Рубильник правосудия

Владимир Власов 56
Рубильник правосудия
Из историй Майка Хаммера
Микки Спилайн , Макс Алан Коллинз
Перевод В.С. Власова
The Big Switch
Mickey Spillane & Max Alan Collins
Translated by V. Vlassoff
Они собирались лишить жизни Допи ровно в полдень послезавтра.
По версии следствия Допи убил и уничтожил труп наркоторговца, который впарил ему пакетик героина, прошедшего через много рук и , отчего действующее вещество из этого пакетика давно исчезло. По всем понятиям барыга заслужил смерть. По мнению общественности в лице присяжных, Допи был виновным и, по понятиям судьи, тоже заслужил смерть, но по закону и на электрическом стуле.
Все возможные отсрочки приговора были исчерпаны, а прокурор штата даже не сомневался в том, что такая никчемная душа как Допи должна сильно задерживаться в этой земной жизни. Исчезновения Допи из блока тюрьмы практически никто не заметил: его уже давно перевели в одиночную камеру. О нем просто забыли. Да и как запомнить человечка ростом 5 футов 4 дюйма с совершенно никакой внешностью.
Его настоящее имя было Дональд Дильберт, но на извилистых поворотах его жизни, буквы сильно деформировались и он стал Допи Диллдококом . Неделю назад его адвокат по назначению написал мне, что Дильберт подал заявление с просьбой назначить меня свидетелем процедуры казни. Похоже, что Допи, до последнего надеясь на чудо, просил как можно скорее оформить последнее свидание перед тем как опустится Рубильник.
В моем офисе на Манхэттене, я передал запрос Вельде, моему секретарю и правой руке, девушке с чуть полноватой кукольной фигурой и блестящими черными волосами. Знакомство с ней, когда то в одночасье поменяло мои понятия о женской красоте, навсегда вычеркнув образ худой блондинки из моего сознания. Я сидел и крутил в руках пустой конверт , пока она не прочла все до конца.
- Дональд Дильберт …. ,- слегка нахмурилась она,- этот смешной коротышка, который …
- Да , да, тот самый, - опередил ее я,- некоторые блатные называли его просто «ничтожеством».
Вельда нахмурилась еще больше .
- Послушай, Майк, он же был просто мальчиком на побегушках, причем не у самых серьезных людей.
- Ты права, самым серьезным человеком, на которого он работал, был Билли Уэстлер, фотограф с 6-го авеню …. Дьявол! … Я же сам предложил ему эту работу!
- Ты конечно в курсе, какую работу он выполнял?
- Конечно. Таскал ночные фото в офис журнала. Не более.
- Так он был связан с уличной наркоторговлей?
- Скорее всего, нет.
- А может сам употреблял?
- Точно нет. Он даже и не думал об этом. Да и кто из пушеров будет связываться с таким человеком.
- Думаю ты прав, Майк, но все очень, очень подозрительно,- она прошлась по офису и остановилась рядом , держа в руках запрос,- По закону ты вроде должен присутствовать на процедуре казни и обязан провести его последнюю встречу с адвокатом?
Я поднял глаза от конверта и наши взгляды встретились. Я мог не отвечать, Вельда многое понимала без слов; протянув руку, я взял у нее письмо. Юридически примитивный текст с запросом на участие адвоката в особой процедуре. Обычная наша работа. В письме штат оговаривал сумму, причем значительную.
Я хотел что то сказать, но Вельда перебила меня, опять угадав мои мысли :
- Ты давно кстати не выступал в качестве бесплатного адвоката по назначению.
- Малыш…
- Ты это можешь сделать сейчас ? – прервала меня Вельда- Есть пара дней до казни, ты их можешь использовать посмотрев дело Допи поподробнее. Это последние два дня его жизни. А вдруг …
- Вряд ли что то можно сделать в этом случая,- я покачал головой,- парня пропустили через федеральный суд. Все таки убийство первой степени.
- Ты сам то веришь в это решение ?
Я промолчал.
- Кстати объявление о времени приведения смертного приговора уже опубликовано ? – наконец спросил я у Вельды.
- Нет конечно. По закону это твоя работа как свидетеля процедуры казни. Кстати о деле Допи упомянули в одной статье о наркомафии, суть которой в том, что ворочая огромными деньгами они толкают на убийство таких мелких людей как он.
- Большая статья ? – бросил я как бы вскользь.
- Да не очень. Так она понимаешь о ком ?
Я кивнул : - О Балроше наверное.
Какое то время я писал объявление о приведении смертной казни в исполнение и думал о Допи. Как он попал в этот переплет? Он всегда тонко чувствовал границы дозволенного и точно знал, что означает красный свет на светофоре во всех отношениях. Какое уж тут убийство первой степени!
Вельда ходила по комнате и молчала. Я первый нарушил тишину :
- Послушай, дорогая, ты то хоть веришь, что этот Допи чикагский киллер?
- Да ну! Криминал это вообще не его. Я иногда посылала его за сэндвичами с 2 долларами и он всегда приносил сдачу до цента.
- Я тебе верю как никому,- вздохнул я и взял со стола ключи от машины.
