7. Практика в ОДМО Кузнецкий Мост

Белякова Надежда
Диван, на котором спала Маргарита в комнатушке Татьяны Васильевны, стоял вдоль стены ближе к окну.  А кровать Татьяны Васильевны Фердинандовой находилась в глубине комнаты, ближе к двери. По утрам Рита любила погадать, как сложится новый день. Удачей было открыв глаза, сразу же увидеть две большие картины, висевшие по старинному с наклоном над круглым обеденным столом. Это были картины Алексея Фердинандова – брата ее покойного мужа Владимира, музыканта в театре Таирова, где работал и их старших брат – великий Борис Фердинандов. Ближе к окну висел пейзаж в массивной деревянной раме, на которой был изображен откуда-то издалека и сверху вид на Иерусалим с золотым куполом, словно это было огромное золотое яйцо, на время улетевшей сказочно-гигантской птицы. А то, что вид был откуда-то сверху наводило Риту на мысль о том, что эта картина изображала полный нежности и тревоги прощальный взгляд таинственной птицы на покинутое ею яйцо. А рядом висела другая картина Алексея Фердинандова, которую он написал лет в четырнадцать. Это был пейзаж его родных Богучар с хатами на фоне ясно голубого неба, выполненный пастелью. Если просыпаясь Рита оказывалась перед этими картинами, то радовалась этой счастливой для нее примете, потому что для нее это обозначало, что день будет удачным или хотя бы спокойным, что тоже – большая удача. А, если, ворочаясь перед сном, она засыпала уткнувшись носом в спинку дивана, и просыпалась не видя тех прелестных картин, то уж точно, день не заладится и что-то пойдет на перекосяк. А, если проснулась лежа на спине, глядя в потолок, то день будет скучноватый, но спокойный.
В то утро Рита проснулась, увидев к своей радости ярко голубое небо с белоснежными облаками над Богучарами в летний день конца прошлого века. И улыбнулась хорошей примете, с удовольствием потягиваясь на скрипучем диване.
Татьяна Васильевна, услыхав этот победный скрип нового утра, стала смелее расставлять посуду на столе, готовя завтрак, уже не боясь разбудить Риту.
 - Доброе утро, Ритуля! Не стала тебя сегодня будить. Ведь тебе на практику не придется так далеко ехать, как на учебу в Болшево. Кузнецкий Мост - это совсем рядом. Никаких электричек, никаких вокзалов по утрам. Практика – это почти каникулы. Ну, вставай! Позавтракаем!

 - Доброе утро! Да, выспалась сегодня по-королевски, сказала Рита, складывая постель.
 - Сегодня первый день твоей практики. Господи, невероятная удача – то, что тебя распределили на практику в Дом Моделей.
Главное, чтобы ты им понравилась, то есть, то, как ты работаешь и рисуешь.
Постарайся, девочка!  Это серьезный экзамен в твоей жизни! Там работают замечательные художники – говорила Татьяна Васильевна, намазывая сваренное ею прошлым летом клубничное варенье на хлеб, для еще только заплетавшей в косы, свои роскошные волосы Рите.
 - Даже если провалюсь на этом «экзамене судьбы», все равно - удача! Там можно будет поработать с хорошей фурнитурой, настоящими мехами. Здорово! Я так этого хотела! - ответила Рита, усаживаясь за круглый стол с белой скатертью со свисающими бахромой-кистями.



