Пока не побежали последние титры

Каролина Гаврилова
Сестрам моим посвящается

Побегут же они когда- нибудь…
      Ещё как побегут, но пока все действующие в моей жизни лица поимённо не будут названы, титры будут бежать и бежать.
        Самые главные герои, так сказать, сценаристы этого романа будут вначале. Затем режиссёр, то бишь я, которая срежиссировала свою жизнь, но, может быть, тут  и не я должна стоять, а сам господь бог.

        Это он старательно и неутомимо, шаг за шагом, вёл меня по жизни, подводил за ручку к тем или иным людям, предоставляя самой обрисовывать мизансцену с ними.

         В моей власти было любить их или не любить, зло или добро вместе с ними свершать.
        Но совсем не в моей власти было вычертить географическую карту жизненного пути.
           Как говорится, «где дом, а где Кура».
          И вот тут я так и вижу некоего ухмыляющегося гражданина, весьма ироничного, где-то даже ехидного, вольготно расположившегося пузом вниз на огромном, пушистом, серебристом облаке.
        Он всегда основательно сыт.
       Впечатление такое, что раза три в день он кушает плотно, с удовольствием и сколько душе угодно. Он обязательно чревоугодник, это даже непременное
        условие его существования, благодушия и, если угодно, ехидства.

         Что касается ручек – ручки у него обязательно есть, такие небольшие, пухленькие, их удобно потирать при особо удачной комбинации из людских судеб.

         Для полноты образа надо сказать и про бороду, но не лопатистую такую бороду и не клинышком, а то вы представите себе  угрюмого мужика, которому впору топор  за пояс и в лес, ёлочку в лучшем случае рубить, или профессора, взобравшегося на кафедру с каким-нибудь старославянским языком и вопрошающего оттуда: «А скажите мне, что такое «бяшети»?»
    
      Нет, у того, с облака, борода круглая,  пушистая и обязательно светлая, не седая, а просто светлая, потому что седая от времени   станет когда-нибудь с прозеленью, а светлая так и будет вечно светлой.
      
        В ней невозможно застрянуть каким-нибудь крошкам, она не становится ни больше, ни меньше, эта светлая, круглая борода.
          Волосы  только   над ушами, но и на лысине что-то типа подпуши от лёгкого ветерка шевелится. Вот чего нет, так это нимба над головой.
         Все говорят, что есть, а я не вижу и всё тут.
      Нет нимба.
       Что такое?
      Все видят, а я нет.
      Надо будет в церковь зайти, сравнить, так сказать, копию с оригиналом.
    И вот он лежит на облачке, а под ним проплавает и проплывает земля.
       На ней все мы копошимся.
         Он знает нас, да и как не знать, если всё – творение  рук его, и я тоже.Да что говорить про нас с вами, он помнит всех от Адама и Евы, и для него все равны.Всем воздаёт поровну,только не все это замечают.Самое главное- солнце, воздух, земля, вода.
       Пожалуйста!
Покажите мне, кому не хватило земли, чтобы уйти в неё.Сколько ваши руки могут обнять,столько и дано.А если вам хочется в гектарах, то, извините. это уже от лукавого.
     Но потом всё-таки остаётесь с тем, что сумели обнять, т. е. ,опять с двумя метрами.в этом , видно, и есть высшая справедливость того, что на облачке-то полёживает.
       Ехидный старичок вполне мог бы не допустить вашего общения с лукавым, ведь ему подвластно всё.
     Но тогда стало бы скучно: смотри- не смотри с облачка- все одинаковые, все по его десяти заповедям живут.
      Это ещё будет, когда он людей на роботов поменяет, а пока тут тебе и драма, тут тебе и трагедия с комедией.
      Только человечков с места на место переставляй и всё.

     Вполне могла бы девка в своей деревне замуж выйти, в крайнем случае на Чистовку какую-нибудь. Но тут этот с облачка посмотрел на неё сверху,двумя руками переставил две крохотные фигурки- и вот тебе пожалуйста, эта девка за три- девять земель оказалась.
     Остаётся только ручки потирать, на неё глядючи: сколь ты, девка, книжек прочитала, вспомни-ка, за дровами идёшь, читаешь,подметать начнёшь, под кроватью читаешь,на печь залезешь- читаешь.
       Уж ослепла наполовину- а всё тебе любопытно, что в них.
     Не хватит ли?
 Надо тебя так завертеть, чтоб забыла о них.
   И пошёл её с разными людьми сводить да смотреть,как она с ними обойдётся.
   Это ж надо так устроить, чтобы и весна, и молодость, и красота какая- никакая, и полный грузовик подснежников- и все к её ногам- замуж пойдёшь за меня?
    Нет, отвечает девка, с тобой скучно, другой судьбы хочу.
     А какая другая?
      Лучше или хуже?
      Не знаю, говорит,а только другую, как в книжках.
      