----------
Мы заехали в суд и, взяв все необходимые бумаги, направились в тюрьму на встречу с нашим клиентом. Вельда осталась в машине, а я поднялся в комнату для переговоров – серое, мрачное помещение, разделенное толстым стеклом и двумя допотопными телефонами.
Возраст Допи было трудно определить – где то в интервале от 40 до 60. Серый цвет лица, впалые глаза и почесывание носа говорили о периодическом попадании в последний кокаинового порошка. Его бесформенная фигура говорила о его образе жизни и беспорядочном питании.
- Майк! Ты же не сомневаешься, что обвинение сфабриковано,- начал он голосом с интонациями которые обычно присутствуют у мальчишек, пойманных при попытке завести чужую машину.
Я время от времени переводил взгляд с лица Допи на лежащую пере до мной шляпу.
- Я тут целыми днями думал. Сам понимаешь, что делать в одиночке, да и перед тем как сесть на электрический стул под рубильник, мозги работают наверное по другому.
- Ты считаешь, что есть причина для серьезного разговора?
- Да, да, конечно! Ты же знаешь, что я никому никогда не делал ничего дурного, не связывался с криминалом. Я был просто «ничем», пустотой… А тут убийство первой степени ….
Похоже, это было вводной частью его выступления.
- Итак, ты все обдумал. Я готов слушать.
- Однозначно, все это произошло из-за моей отправки фото в Ла Саль.
- В Ла Саль? Прямо руководству?
Он опустил глаза:
- Да, примерно полгода назад я просматривал куски пленки из желтого конверта с надписью « Phi-U- April Party», кое что напечатал, ну и отправил .
- Где и когда все это происходило ?
- Я вспомнил, что это было в одну из апрельских ночей в Сотби 20 лет назад – бурная ночь, море алкоголя. Тогда эти обдолбанные мальчики и девочки жестко чудили. Интересно было.
- Ну и что же за сюжеты ты там наснимал ? – мне сложно было поддерживать разговор в подобном полушутливом тоне.
Допи опять опустил глаза.
- Я тогда всю ночь ходил по кампусу и фиксировал интересные сюжеты. Самым интересными были кадры, сделанные через окно, где девчонка была почти голая, а парень делал вид, что душит ее. Я тогда сильно испугался так как все было слишком уж правдоподобно.
- От страха тогда ты и не проявил эти пленки?
- Да нет же. Просто парни тогда мне не заплатили и все это хозяйство я бросил в конверте в шкаф, ну а сейчас вот случайно нашел… Просматривая пленки я вспомнил насколько хороша была девчонка, которую душили. Она была в одних маленьких трусиках …. Прелесть просто. Ну и я распечатал эти кадры. Не удержался от соблазна.
- Это все… ?
- Ну не совсем. Оказалось, что парень, который притворялся, что душит ее – это молодая копия руководителя Ла Саль. Я и послал фото ему.
Я почувствовал как мои глаза сильно округлились :
- ??????
- Ну в шутку, Майк. Это может и не он. Простое сходство.
Я не отрываясь смотрел на этого маленького глупого человечка :
- Скажи мне честно, Допи, это не был шантаж?
- Ну нет, конечно, я правда и не надеялся, что это он.
У меня появилось отвратительное предчувствие.
- А что если это действительно он ? И то , что он делал с девчонкой совсем не шутка?
Допи кивнул и сглотнул слюну:
- Ты угадал, я почему то тоже так подумал.
- Ты говорил об этом своему адвокату?
- Да ладно! Нет конечно! Я же не полный идиот, чтобы доверять адвокатам по назначению. Они все играют на стороне обвинения.
Все понимает и поэтому доверился мне. Сама наивность : он надеется, что я вытащу его с электрического стула. Хотя и я не меньший идиот, выслушивая все это, причем с большим интересом.
- Ну и что ты скажешь, Майк? – Допи смотрел на меня, не отрываясь.
Я не знал, что ответить, и, взяв шляпу направился к выходу.
----------
У меня принцип : если взялся за дело, то надо действовать быстро. Я позвонил капитану Пэту из отдела убийств дорожной полиции, и он уже ждал нас в небольшом ресторанчике в квартале от моего офиса. Пэта мы нашли в дальнем отдельном кабинете, где он уничтожал большую пиццу под что то не очень крепкое. Наиболее продвинутые пижоны из NYPD носят более светлую форму, чем все остальные. Свело-серая его рубашка очень соответствовала цвету его глаз.
- Okay! – бросил он кивок Вельде,- что у нас сегодня, друзья?
- Это я хотел у тебя спросить, нарыл что-нибудь?
- Ладно, ладно, кое что есть. Ровно двадцать лет назад, в середине апреля, девятнадцатилетняя студентка из Сотби была найдена задушенной на сельской дороге.
- И конечно же тогда ничего не нашли ?
- Ну да. Правда, в начале взяли серийного душителя в Небраске, но к Сотби он никакого отношения не имел.
- Интересно…
- Навряд ли, Майк. Я понимаю, что сроков давности по убийствам не существует, но 20 лет это же целая вечность. Гиблое дело. Конечно, если у тебя нет ничего серьезного.
