Капитализм обречён. Что дальше?

Игорь Вайсман
   


       С достопамятного буржуазного переворота 1991 года и по сей день мы то и дело слышим и читаем, что социализм потерпел фиаско, не выдержал соревнования с рыночной экономикой, что капитализм – столбовая дорога цивилизации, её последняя стадия, дальше – только рай на земле.
       Журналисты удивляются сторонникам коммунистической идеи, которые всё надеются вернуть потерянное. Считают их дремучими людьми с закостенелыми мозгами, неспособными понять, что поворот назад невозможен.
       «Чем же социализм привлекает вас до сих пор? – спрашивает корреспондент еженедельника «Аргументы и факты» у президента Государственного музея изобразительных искусств им. Пушкина Ирины Антоновой.
       «Я считаю, что социализм – это разумное ограничение человека в его потребностях с обязательным предоставлением достойных форм жизни», – ответила Ирина Александровна.
       Надо сказать, она выделила то самое главное, что отсутствует в капиталистической модели и что порождает негативное к ней отношение людей, не зацикленных на материальных благах. Независимо от того, консерваторы они или коммунисты.
       Капитализм тем и отличается, что убрал ограничения, налагаемые раньше на граждан религией или идеологией. А достойные образцы жизни, героику и высокие устремления, заменил на низменное потребительство и жизнь в собственное удовольствие.
       И именно в этом и заключается основная причина победы капиталистического строя. Не только над социализмом. Высвободив самые примитивные желания в человеке и сняв моральные табу, капитализм сделал все прочие формы государственного устройства практически неконкурентоспособными. Ибо, как известно с древних времён, наверх, к самосовершенствованию, благородным духовным целям и самоограничению ради них, ведёт узкая горная тропинка, а вниз, к жизни простого безответственного потребителя – широкая трасса.
       Вот массы и устремились вниз. А немногочисленный идейно-духовный слой, возмущаясь, всё надеется повернуть их обратно. «Не той дорогой пошли!» – кричат моралисты, монархисты, коммунисты, священники и представители культуры. «А вам-то что?!» – отвечают массы. – Мы теперь свободные граждане. Красиво жить не запретишь». Или так: «Вам нравится жить аскетами, вот и живите! А мы будем пировать и веселиться».
       Возможно, ничего страшного в потребительском образе жизни не было бы, если б мы жили не на реальной небольшой планете, а в сказке про скатерть-самобранку. Сколько не прикажешь той скатерти, она всегда накормит. Да на беду в реальном мире всё не так.
       Планета наша имеет вполне определённые размеры и соответственно им исчерпаемые природные запасы. Довольно скоро она не сможет вмещать всех жильцов. А ещё раньше закончится пища, питьевая вода и прочие необходимые ресурсы.
       Согласно данным Всемирного фонда природы (WWF), в августе текущего года (а не в конце декабря) человечество съело годовые ресурсы планеты. При таких аппетитах нам уже сейчас потребна ещё одна планета, равная Земле. Но её, как видим, нет, а потребители своими изнеженными, заплывшими жиром мозгами, понять этого не могут. И продолжают размножаться.
       Мы имеем перед собой наглядный пример величайшей империи древности – Римской, которая погибла по той же причине – люди слишком расслабились и заелись. Но он не настораживает, не заставляет задуматься. И не только ограниченных простолюдинов, но и многих носителей учёных степеней. Да и власть по-прежнему видит свою главную задачу в богатстве страны и её граждан (материальном богатстве, а не духовном).
       Римский сценарий – это наше недалёкое будущее. Только осуществится он в масштабах всей цивилизации и будет гораздо ужаснее. А если точнее, он уже начал осуществляться, но пока не набрал больших оборотов.
       На сегодняшний день конец цивилизации представляется неизбежным. И благодарить за это нужно капитализм с его либеральной идеологией, которые грубо нарушили законы Вселенной. Не может во Вселенной существовать такое существо – человек, – который может себе позволить всё, что сочтёт нужным, не считаясь с существующим порядком. Брать, ничего не давая взамен.
       По планам Мироздания, у человека совсем другое предназначение. Он создан с целью предотвращать энтропийные процессы, а не ускорять их. Поэтому человек должен быть уничтожен, как ошибочный проект.
       Однако неисправимые оптимисты говорят: из любого положения есть выход. Если так, то он может заключаться только в обуздании потребительских аппетитов, полном отказе от капитализма и переходе к жизнеустройству по разумному аскетизму.
       Сталин, которого в наше время высоко вознесли, добивался этого жестокими репрессиями. Современные коммунисты, как и прочая официальная оппозиция, ничего нового не предлагают. Концепция общественной безопасности, которую у нас не хотят пропагандировать, в качестве спасения предлагает просвещение. Но у нас уже был целый век Просвещения и чем он закончился? – Кровавой Великой Французской революцией!
       Некоторые с чего-то взяли, что люди сами за себя возьмутся, как это сделали они. Но если народные массы до сих пор этого не сделали, то где гарантия, что сделают завтра?
       А большинство, и это было бы совсем смешно, если б не так грустно, словно сговорившись, повторяют как мантру: «Надо ждать. Я верю – лучшие времена придут». То есть сами по себе возьмут и придут! Как тут опять не вспомнить любимые в народе сказки: и про скатерть-самобранку, и про чудо-печь, на которой сидел Емеля, и про Жар-птицу, и про волшебную щуку, и, конечно, золотую рыбку.
       Но если сделать над собой героическое усилие и попытаться от сказок перейти к реальности, то с трудом верится в то, что современный человек может так уверовать в Бога и соответственно убояться, как это было в Средневековье. Жестокого диктатора современное общество также не примет. И отсюда видится более здравый путь ко всеобщему спасению – переход к диктатуре естественного закона, суть которой в общих чертах изложена в статье «Может ли Россия стать флагманом всего человечества?»
2016 г.