Плавбаза Советская Россия и криль

Владимир Виноградов 3
      

      Граждане Советского союза должны помнить, что в рыбных отделах магазинов продавалось мясо криля, паштет из криля, различные салаты с добавлением мяса криля. Любителям морских деликатесов возможно неизвестно, а что такое криль, и откуда он взялся, и куда исчез? Краткая история добычи криля на акватории морей окружающих Антарктиду началась с того, что в конце 70-х годов прошлого века условия китобойного промысла в водах окружающих Антарктиду резко ухудшились, в связи, с уменьшением численности популяции китов. В 1982 году Международная китобойная комиссия (МКК) было приняла решение о моратории на китовый промысел. Начиная, с 1986 года большинство стран поддержало его, за исключением Японии, Норвегии, Исландии. Учёными института ТИНРО (Владивосток) было рекомендовано начать ведение промысла криля в прибрежных водах Антарктиды.


       Криль – это деликатесный ракообразный (плактон), то есть креветка, но очень маленькая, наибольший размер 5-6 см. Криль является основным кормом для китов, обитающих в водах окружающих Антарктиду. Запасы криля в водах Антарктиды громадные. Качество мяса криля и вкусное, и очень полезное, но беда в том, что существует проблема очистки мяса криля от панциря (хитинового покрова). Но если хитиновый покров с помощью центрифуги ещё как- то можно очистить, то вот глазки из мяса криля приходилось выковыривать вручную.


       Плавбаза «Советская Россия» это громадное судно длиной более 200 метров, водоизмещением 44900 тонн. Во время промысла на борту базы могло находиться до 2000 человек экипажа и рыбообработчиков.


       Для тех, кто плохо знает морской флот можно привести сравнение, что это судно представляет собой по размерам и благоустройству примерно посёлок среднего размера. На его борту находились; цех-завод по переработке рыбной продукции, госпиталь, бухгалтерия, почта, магазин, отдел кадров, кинозал, баня с ваннами, на корме вертолётная площадка. На этом судне без всяких преувеличений очень легко можно было заблудиться: в многочисленных переплетениях коридоров никого нет, потому что одни работают, другие спят-отдыхают. Жилые помещения (каюты) для командного состава находятся на носу и корме судна, а вся середина это рабочая зона. На борту судна оборудован настоящий рыбозавод, а под ним находятся многочисленные трюмы-рефрижераторы, куда отправляют на хранение готовую продукцию.


       Основной отличительной особенностью плавбаз является то, что на них на переработке продукции работает много женщин. Для тех, кто знает море не по книжкам это хорошо известно и главное понятно, почему так привлекательно для моряков работа на плавбазах. А тем, кто море, видит только с берега, поясню, что на морских судах женщины большая редкость. Представьте себе вы полгода находитесь в море на судне, а баб видите только в кино и в своих эротических снах и фантазиях.


       На плавбазы вербовали часто много девушек с Украины, Молдавии и глубинки Российской федерации. Девушки в основном были юного и молодого возраста, часто из деревень – «Кровь с молоком». Порой среди них встречались  такие «Голливудские» красавицы, что впору, снимать в кино. Многие моряки действительно находили себе настоящих жён и создавали семьи, не только для времяпровождения в море во время рейсов, хотя таких тоже было много.


       Долгие годы капитан-директором Антарктической китобойной флотилии был Герой социалистического труда Оленников Виталий Михайлович. Этот  не высокого роста мужичок нагонял страху всем кто был под его командованием, а это несколько тысяч человек всех возрастов, профессий и разного пола. Капитан, был не многословным, но очень твёрдым, и требовавший, мгновенного и беспрекословного исполнения своих приказов – он заслужил почёт, уважение и громадный авторитет всех рыбаков. Про него на всём рыбацком флоте слагались настоящие легенды.
      Многие начальники-командиры не щадят себя и подчинённых ради карьеры и денег, а есть люди, которые работают не жалея себя, но ценят, уважают и заботятся о  тех кто трудится с ними рядом.

 
       Приведу лишь один пример достойного и вызывающего уважения поступка капитана Оленникова. Во время нахождения китобойной флотилии в Антарктиде заболела самая обычная женщина, ей срочно нужна была операция, чтобы спасти жизнь. Требовалось провести операцию высококвалифицированными медиками. До ближайшего берега – Австралии, если идти самым быстрым ходом на китобойном судне потребуется трое-четверо суток. Снять с промысла рабочее судно это громадные финансовые потери, за это точно по головке не погладят и не простят. Но Оленников отдает приказ, и судно-китобой несётся на всех парах с больной дамой в Австралию. Конец простой её спасли и самолётом отправили в Москву, где её никто из управленцев не удосужился встретить.
      Оленникову за самоуправство и финансовые издержки объявили выговор, но все рыбаки знали, случись, что с ними он никого не бросит в беде и готовы были трудиться под его командованием не жалея себя.


       Все образованные люди знают, Антарктида находится в южном полушарии и вечно покрыта толстым слоём льда. Путь в Антарктиду на судне, например из Владивостока занимает без малого целый месяц. Большую часть пути судно находится в тёплых, а значит сравнительно спокойных и комфортных условиях. Но вот прежде чем ваше судно дойдёт до вод окружающих Антарктиду предстоит пересечь ревущие 40-е широты.


