Мадонна Грандука кисти Рафаэля... в Москве

Ия Белая
        Москва, как много в этом звуке для сердца русского слилось,как много               в нем отозвалось…
                А.С. Пушкин

Да уж, при звуках слова  Москва  много чего отзывается в сердце русского  человека, особенно живущего в провинции…А провинцией является вся Россия, включая культурную столицу Санкт-Петербург.

Идешь по Москве и  видишь по новым зданиям, с сияющими витринами и ослепительными окнами, что в этом городе много денег…очень много, неприлично много. Но откуда эти деньги и почему они не доходят до твоего города, не растекаются ручейками по всей России?  Почему ? Разве это справедливо?

Какие глупые вопросы приходят в провинциальные головы…Как откуда деньги? От продажи московской нефти и московского газа…и вообще, какое твое дело откуда деньги…Откуда, откуда? От верблюда, вестимо…
Считайте деньги не отходя от кассы в своем собственном дырявом кармане, и на чужой каравай рот не разевайте!

Москва не интеллигентна, она имеет хамские манеры.

Хотя есть и в Москве интеллигентные люди, только встретить их можно исключительно в особенных местах – в музеях, на выставках, на кафедрах…Они есть…только их немного…они редкие ценные экземпляры, вымирающие…

В Москве правит золотой телец…он даже православные церкви позолотил…примазывается к православной, а вернее правоверной церкви.
Правящему классу хочется, чтобы люди были смирные и кроткие и когда им ударят в одну щеку, пусть подставят другую… Правда сейчас бьют по-современному, модно отвешивают оплеухи.

Не провести индексацию пенсий, положенную по закону, – это удар по старшему поколению, ввести платные дороги – правильно с точки зрения наживы, но это удар по всему населению, ввести новые налоги – это остроумно и при этом можно состроить патриотическую мину - мы латаем бюджет страны. Странно вы его латаете - просто отрезаете куски от того же кафтана!

Все власти от бога, слышали, что вам церковь говорит? Вот и утритесь и помолитесь за правительство «олигархических», а вернее разворовавших народное наследие, кланов. Только лоб не расшибите, он еще потребуется, чтобы по нему щелкнули.

Кто из нынешних « олигархов» составил состояние личным трудом? Есть такие?
Может и есть, но их незначительное меньшинство. Большинство прихватизаторы, захватившие неправдой то, что создавалось всем народом. Мы  не видим их лиц и ничего о них не знаем.  Они существуют в тайне, как клопы.

На Украине, по крайней мере, «слуги народа» отчитались о размерах своих доходов…и заплакали гордые козаки, которые оказались не гордыми козаками, а глупыми доверчивыми лохами.

Ладно, статья не об этом. У людей России всегда  были большие претензии к бессовестной Москве. Слово есть такое со-весть, совместная весть. С кем совместная? Я думаю с Богом..
К счастью,внутри торгующей  общенациональными ресурсами Москве, есть другая Москва. Это Москва культурная, музыкальная, художественная, артистическая. Она вложена как маленькая матрешка внутрь большой и толстой главной матрешки.
Это прекрасная часть Москвы.

В Москве много музеев и художественных выставок. Для меня лучший из музеев Москвы это Музей Изобразительных Искусств им. Пушкина. Я его хорошо знаю и люблю еще со студенческих времен.
И вот мы  с моей подругой решили пойти на выставку Рафаэля, имевшую место быть в это время в Пушкинском музее.
Из музеев Италии было привезено 11 драгоценных  картин Рафаэля. Они демонстрировались в отдельном зале, и  самой драгоценной из них  была картина, вернее икона Мадонны с младенцем - Мадонна Грандука.

На ноябрьском ветру стояла озябшая очередь. В основном, к высокому искусству тянулись женщины всех возрастов от юных студенток до дам пенсионного возраста. Ветер завывал и швырял в них замерзшие листья и первый колючий снег, но очередь продвигалась относительно быстро.

Через час мы уже стояли и ежились, от пронизывающего ветра, на верхних мраморных ступеньках…Мы знали, что следующий сеанс начинается в 17 часов, но  очередь почему-то застопорилась. Прошло 15 минут, 20 ….Почему-то на верхних ступеньках ветер был сильнее и злее…
Через двадцать минут молчаливого стояния окоченевшая очередь заволновалась и стала спрашивать у дежурившего полицейского почему их не пускают. На что бравый капитан объяснил, что их пустят, как только касса даст отмашку.  Рядом с полицейским стояли еще два мужчины в сером.