Тогда в начале 50-х  в ОДМО «Кузнецкий Мост» искали  молодых, ярких  художников, не опасаясь внутренней конкуренции, искренно радуясь проявлениям творческой смелости и независимости  в работах молодых художников.  Осознание  внутренних законов этого искусства; обостренный слух  и способность предугадать черты стиля завтрашнего дня, проекция будущего на сегодняшнюю повседневность,  вслушиваясь в ритмы событий, воплощать созвучные времени образы - это  дар не зависит от условностей возраста. И Белякову Маргариту Андреевну всегда восхищал творческий азарт художников-модельеров  старшего поколения, их готовность к смелым экспериментам в новых стилях и направлениях , с появившимися новыми материалами.   
Так « выбрали» они и Маргариту  во время ее учебной практики в ОДМО, на которую она получила направление из Швейного техникума. Девчушку с длинными русыми косами сначала усадили на просмотрах зарисовщицей. И ей нужно было быстро схватывая налету суть конструкции и направления, стиль модели, которую проносили по подиуму Зеленого зала манекенщицы, и быстро зарисовать, так чтобы эти рисунки – непременно стильные и элегантно обобщенные - они ясно отражали представленную модель. И легкий летящий рисунок, эффектно броско оживающий на листах ватмана сразу же привлек внимание художников-модельеров своей свежестью и непосредственностью, но в то же время острой калиграфичностью страстного рисовальщика. Ее рисунки обсуждались художниками, они понравились, но предстояло показать  свои навыки и полученное в техникуме умение создавать головные уборы. К счастью, это доставляло Маргарите особую радость и восторг от того, что впервые ей был предоставлен  сказочный по сравнению с техникумом  выбор материалов и аксессуаров для работы. Поэтому ее работы созданные во время той практики были наполненный таким азартом и восторгом ребенка дорвавшегося до хороших игрушек или новых красок и карандашей, что не оставила равнодушными мастеров ОДМО, работавших там в 1952 году. Румяная, синеглазая девочка, очень робкая и испуганно-вежливая, словно преображалась в работе, теряя тотчас все свои сиротские страхи, смущение и робость. И поэтому к концу той практики принять ее на работу в ОДМО «Кузнецкий Мост» было делом решенным. И так Белякова Маргарита Андреевна  в пришла на работу ОДМО «Кузнецкий Мост» в качестве художника-модельера головных уборов, после того, как проходила там учебную практику в 1953 году. Причем выбирала своих будущих коллег не администрация - «по знакомству», а сами художники-модельеры.
Но утверждал кандидатуру, за которую со старомодной трепетностью хлопотали-ходатайствовали художники-модельеры, конечно же главный художественный руководитель ОДМО «Кузнецкий Мост» Алексей Федорович Куличев. Он был создателем и организатором ОДМО «Кузнецкий Мост» в 1944 году.
Алексей Федорович Куличёв родился 24 февраля 1916 года и вырос в Серпухове. Этот одаренный юноша, увлекающийся живописью, идеями нового направления в современном искусстве – в дизайне, поступил в Московский Текстильный институт. Но, не закончив его, ушел на фронт-воевать, чтобы защищать страну, мир больших и светлых надежд. Полученное на фронте ранение вернуло его в Москву, где в 1944 году его ждала огромная по своей значимости и масштабности задача – создание Общесоюзного Дома Моделей.
Дома моды совершенно нового типа, не имеющего аналогов в современном мире. Уникальность его состояла в том, домов моды, создаваемых разными модельерами, проводящих в создаваемых ими образах свой стиль, свою образность, а создание единого в масштабе страны ДОМА МОДЫ, аккумулирующего одновременно в своих стенах  творчество художников-модельеров самых разных направлений и стилей. Да еще и соединить с этим сложнейшим организмом взаимодействия множества творческих личностей и прошивочные цеха – техническую базу, чтобы обеспечить полную независимость воплощения замыслов художников-модельеров. Эту огромную и многогранную задачу правительственного уровня и решал демобилизованный по ранению, вернувшийся в Москву (в Серпухов) фронтовик.
И А.Ф. Куличёв не только справился с этой огромной задачей, но и смог создать блистательный творческий коллектив, задачи которого воплощали безупречно работавшие пошивочные цеха-благодаря чему ОДМО «Кузнецкий Мост» ежегодно представлял уже в мирные послевоенные годы сезонные коллекции советской моды, как нового, независимого, но достойного уровня высокого искусства. На протяжении многих десятилетий Алексей Федорович Куличёв был бессменным художественным руководителем ОДМО «КУЗНЕЦКИЙ МОСТ» - под его руководством были объединены в единый творческий организм несколько поколений лучших творческих сил СССР в области моды. Многое смог осуществить Алесей Федорович, многое, но осталась не реализованной одна большая и светлая мечта юноши-серпуховчанина. Это мечта и надежда, которые он пронес через всю жизнь  - выставка его проведений в стенах его любимого Серпуховского художественно-исторического музея. Выставка его живописи художника Алексей Федоровича Куличёва, которым он оставался всю жизнь, не смотря на невероятные задачи и государственные и исторические масштабы его работы.
Очевидно, что это было бы не только светлой данью памяти его прекрасной и созидательной личности, это необходимо и самим жителям Серпухова и не только им, чтобы помнить и гордиться своим земляком – серпуховчанином  Алексеем Федоровичем Куличёвым-прекрасным мечтателем художником, достойно осуществившем поставленные Судьбой перед ним задачи. Ставшим русским Диором, прославлявшим нашу страну в области моды в самые трудные военные годы, в годы послевоенной разрухи, а даже во времена «Холодной Войны» нес в мир мировой моды, участвуя прекрасным творчеством отечественных модельеров в признании красоты духа и бесспорности таланта нашего народа.
Городу Серпухову – необходима  экспозиция живописи и краеведческая экспозиция с фото и кино материалами, рассказывающая о « серпуховских корнях» ОДМО «КУЗНЕЦКИЙ МОСТ»- тем более, что 2016 год –это год столетнего юбилея А.Ф. Куличёва- Это была бы прекрасная дать его памяти творца и созидателя государственного масштаба.