6 и 7. механизм использования иудейских постулатов

Моисей Харитонов
6. Е. БЕЛИЛОВСКИЙ ПОДВЕЛ К ОБОЗНАЧЕНИЮ РАБОТОСПОСОБНОГО МЕХАНИЗМА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИУДЕЙСКИХ ПОСТУЛАТОВ В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОГО ИЗРАИЛЯ

По оценке Е. Белиловского, «ход развития и события прошедшего времени показали неприемлемость существования государства на этнической и религиозной основе. Поэтому основой Государства Израиль не могут быть этническое еврейское происхождение или приверженность иудаистской религии. Еврейский характер государства проявляется в признании его гражданами современного еврейского мировоззрения в качестве идеологической основы государства. Еврейское мировоззрение коренится в иудаизме, позволившем еврейскому народу сохраниться. И основу современного еврейского мировоззрения составляют:
 
1. Стремление к овладению знаниями как к высшей ценности;
2. Обеспечение социальной справедливости;
3. Помощь нуждающимся;
4. критическое отношение к устоявшимся взглядам».

Предложенный Е. Белиловским комплекс из 4-х «составляющих современного еврейского мировоззрения» представляется системно неполным отражением структуры мировоззрения. Не претендуя на исчерпывающую полноту и точность представления схемы структуры мировоззрения, я попытался сформировать более целостный и системный вариант представления этой структуры.

Весь предложенный Е. Белиловским комплекс из 4-х «составляющих современного еврейского мировоззрения» присутствует в Декларация Независимости Израиля 1948 г.


Возьмем текст Декларации Независимости и выделим детали мировоззренческого отражения мира будущих (для того времени) израильтян. Они вписываются как детали конкретизации указанных 4-х пунктов:

1.Стремление к овладению знаниями как к высшей ценности

• ценности национальной и общечеловеческой культуры … наследие нетленной Книги книг
• духовный, религиозный и политический облик

2. Обеспечение социальной справедливости

• достойное существование, свободу и честную трудовую жизнь в родной стране, в своем суверенном государстве
• общество, самостоятельное в экономическом и культурном отношении, миролюбивое, но способное оборонять себя, приносящее блага прогресса всем жителям страны
• статус равноправной нации в семье народов мира
• на основах свободы, справедливости и мира, в соответствии с идеалами еврейских пророков. … полное общественное и политическое равноправие всех своих граждан без различия религии, расы или пола. … свободу вероисповедания и совести, право пользования родным языком, право образования и культуры
• блюсти мир и участвовать в строительстве государства на основе полного гражданского равноправия
• добрососедские отношения со всеми соседними государствами и их народами … сотрудничество с еврейским народом

3. Помощь нуждающимся

• права на достойное существование
• развитию страны на благо всех ее жителей

4. критическое отношение к устоявшимся взглядам

• развивающееся общество
• развитию страны на благо всех ее жителей … в соответствии с идеалами еврейских пророков … полное общественное и политическое равноправие всех своих граждан (ранние еврейские пророки назывались «прозорливцами». Они были связаны, прежде всего, не с предсказанием совершенно неизвестных событий будущего. Они были больше связаны с «видением» будущего, которое было скрытым или потенциальным в настоящем, с его условиями и обстоятельствами. Предвидение требует видения в смысле картины, построенной с помощью воображения, или внутреннего «зрения». Оно может быть визуализацией, то есть реальными картинами, видимыми умственным зрением. Чаще оно проявляется в форме идей, понятий и мыслей, но всё же это видение. Видение — это то, что позволяет лидеру «видеть» предполагаемое будущее дальше и яснее других, быть лучше других в определении возможностей и возможных ситуаций. Оно позволяет знать, как реагировать на грядущие события или предполагаемые ситуации. Видение — это важный отличительный признак всех великих лидеров, и оно выделяет Моисея и Иисуса Навина, Самуила, Давида и Неемию.)

Нет смысла плодить новую Декларацию почкованием от уже существующей, да еще с потерей содержательности. При этом разработка Е. Белиловского является экспериментом, позволяющим четко обозначить контур управления с обратной связью для управляемого (целенаправленного и целесообразного!) осмысления и использования постулатов иудаизма в деятельности по обеспечению социальной справедливости для населения Израиля – надежного и достойного выживания в данный исторический период.

7. ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

a) Богатства иудаистского миропонимания и мироотношения имеет смысл использовать в еврейской общественной среде. Но, не догматически, а в сочетании с опытом развития от (и на основе) древних ментальных накоплений до современных научных представлений и методов решения проблем.

b) Распространенный в среде израильтян, объединяющий или разъединяющий их, мобилизующий или деморализующий их спектр мировоззрений является компонентой силы (или бессилия) Государства Израиль.

c) Спектр мировоззрений в обществе является объектом, доступным управленческому воздействию. Но, административное воздействие типа законодательными декларациями реализуемо только в тоталитарных режимах при опоре на массовые репрессии.

d) Управление мировоззрением это тонкая образовательная и воспитательная работа. Масштабная попытка такой работы в еврейской среде («Гаскала») имела место на рубеже 19-го и 20-го веков, но уступила захваченности евреев в соцреволюции с последующим переходом их в «вертухаи» (в широком смысле этого слова), репрессируемые или зажавшиеся.

e) В израильской русскоязычной фейсбусной среде возможно осуществление разработок на более высоком уровне, чем это доступно одиночным авторам, но для объединения усилий необходимо обуздание каждым «гением» своего самомнения и амбиций.