       Все слышали, что на море часто штормит, укачивает, но ведь не всегда же так. Хорошо запомните, что в 40-х широтах не бывает тихо,  здесь всегда шторм и ураганный ветер. Волны порой достигают высоты 6-7 метров и более, ветер свистит, дождь хлещет – полный «Атас». Судно любого размера (чем больше, тем лучше) может идти только носом на волну по-касательной с минимальной скоростью. Не знаю, как на не больших судах мне пришлось проходить 40-е широты на большом судне-рефрижераторе «Саянские горы» почти десять дней непрерывного шторма.

 
       Чем ближе ваше судно подходит к водам Антарктиды, тем становится всё тише. Первый признак приближения к южному континенту это айсберги. Айсберги это громадные куски льда, сползающие постоянно с материка и откалываясь, начинают свой путь вокруг Антарктиды. По своей форме, размеру они самые разные.
      Громадные стволовые с ровной, белоснежной поверхностью в десятки метров высотой и протяженностью несколько километров. Это настоящие ледяные острова. Встречаются айсберги полуразрушенные некоторые их них наиболее живописные можно сравнить со сказочными замками, чудной архитектуры. Здесь есть и арки промытые водой и башни и купола. Самые страшные и неприглядные это айсберг перевёрнутые их бывшая подводная часть обросла морскими организмами и водорослями. Между айсбергами судно идёт при полной штилевой погоде, льды и айсберги мешают развитию волн.


       Плавбаза сама ничего не добывает, она только перерабатывает продукцию. Добычей криля занимается больше десятка судов СТРов (средний рыболовный траулер). Это сравнительно не большие суда с экипажем 20-25 человек, они настоящие профессиональные рыбаки, именно на их плечи ложится вся тяжесть промысла. Добывают криль с помощью трала и выловленный криль сдают на переработку, на плавбазу.


       Криль для промысла объект очень сложный в водах Антарктиды его несметное количество. Китам стоит по шире раскрыть свою громадную пасть и  сотни килограммов криля сами попадут в его чрево. Рыбакам достаточно завести трал и через короткое время он полностью забьётся крилем. Но здесь есть сложность, если в трале слишком много криля он своей массой подавит сам себя, так как хитиновый покров криля очень хрупкий. Для рыбаков это будет беда, если криль подавился, то его придётся сдавать на базу по самой низкой цене. На плавбазе из подавленного криля сделают в лучшем случае пасту, в худшем рыбную муку. Поэтому рыбакам приходится ловить криль часто и понемногу.


       До того времени, как перешли на добычу криля п/б «Советска Россия» ходила в Антарктиду бить китов. За сезон работы, а это почти 8 месяцев добывали более 2000 китов. Китобои были настоящие герои и зарабатывали по тем временам громадные деньги. Промысел китов вёлся с китобойных судов, эти скоростные суда переделали из военных тральщиков. На баке китобойного судна стояла гарпунная пушка, и к ней вёл подвесной трап прямо с мостика, для того, чтобы гарпунёр в любой момент был готов добежать до пушки. На марсовой мачте, как у пиратов наверху была бочка, в которой сидел наблюдатель и выискивал в окружающем море китов.


       Это была настоящая охота, мало того, что надо было заметить кита, он ведь постоянно ныряет, и необходимо было предугадать то место, где кит вынырнет в очередной раз. Гарпунёр при обнаружении кита нёсся к пушке и в момент появления кита из воды стрелял гарпуном, стремясь попасть в тушу. Если выстрел достиг цели, ждали, когда кит ослабнет и умрёт, затем его буксировали к плавбазе. На борт плавбазы затаскивали кита через кормовой слип с помощью толстых канатов и мощных лебёдок. Вес кита мог достигать десятков тонн, в пасть самых больших экземпляров свободно помещалось шесть рыбаков, это было одно из любимых фото китобоев.


       За свой действительно титанический труд китобои получали очень большие деньги. На обратном пути домой во Владивосток п/б «Советска Россия» обязательно заходила в Сингапур. В этом городе-сказке скупалось всё, для того, чтобы дома продать импортный товар втридорога. Для работы в китобои и на «Советской России» попасть было почти не возможно, и новички пробивались с большим трудом или по великому блату.


       По те временам это 60-80-е годы прошлого века все кто, работал на китобойном промысле, были состоятельными людьми. Любой даже из низшего звена как то: моторист, матрос, рыбообработчик - мог позволить себе за год, два купить кооперативную квартиру. Во Владивостоке многие жители завидовали китобоям.


       Но вот однажды п/б «Советская Россия» вышла в море и внезапно сломалась и вернулась через несколько дней в родной порт. И что тут началось?! Почти у половины экипажа в родной квартире оказался любовник. Ссоры, драки, разводы и все прелести этой ситуации легко может представить каждый. Трудно осуждать женщин, которые многие годы оставались до 8 месяцев и более одни без мужиков – это обратная сторона жизни любого кто посвятил себя морю.

                Конец.


* На фото автор. Антарктида, залив Прюдс, борт п/б "Советская Россия" январь 1981 г.