     Да ты что, девка, ведь при жизни в ад попадёшь, куда помчалась?
        А пускай, только мир хочу посмотреть, себя в этом мире пристроить.
        И понеслась, и понеслась.
        Что же с собою взяла?
       А что маменька с папенькой дали, то и было с ней.
       А много ли дали?
       Много!
      Жизнь с тем добром прожила, и ещё осталось, людям бы раздать, да никто брать не хочет, добро это теперь не ценится.
      Устарело, говорят, не надо никому.
       Может, вы возьмёте?
      Возьмём, а носить его можно?
     Нет.
      А съесть?
      Тоже нет.
     Тогда не надо.
     Зачем оно?

     По молодости девка сама так думала – зачем? Но всё -таки несла, не бросала, всю жизнь таскала с собой, а на старости оглянулась – до чего хорошо прожила с ним, лучше уж некуда.
         И приличный возрасту дом, и дружок любимый, задушевный рядом, и покой с благополучием, чего ещё надобно?
        Сёстры с братьями ласкают издалека, приветы посылают, любовью окутывают, как облаком одни с этого, другие с того уже света, а всё-равно всегда рядом с ней.
      За что ей столько?
       А всё за добро маменькино с папенькиным.
        Не разбросала по дороге, не преуменьшила, вот и на тебе, сказал, наверное, тот, что с пушистой бородой на пушистом же облаке.
    - Богатые же родители у неё!  Вон как девку облагодетельствовали! На всю жизнь хватило. Тратила, тратила, а его вон ещё сколько! Наследники-то хоть есть?
       - Как не быть, есть, да только не по прямой линии.
       - Что так?
   - Да не всем интересно это добро. Многие так и говорят – зачем оно? Не берут, отказываются.
   - Где сундук-то, покажите, может, мы отберём, что понравится.
   - Да сундуков как раз и нет.
   - А в чём же таскать, в чём хранить его?
   - Сердце надо большое иметь, в нём всё помещается.
   - Всё-всё?
   - Всё-всё!
   - Разорвётся, не выдержит груза.
   - Выдержит, у родителей её выдержало, трещало, рвалось, а потом опять затягивалось, до хороших годов дожили со своими сердцами.
   - Тогда давай, что там?
   - Доброжелательность, во-первых, добра желательность всем, кто в твоей орбите оказывается. Да не просто пожелать и всё, а сделать добро им.
     - Чем?
     - Делами, деньгами, сочувствием, помыслами и не для видимости, не для людей напоказ, а от души.
     - А так бывает?
     - Так родители её делали.
     -А ещё?
      -Трудолюбие ещё, да чтобы от труда не усталость была, а радость, что сделал, что кому-то пользу принёс, что справился, что до конца да до ума дело довёл
      -И только?
      - Не только, а к какому делу тебя господь приставил, посох дал в руку идти этой дорогой, так и иди по ней- детей ли учить, машину ли водить, свиней ли пасти, деньги ли народные считать- делай честно, и тебе зачтётся.
     -Кем зачтётся?
     - Кем надо, тем и зачтётся.
     -Как поверить?
     -А я бабушкой Олей поклянусь, вы и поверите.
     -А она что, святая?
     - Святая, святая, святее не бывает.
        Всю жизнь по божьим заповедям жила, и хоть в церковь не ходила, а бог всегда рядом с ней был, люди подтвердят.
         Кто глаза закрывает навек, тот  её рядом видеть хочет. Чтоб проводила в последний путь, силы бы придала в преднебесном испытании, достойно уйти помогла. 
      - Для этого батюшка есть.
      - Не каждому батюшке люди поверят, к себе в последний час призовут, её хотят.
       - Страдала ли она в жизни?
       - Вся жизнь её была страдание, да только страдала она с улыбкой на устах, с терпением в сердце, с великой верой, что так и надо, что это и есть человеческое предназначение.
       - Какая же награда ей за такую жизнь?
       - Годы долгие, дом на старости хороший, да не в смысле комфортабельный, а тёплый, людьми хорошими наполненный, её любящими, заботящимися о ней, долгого века ей от души желающими.
       - Для чего ей долгий век?
     - Господа бога за жизнь отблагодарить, за ушедших сыночков помолиться, живых на путь истинный наставить, примером благочестия быть для людей.
      - А потом?
      - А потом память вечная в сердцах человеческих.
      - А пишешь зачем?
      - Не в каждом роду хорошие сказители бывают, в каком- нибудь  поколении не окажется, и всё, и забудут о ней.
         А если даже расскажут, то переврать могут, а я напишу, и люди читать будут о ней, радоваться, что такая у них пра-  была, силы черпать  для своих испытаний, пример брать.
        - Одна разве она такая?
        - Много, наверное, да я не знаю про них, а её жизнь у меня на глазах прошла, вся как на ладони. Видела, как она трудилась, как детей растила, как к людям относилась.
         - Все трудились, все растили.
         - Не каждому господь десять детей дал, к трудному делу приставил, войны пять лет отпустил, трёх сынков на её глазах прибрал, мужа своенравного рядом поставил, из края в край земли бросал, других испытаний великое множество посылал. И всё она сносила с терпением в сердце, с великой любовью в сердце к людям.
           - И правда, святая, вижу. Будет жить ещё многая лета на радость людям.