Как я съел собаку

Сергей Марфин
Статья написана в 2003 году, задолго до рождения Кавикома (Старооскольский городской портал) для газеты "Оскольские Новости". Догадываюсь, что мало кто из наших читателей в те годы ходил на спектакли "Золотой маски", и читал о них восторженные рецензии. Публикуя этот текст, я знакомлю вас с уникальным человеком, и надеюсь пробудить интерес к его творчеству. Сегодня это легко сделать с помощью интернета

Согласитесь, что по-разному звучат фразы «Я иду на спектакль» и «Я иду на Гришковца». Так вот, на Евгения Гришковца, драматурга, режиссера и исполнителя собственных пьес идут. С радостью и гордостью, что увидят и приобщатся к чему-то совершенно не похожему на остальных. Не потому, что он в одночасье стал модным в столицах. Не люблю слово «модный». От него пахнет толпой, зачастую, подчиненной одним человеком в угоду собственным интересам, так мне кажется. Здесь – особое, не вписывающееся в понятие мода, явление Актера зрителям. 

Моноспектакли Евгения Гришковца, на мой взгляд, отдаленно напоминают выступления известного юмориста Задорнова. Тот же веселый смех, только сюжет у Гришковца более прорисованный, связанный и очень личный. Увиденные старооскольскими зрителями «Как я съел собаку» и «ОдноврЕменно», покоряют своей простотой и тонкостью, философией и жизненностью, юмором и резкими переходами. Сценарии моноспектаклей основаны на личном опыте артиста, его жизни, детских и юношеских воспоминаниях, фантазиях и представлениях. Все происходит удивительно просто.

Друг, с которым вы знакомы не столь давно, рассказывает вам картины детства, юности с неизбежными отступлениями и ассоциациями. Мы тоже когда-то переживали подобное, и в нашей памяти оживают похожие картины. Нам также не хотелось рано собираться в школу чтобы урвать ото сна лишние пять минут.

Армейская служба многим напоминает их собственную, и мы в течение почти двух часов, пока идут спектакли, видим себя. «Я играю себя», - объявляет он, начиная представление. В моноспектакле артист не связан диалогами и вставки по ходу дела только оживляют действие, как это было в первый вечер. За стеной засвистела автосигнализация. «Посмотрите, чья это машина, вдруг что серьезное, - прервал Евгений монолог, - я ж понимаю».

Смущенный зритель из первого ряда выскользнул из зала. Через несколько минут Гришковец снова прервался. «А тот мужик вернулся, а-то я не могу без него продолжать!» Снова смех в зале и голос мужика «Я здесь!» В спектакле с множеством ролей такое невозможно, а здесь юмор по ходу пьесы только сближает артиста со зрителями. Порою кажется, что он старше своего возраста и помнит такие вещи, которые не мог застать по времени. Они родились и умерли раньше его появления на свет. Но в том и талант артиста – вычислять, сопоставлять и анализировать. Зритель слышит готовую речь, не задумываясь над тем, как она рождена, и каким путем пришла в этот зал.

Спектакли Евгения Гришковца трудно пересказать, они сделаны из разных картин, артист изредка употребляет слова не совсем литературные, но они звучат, как «лыко в строку» и вызывают смех.

Смех начинается с первой минуты его появления на сцене, и трудно посчитать, сколько раз зал заглушает его слова взрывами аплодисментов. Прелесть спектакля заключается в минимуме декораций. И даже этот момент обыгран. «Выступая в Лондоне я заметил тамошней публике, что на спектакль почти не требуется денег. Чопорные англичане заметили, что значит, дело это материально выгодное. А вот наш зритель об этом не думает, ему важен сам спектакль». 

О Гришковце, как явлении новой драматургии России, за короткий срок написано много и хорошо. За спектакль «Как я съел собаку» артист получил премию «Золотая маска» в двух номинациях «Новация» и «Приз критики». Премия «Антибукер» присуждена ему как драматургу. Его безоговорочно приняли в «Золотую маску» друзья-коллеги и он стал ее своеобразным символом. Зрителю, наверное, интересно знать, откуда взялся этакий оригинал на российской сцене. Евгений Гришковец филолог по образованию и говорит о себе просто: "Я - автор спектакля. Я не пытаюсь, создавая спектакль, разделить себя на драматурга, режиссера, художника, автора музыки и, в конечном счете, артиста. Иначе это шизофрения.
Я не артист. Я рассказываю свой текст. Я его не импровизирую, я его каждый раз создаю - здесь и сейчас. Это цельный процесс жизни, который, по сути, и есть театр как сиюминутное проживание".

Артист говорит о себе так: — Я вообще догадываюсь, что более успешного — не удачного, а именно успешного — спектакля, чем «Как я съел собаку», у меня уже никогда не будет». Наши зрители могут сказать, что воспринимают Гришковца как своего родственника, и не ошибутся, он приходит к нам с наболевшим, чего не выложишь первому встречному. Собственно говоря, многие существующие эпитеты можно приложить к Гришковцу и, наверное, их будет мало. 

Родился он в 1967 году и долгое время жил в Кемерово, после службы на флоте создал  свой театр. В конце 90-х годов переезжает в Калининград, и регулярно дает свои спектакли в Москве. Они не похожи на привычный нам театр, где есть роли, утвержденный выход и слова. Это другая жизнь, и другой подход к ней. Что предполагает новаторство на уровне гениальности, а по сути,  показывает другую сторону давно известного нам искусства. Спектакли активно переводят на иностранные языки, артиста  приглашают за границу. Запомните его имя - Евгений Гришковец, город Калининград, избранник «Золотой маски».