335 Военная гавань Лиепаи 01 03 1974

Александр Суворый
Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»)

Книга-фотохроника: «Легендарный БПК-СКР «Свирепый» ДКБ ВМФ 1970-1974 гг.».

Глава 335. Балтийское море. ВМБ «Балтийск». БПК «Свирепый». Мир и мы. Военная гавань Лиепаи. 01.03.1974.

Фотоиллюстрация из второго тома ДМБовского альбома автора: Балтийское море. БПК «Свирепый». Военная гавань ВМБ Лиепая. 01.03.1974.

На левом фото: СКР (сторожевой корабль) пр.50 типа «Росомаха», бортовой номер 649, 118-й бригады пограничных кораблей ГУПВ КГБ СССР охраны водного района (ОВР) ДКБ ВМФ.

На правом фото: Военная гавань базы-порта Лиепая. Справа от трубы котельной трёхэтажное здание, куда я на следующий «почтовый день», в субботу 2 марта 1974 ода с удовольствием пошёл по маршруту солдата Швейка, то есть в противоположную сторону от цели пути, помня о том, что Земля круглая, и я всё равно попаду туда, куда шёл. Такой путь помог мне осмотреть достопримечательности Лиепаи.

Источник по СКР пр.50 типа «Росомаха»: http://pvrf.narod.ru/lib/10_8.html


В предыдущем:

Оказалось, что Лиепая – это славный, исторический и необычный город-база, наполненный интересными достопримечательностями. Я решил завтра, в субботу, в мой «почтовый день» обязательно что-то увидеть и посмотреть в Лиепае.

Но сначала мы все, весь свободный от вахты экипаж БПК «Свирепый», рассматривал акваторию военной гавани Лиепаи и корабли знаменитой «могучей» 118-й бригады кораблей охраны водного района (ОВР) ДКБ ВМФ. Это была бригада пограничных кораблей ГУПВ КГБ СССР, а всё, что относилось к КГБ, воспринималось как что-то секретное, тайное, важное и сверхсовременное.

Увы, в военной гавани у причалов стояли многочисленные рейдовые катера, баржи, какие-то портовые суда и буксиры, малые противолодочные корабли (МПК) пр.204, дизельные подводные лодки, малые ракетные корабли (МРК) из так называемого «дивизиона плохой погоды» и базовые тральщики с заметным деревянным корпусом.

Место БПК «Свирепый» оказалось у стенки напротив интересного корабля – СКР (сторожевой корабль) пр.50 типа «Росомаха», бортовой номер 649.

Похожий на этот корабль, только с бортовым номером 639, СКР пр.50 «Росомаха» (зав. №110) 01.02.1952 года был зачислен в списки кораблей ВМФ, 19.06.1952 года заложен на стапеле ССЗ № 820 в Калининграде (будущий ПСЗ «Янтарь»), спущен на воду 16.08.1953 г., вступил в строй 30.04.1954 г. и 17.05.1954 года включён в состав ВМФ СССР.

Осенью 1954 года СКР «Росомаха» был переведён по внутренним водным системам из Балтийского в Белое море и 30.12.1954 года вошёл в состав Северного флота. 30 ноября 1973 года СКР «Росомаха» вернулся в состав Балтийского флота и причислен к Ленинградской ВМБ.

С 20.08.1958 года по 20.11.1959 года этот СКР модернизировали на ССЗ № 820 в Калининграде, а с 11.06.1971 года по 30.11.1973 года его капитально ремонтировали на СРЗ-7 в Таллине. Судя по антеннам РЛС «Ангара» и вооружению, СКР «Росомаха» был относительно современным боевым кораблём для нужд и задач бригады ОВР (охраны водного района).

На этом СКР пр.50 типа «Росомаха» (б/н 649) 1 марта 1974 года активно велась тренировочная работа экипажей и команд артиллерийских установок, одновременно с небольшой баржи то ли рабочие, то ли моряки корабля красили борта и ватерлинию. В центре корабля имелся трёхтрубный торпедный аппарат, а по бокам верхней башни артустановки – два бомбомёта РБУ-2500.

Из рассказов ребят и замполита, старшего лейтенанта А.В. Мерзлякова, я узнал, что у Лиепайской ВМБ (военно-морская база) командиром базы был вице-адмирал, начальником штаба и начальником по политической части («начпо») - контр-адмиралы.

В состав Лиепайской ВМБ входили: 118-я бригада кораблей ОВР, отделение вспомогательного флота, дивизион консервации сторожевых кораблей 50-го проекта и средних десантных кораблей, госпиталь, учебный и ремонтные центры, минный, ракетный и артиллерийский арсеналы, арсенал по хранению ядерных боеприпасов, базы снабжения. Всё это «хозяйство» и звания-должности командиров указывало на то, что Лиепая был запасным центром размещения практически всех сил Балтийского флота в случае ядерной войны.

Кроме этого в Лиепайской базе Балтийского флота размещались и действовали: эскадра подводных лодок, состоящая из дивизии ракетных лодок, вооружённых баллистическими и крылатыми ракетами, бригады больших и средних подлодок, 76-я бригада эсминцев (БЭМС), дивизион малых ракетных кораблей (МРК), здесь размещался крейсер «Свердлов» и поистине
огромный судоремонтный завод (завод «Тосмаре» с уникальными сухими доками), а также бригада пограничных кораблей ОВР ГУПВ КГБ СССР.

Восторженные и проклинающие мнения ребят о Лиепае и службе в Лиепае, о «зверствах» в гарнизонной комендатуре, о скуке и «тягомотине» пребывания в городе в увольнении, разогрели во мне любопытство к этому городу-базе. Мне очень захотелось самому его осмотреть, войти в него, испытать эти «страсти-мордасти».

Повод и возможность для этого были, завтра, 2 марта 1974 года, была суббота – мой «почтовый день». Завтра я должен был идти на почту в город за письмами, которые нам должны были переслать из Балтийска.