейской земледельческой колонии в Амурской области — абсолютная пропагандистская афера, чем вызвал большой гнев большевиков в СССР.

Мемуары «Страницы моей жизни» начинались с публикации отдельных глав в нью-йоркском журнале «Цукунфт», выходившем на идише. Во второй половине 30-х годов Кроль осознал, что это будет последний и главный труд его жизни.

В окончательном тексте мемуаров 56 глав.
Из них жизни в России посвящены первые 46, охватывающие период в 56 лет — от детских и юношеских лет до эмиграции в 1918 году. Шестилетнему периоду жизни в Харбине посвящены семь глав.


А периоду жизни во Франции, составлявшему целых 17 лет, посвящены только три последние главы. Последняя упоминаемая в мемуарах дата — 1939 год. Из контекста последних записей ясно, что началась Вторая мировая война.

О дальнейшей судьбе Кроля рассказывает в предисловии к книге Н.Л. Жуковская, которая подготовила рукопись к печати, написала предисловие и примечания, по возможности устранив встречающиеся у автора неточности в датах, именах и отчествах людей, с которыми сводила его жизнь.

Немцы вошли в Париж 14 июня 1940 года.
 Зная о судьбе евреев в Германии, Кроль с семьей заблаговременно покинул столицу и перебрался на юг Франции — сначала в местечко Ля-Сель-Сен-Сир, затем в Ниццу, где и умер 31 декабря 1942 года.
Мемуары вышли в свет уже после его смерти.
Сочетание невероятного общественного темперамента. Кроля И спокойной, взвешенной манеры изложения событий, вписанных в контекст истории
России, Китая и Европы, дополненной явным литературным даром, делает чтение мемуаров захватывающим.

Поражает осознание того факта, что все описанные в этих мемуарах самые разнообразные события вместились в одну жизнь и представляют собой живое свидетельство их участника.

Все это позволяет отнести книгу М. Кроля «Страницы моей жизни» к числу лучших мемуаров, охватывающих конец XIX — первую треть XX века. 


                ГЛАВА 
            Дзержинский Феликс Эдмундович


Настоящее имя: Яцек ИОСИФОВИЧ Кличка: Дзержинский. Другие клички: Якуб, Переплетчик, Франек, Астроном, Юзеф, Доманский.
Родился 30 августа (11 сентября) 1877г. в имении Дзержиново Ошмянского уезда Виленской губернии.

Четвертый из восьми детей шляхтича Эдмунда-Руфина Иосифовича и Елены Игнатьевны Янушевской.

Образование не получил. Бросил 1-й Виленскую гимназию «чтобы быть ближе к массе рабочих».

Еще мальчиком, играя с ружьем, случайно застрелил свою сестру Ванду. Родители скрыли факт убийства.
В молодости склонялся к католическому фанатизму. Одно время хотел вступить в орден иезуитов.

В 1895 вступил в Литовскую социал-демократическую организацию, в 1900 - в Социал-демократию Королевства Польши и Литвы/   

Неоднократно арестовывался, дважды бежал, несколько раз освобождался по амнистии; в общей сложности провел на каторге и в ссылке 11 В 1895 вступил в Литовскую социал-демократическую организацию, в 1900 - в Социал-демократию Королевства Польши и Литвы (СДКПиЛ).

Неоднократно арестовывался, дважды бежал, несколько раз освобождался по амнистии; в общей сложности провел на каторге и в ссылке 11 лет.
В 1917 вступил в РСДРП(б), причем ему засчитан партийный стаж с 1895. В окт. 1917 член Петроградского военно-революционного комитета.

7(20).12.1917 по предложению В. И. Ленина назначен председателем ВЧК при СНК РСФСР, в задачу которой вменена борьба с контрреволюцией и саботажем. После чего бессменно оставался во главе органов государственной безопасности до самой смерти.
ВЧК и местные ЧК присвоили себе широчайшие полномочия, вплоть до вынесения смертных приговоров:

"Право расстрела для ЧК чрезвычайно важно", - писал Дзержинский, создавая беспощадную и кровавую систему подавления политических противников, в т. ч. с использованием таких методов, как казни заложников, массовый террор по классовому принципу, создание атмосферы всеобщего страха перед ЧК.

В 1918 поддерживал "левых коммунистов", выступая против Брестского мира. 8 июля 1918, после того как был арестован в ходе левоэсеровского мятежа и показал свою неспособность подавить его, Дзержинский по собственной просьбе был освобожден от должности председателя ВЧК, но уже 22 августа восстановлен.

По воспоминаниям английского дипломата Б. Локкарта, глубоко посаженные глаза Дзержинского "горели холодным огнем фанатизма. Он никогда не моргал. Его веки казались парализованными".
Кем-то придуманная демагогическая фраза "чекистом может быть человек с холодной головой, горячим сердцем и чистыми руками" впоследствии широко использовалась советской пропагандой для романтизации образа чекиста.
 

Под идейным вдохновением Ленина, развязал в России "Красный террор" — массовые репрессии, проводившиеся органами ВЧК в период Гражданской войны в 1918—1922 гг.
Неоднократно направлялся на различные фронты, где кровавыми методами восстанавливал дисциплину.


Фанатичный и жестокий Дзержинский являлся ближайшим помощником Ленина и Троцкого по созданию разветвленной системы массового террора и подавления инакомыслия, из которой впоследствии вырос всемогущий и кровавый НКВД.

Категорически выступал против попыток ряда деятелей передать карательные органы в ведение Наркомата юстиции.

С 1922 был активным сторонником Сталина, в связи с чем у него даже резко испортились отношения с Лениным. В 1923 предложил вменить в обязанность всем членам партии сообщать ОГПУ о любых фракционных выступлениях.


Умер от сердечного приступа по время заседания Объединенного пленума ЦК и ЦКК ВКП(б).

После его смерти уже при Сталине была создана сохранявшаяся в неприкосновенности до конца 1980-х гг. легенда о кристально честном, гуманном, романтичном "железном Феликсе", "Рыцаре революции". Лишь в 1988 стали появляться публикации, приоткрывающие правду об этой мрачной кровавой бестии.

В августе 1991 москвичи снесли памятник Дзержинскому на Лубянке - это стало символом конца коммунистического режима в СССР.


   Заметки Aвтора 

Землячество великая сила.
Она крепкой связью обьеденяет людей, разные политические взгляды.
 Принадлежность к разным партиям,не в силах наришить эту связь.