Жертвую плач палачу

Наталья Троянцева
Подробности, каждый день возникающие в соцсетях по поводу жестоких пыток в колониях и тюрьмах, становятся рефреном повседневности. И похожи на сводки с театра военных действий. Палачи воюют с жертвами, жертвы – с палачами, легко меняясь статусом в любой удобный момент. И кого тут больше, жертв или палачей, непонятно именно по этой причине внезапной взаимозаменяемости.

Если человек оказывается жертвой, это значит – палач живёт внутри него. Бессмысленная жестокость по отношению к себе самому редко таковой квалифицируется. Как правило, ход… не мыслей, эмоций! человека в этом случае описывается как желание любой ценой изменить ход внешних обстоятельств, заставив их обернуться в его пользу. Любой ценой! И человек настаивает на своём, считая, что чем упорнее он будет в своих попытках подчинить чужие обстоятельства алогичности своих амбиций, тем большего он добьётся. На деле всё происходит наоборот.

Ильдар Дадин всерьёз полагал, что одиночные пикеты и несанкционированные акции заставят власть считаться с его точкой зрения. Он проявил, как написано в одной из статей, «упорство и непримиримость». Его палачи в Сегежской колонии сделали то же самое – проявили упорство и непримиримость в отношении беззащитного заключённого. Внутренний палач Дадина воплотился в полицейских мучителей.

Негодующие правозащитники легко обвинят меня в попустительстве беззаконию. Люди вообще легко навешивают ярлыки и воспроизводят стереотипы, удобные для них в данный момент. Всякому понятно, что закон нужно соблюдать. Но соблюдение закона – это следствие некоего рационального ряда социальных установлений, которые вырабатываются у личности в процессе воспитания. Мой сын в своё время закончил университет МВД и в процессе обучения ему никто не говорил о том, что необходимо соблюдать закон. Он сдавал экзамены на знание законов. Ему объясняли на примерах, как закон можно обойти. Но вот непреложность соблюдения… эта тема даже не рассматривалась. Казалось, видимо, что это само собой разумеется.

Беззаконие – это факт нашей общественной жизни. Часто, до тех пор, пока человек не оказывается в заключении, он об этом не задумывается. Вернее, принимает правила общественной игры как нечто непреложное. Даёт взятку, доверяется авантюристу-однокашнику, участвует в несанкционированных митингах, открыто противостоит произволу власти – то есть нарушает писаный или неписанный закон. Потому что противостоять произволу можно только последовательно действуя в собственной логике моральной независимости, а никак не в противодействии логике чужой. Противодействуя произволу, человек встаёт с произволом на одну доску. И – проигрывает, конечно же.

Жертвовать собой во имя абстрактного идеала справедливости – этот идиотский стереотип мы всасываем с молоком матери. И воссоздаём себе палачей пачками. Сломать этот стереотип можно только внутри себя.

Работа Виктора Захарова "Наша певческая мощь"