Очередь не двигалась и особо настырные  особы стали приставать к капитану с вопросом почему  касса не дает эту отмашку, если сеанс начинается в 17 часов ? На это капитан терпеливо пояснял, что все зависит от компьютера. Как только компьютер разрешит,  пустят следующую порцию  народа.

В толпе жаждущих приобщиться  к высокому искусству Рафаэля в основном были женщины с высоким образовательным уровнем и высказывание полицейского, что всем рулит компьютер им не понравилось.
А если у вас компьютер завис? – спросила  не в меру образованная дама преклонных лет, - пожалуйста, выясните, что у вас здесь происходит, почему очередь не двигается.  Нельзя, чтобы людьми управляли железки.

В ответ на непочтительное отношение к компьютеру полицейский озлобился:
- Вам же все объяснили. Ну, что вы все лезете и лезете! Медом вам тут намазано! Сказали вам стойте и ждите, значит - стойте и ждите! – крикнул он в толпу обиженно.

Толпа еще немного потопталась на крыльце под пронизывающим ветром и снегом…Когда двери наконец открылись, полицейский и те двое в штатском выстроились в цепочку и стали толкать бегущих женщин вправо, оставляя узкий проход между вожделенной дверью и колонной.
Возможно, москвичи привыкли к давке, к тому, что тебя могут толкать, но провинциальные ценительницы высокого искусства почувствовали себя оскорбленными.
 В душе проснулся давний, почти забытый ужас, когда за людьми интеллигентных профессий приезжали черные воронки. Такие же люди в сером  толкали их, запихивали в камеры, гнали в этапы, ровняли очередь к тюрьме, стоящую с передачей для заключенных.

Эти трое были из кошмарного незабытого прошлого.   Те ужасные серые люди  никуда не делись. Вот их внуки стоят на ступенях храма искусства и толкают женщин, чтобы они шли там, где им указывают. Это они там,  у себя интеллигентки – в своих школах, университетах, больницах и библиотеках, а здесь они просто бегущее стадо, которое надо направлять. Это было оскорбительно как пощечина.

Войдя в гардероб, мы быстро сдаем пальто, но бежать в зал Рафаэля, увы, пока не получится. Ожидание в промозглой мгле ноябрьского вечера не прошло даром. Нужен туалет. Тут же выяснилось, что в туалет стоит огромная очередь еще минут на 30. Это тоже было неприятно- животные потребности на первом месте.
О, боже, когда это кончится?

Наконец,  мы бежим по лестнице на второй этаж мимо гигантского Аполлона, через греческий зал и...опять оказываемся  в конце очереди. Это уже очередь в тот самый 17 зал, где демонстрируются картины Рафаэля…
Не слишком ли много препятствий на пути к созерцанию 11 картин? - начинаю сомневаться я. Стоит ли эти картины таких усилий с нашей стороны? Может быть, это просто дань моде?

И вот, наконец, мы у цели нашего пути. Зал затемнен, а картины подсвечены снизу,так как они подсвечиваются свечами в церквях. Около каждой картины толпятся люди. Стоят и долго смотрят, жадно вглядываются, пытаются разгадать тайну гениальности.
 
Молодые люди, стоящие впереди меня говорят, что у Рафаэля совсем не видно мазка и особенное сочетание цветов. Но вряд ли этим можно объяснить притягательность его искусства.

Вот я стою перед первым портретом. С портрета смотрит недовольная молодая женщина. По современным меркам она некрасива, а недоброе выражение лица делает ее совсем несимпатичной. Смотреть на нее не хочется, хоть это было давно, аж 1501 год.  Но люди стоят и смотрят во все глаза, недоумевая:
- И что же здесь гениального?
Им хочется откровения, какой-то истины в последней инстанции…и какая же здесь истина?

На следующем портрете запечатлен муж недовольной дамы. Становится понятно выражение лица дамы с первого портрета. Муж выглядит очевидным негодяем, с жестким взглядом, жестоким выражением на красивом лице себялюбца. Наметанному глазу видно, что это неверный муж, мужчина, готовый на измену,  даже если он еще не изменил своей супруге....хотя, не стоит обольщаться, он ей уже изменил и изменяет..там в 1501 году...

 Около этого портрета тоже стоит толпа, которая внимает экскурсоводу, полагая, что если знать больше деталей из жизни этого человека, жившего в конце 15 века, то станет ясно почему Рафаэль запечатлел именно его и его жену.  Хотя и так понятно, почему он их нарисовал. Это заказные портреты,  ведь даже такому гениальному художнику как Рафаэль надо было на что-то покупать хлеб и молоко, а немного красного вина к ужину было тоже очень кстати.

