Фильм Делай - раз

Павел Захаров 2
Фильм "Делай - раз" вошел в историю кино хотя бы потому что это кинодебют двух прекрасных актеров Евгения Миронова и Владимира Машкова. Они играют здесь антагонистов, и это будет еще не раз, но здесь это случилось впервые. Зрители не заметили эту картину, потому что вышла она уже в момент распада СССР. Снял картину племянник великого Бондарчука Андрей Малюков, который достойно продолжает свою династию. Этот его фильм, наверное, самый не известный, но очень честный документ той эпохи.
Фильм посвящен неуставным отношениям в армии, проще говоря "дедовщине". Хотя, если быть точным, то дембельщине, так как в картине третируют новобранцев именно дембеля. Конечно, фильм рисует несколько условную армию. Действие происходит в учебке, где дембеля дрючат новобранцев, но никогда, или редко перегибают палку. Ибо там важны результаты обучения, со сломанными пальцами не постреляешь, не побегаешь, не подтянешься, и тогда начальство дрючит самих дембелей. Конечно, новобранцы занимаются тяжелой работой, конечно, отбывают дембельские наряды, но те же дембельские поезда - это, скорее, достояние воинских частей, а не учебки, потому что, если новобранец не выспится, то вряд ли пробежит достойно кросс.
Но это так сказать реальность. Фильм же несколько условен. Например, сержант там решает судьбу героя вместо командира. или связывается с бандитами. Совсем уж условной выглядит сцена с изнасилованием солдата и попыткой изнасилования. Армия, конечно, всему научит, но мужеложников порой и на зоне сложно сыскать.
Задача режиссера показать нечеловеческую природу дедовщины. То, что источник ее - это казенное отношение к человеку. То, что дедовщину порой порождают сами офицеры, имея ложное впечатление, что дедовщина наводит порядок.
А еще это фильм про то, как сложно оставаться человеком, сложно оставаться самим собой, сохранять нормальные представления о чести, когда лучше руководствоваться не ими, а стадными инстинктами. что лучшие традиции русской армии - сам погибай, но товарища выручай - остаются забытыми. Но это фильм и про то, что нужно остаться человеком в любой ситуации. Фильм еще и про то, что самое опасное насилие - это психологическое. Можно заставить человека драить туалеты, а можно заставить это сделать другого солдата, и тогда появляется чувство вины, и это гораздо хуже.
Конец у фильма открытый. Дело дошло до оружия, но у главного героя хватило ума не перейти черту. Он просто показал, что готов идти до конца в своем стремлении оставаться человеком.
Машков, Миронов, как всегда, на высоте. Но можно сказать хорошие слова и о работе Александра Домогарова в роли самого противного дембеля, и Андрея Фомина в роли самого умного дембеля. Кстати, он единственный из актеров, которые сыграли здесь заметные роли, и не получил еще никого звания, потому что он сейчас более известен как шоумен.
Также фильм наполнен искренними солдатскими песнями. Они неловкие, зато искренние. Фильм вообще выглядит очень искренним. Режиссер говорит, что есть хорошие офицеры, которые не забили на свои обязанности, есть хорошие дембеля, и есть надежда, что дедовщину можно искоренить, и что это, безусловно, зло, в какие бы одежды это зло не рядили.