Дальше следует рисунок женской головки, обычной женской головки, на такую женщину у нас в метро никто не обратил бы внимания, даже голову не повернул бы….

А вот в углу, подсвеченная снизу, как в храме освещаются свечами иконы, стоит картина - Мадонна Грандука.  Мадонна  чуть улыбается уголками губ и держит в руках  младенца.
Она выступает из мрака и светится, ребенок на ее руках серьезен и пухл. Он тоже светится. Картина кажется объемной, Мадонна и младенец присутствуют прямо здесь, рядом с вами, здесь и сейчас.

Икона в музее, разве это уместно? Разве уместно,  чтобы ее рассматривали и ломали голову, как это сделано?  Перед ней надо молиться, а просто смотреть…это покушение на  святость или настоящую святость нарушить невозможно?

Перед картиной стоит толпа и слушает подробности создания и прочее… Надо ли это знать людям?  Наверное, кому-то надо…
Но Мадонна и младенец независимо ни от чего светятся во мгле зала и освещают лица пришедших к ним людей.

- Помоги им, Мадонна, если можешь, - молюсь я, - и мне тоже помоги, просвети мою душу, направь меня на путь истинный.

Ах,  Мадонна со своей кротостью, со своим светлым младенцем, как ты реально можешь помочь людям? Можешь ли ты наказать тех серых людей, потенциальных палачей? Можешь ли убрать таких людей с лика Земли, стереть как  ошибку генетического кода? Можешь ли ты восстановить справедливость на Земле?

Мадонна  с иконы загадочно улыбается и думает о своем….

Подходят новые люди, и мне приходится оторваться от иконы и пойти дальше, к другой картине. Вот многофигурная картина. Здесь и Иоанн, написавший Евангелие от Иоанна, он попирает его ногой…странно..Здесь и Святой Матвей и Мария Магдалена. По-моему, не очень убедительно, над художником довлеют каноны…
А вот еще один заказной портрет богатой дамы.  Она богато одета, ее пальцы в кольцах, в ушах серьги, но лицо непривлекательно из-за выражения  отчужденности. Похоже, Дама  хранит много жестоких тайн.
 
Дальше головка Ангела. Милый озорной ангел…Выглянул и улыбнулся…Непонятно это девушка или юноша? Впрочем, ангелы, наверное, не имеют пола.

И вот автопортрет маэстро Рафаэля Санти. Это вовсе не седой старик, это привлекательный молодой человек. В его взгляде нет заносчивости, только скромность и кротость. А где же здесь печать гениальности? Не могу рассмотреть через толпу.

Хочется все посмотреть еще раз, но везде толпиться столько народу, что мы сдаемся и уходим из зала, так и не разгадав в чем гениальность Рафаэля, тем более, что моей подруге пора на электричку. Я могу не торопиться, потому что остановилась не далеко, на старом добром Арбате. Я провожаю подругу до дверей и возвращаюсь в музей. Не могу уйти вместе с ней, меня тянет обратно.
 
Еще есть время до закрытия музея и можно посмотреть другие картины, скульптуры. Захожу в зал неизвестных художников 13-16 веков. Почему-то все кажется грубой поделкой. Ухожу. Вот мой любимый греческий зал. Скульптуры  греческих богов, восхищавшие меня, кажутся слишком телесными, лишенными тайны. Я ясно вижу, что это копии, только копии… Только лучезарный Аполлон выбивается из общего круга, на то он и Аполлон, бог света, искусства, разума, благородства. Я бессмысленно брожу от картины к картине, от скульптуры к скульптуре. Ни что не цепляет взгляд, все неинтересно…и тогда я возвращаюсь в зал Рафаэля к Мадонне Грандука.

 Она по-прежнему  сияет всем из темноты, кротко улыбаясь своим мыслям и обнимая серьезного пухлого младенца. Она парит над залом. На нее хочется смотреть бесконечно.
Репродукции, открытки, копии не передают, не могут передать то, что запечатлел Рафаэль Санти, т.е. Святой Рафаэль…

Никогда люди в сером или  люди золотого тельца, не смогут победить видевших Мадонну, написанную святым Рафаэлем. Никогда... потому что Мадонна, а по-русски, пресвятая дева Мария, навсегда остается в сердце и парит над их головами, охраняя и оберегая самое главное, что есть в человеке - его бессмертную душу, улетающую к небесам.