- В том то и дело, что все серьёзно.
- Примерно, что?
- Есть подозреваемый.
Пэт закрыл на секунду глаза и улыбнулся. Он любил меня как брат, иногда как брат ненавидел, а иногда просто бесил.
- По моему это пустышка,- сказал он, посмотрев на Вельду.
- Пусть так. Оставим на время эту тему. Расскажи мне теперь о директоре Ла Саль…
Его глаза широко открылись, выразив тем бесконечное удивление. Он снова посмотрел на Вельду, то ли ожидая ее реакции, то ли в поисках защиты от моей активности :
- Ты начал с убийства 20 летней давности, а теперь интересуешься совсем посторонней темой. Что означает твое «теперь расскажи мне» ?
- Ну в общих чертах опиши этого друга.
- Да рассказывать и нечего. Денежный мешок, избирался недавно в сенат под лозунгами «закона и порядка», а что он делает сейчас, я мало интересуюсь. Ты же знаешь, Майк, я далек от политики.
- Ты не далек от политики, а исходишь из принципа, что человеку в форме думать противопоказано. Просто скажи - по нему есть неофициальная информация?
- Ты наслушался всякой ерунды, Майк. К этим слухам я ничего добавить не могу.
- И ты не можешь подтвердить, что секретное правительственное расследование по поводу участия упомянутых лиц в организации дорогостоящих секс эскортов было закрыто по политическим причинам.
- Нет , не могу.
- Ты отрицаешь эти факты?
- И не отрицаю.
- Ну хоть что то ты можешь добавить к этим слухам?
Что бы не отвечать, он взялся за бокал и по его виду было ясно, что пинта пива сейчас ему совсем бы не помешала. Голос его стал совсем тихим :
- Дело в том, что наше уважаемое всеми руководство как штата, так и города помешано на плотских утехах, и часто в этих делах используют даже дорожную полицию. Полное дерьмо, одним словом. Но в мою компетенцию, Майк, это не входит.
- А, что ты скажешь о том, что наш клиент имеет недалеко в горах симпатичный домишко , где он встречается с барышнями из эскортов? Ну типа отборов или кастингов.
- Это полная ерунда, Майк, наше высшее руководство, я имею в виду сенаторов, это счастливые семейные мужчины,- Пэт остановил официанта и попросил у него салфетку. Затем быстро достал ручку, что то накарябал на ней и резко встал из-за стола,- Оплати счет пожалуйста.
Выходя из ресторана, он помахал Вельде рукой, но та демонстративно отвернулась.
- Что это? – спросила она, покосившись на салфетку.
- Всего лишь инструкция.
----------
К большому неудовольствию Вельды я выехал из города один, но , думаю, она догадалась, что ее присутствие в предстоящем мероприятии будет лишним. Ближайший пригород я хорошо знаю, поэтому добрался до места очень быстро, оставив машину в лесу в миле от ворот частного владения , обозначенного Пэтом на салфетке. Рабочий костюм адвоката я сменил на черные джинсы с черной футболкой, а вместо портфеля с дежурным набором кодексов, взял 0,45 “ в поясной кобуре.
Ночь была прохладной с полной луной, россыпью звезд и звенящей тишиной. Окрашенный лунным светом в серебро лес, напоминал картинку из моего букваря. Чудесная ночь во всех отношениях и для всех. За исключением конечно тех кто ожидает приведения приговора в исполнение.
Я миновал несерьезные ограждения, надписи о частной охраняемой территории и вышел к коттеджу. Не большой и не маленький домик, одноэтажный, вероятно с 4-5 комнатами. Перед освещенным фасадом прохаживался и курил долговязый охранник. Мне показалось, что где то я его уже видел.
Примерно с полчаса я просидел в темноте густого кустарника, что бы удостовериться в отсутствии второго секьюрити, который мог бродить по периметру участка. Перед домом стоял только один Land Cruiser , окна в доме не были завешаны шторами и было и видно, что происходило в комнатах. Мой клиент был в ярком багровом жакете, который очень соответствовал его пижамным штанам. Это был высокий блондин, неплохо сложенный и производил впечатление деревенского ловеласа из фильмов о провинциальной жизни. На его юной подружке была короткая маечка, из под которой вырисовывалась упругая грудь и яркого цвета шорты. Конечно ей можно было дать 18, но только с учетом того, что мне давать 30.
Сначала мне показалось, что на ее лице слишком много косметики, но приглядевшись, я увидел, что губы ее неестественно распухшие, а черные тени присутствуют только на левом глазу.
Сучонок явно бил ее!
Девочка держала в руках маленькую сумочку, больше смахивающую на кошелек: косметику в такую точно не положишь. Хозяин чмокнул ее в щеку, и они вышли на улицу.
- Отвези ее в город и возвращайся. Мне нужно будет еще заехать в одно место,- сказал он и сразу вернулся в дом.
Хлопнули дверцы машины, чистый воздух наполнился запахом работающего мощного двигателя ,и вновь воцарилась тишина.
Черный вход в дом я нашел без труда. Без труда открыл отмычкой несложный замок и вошел внутрь. По-видимому, парень не очень заботился о безопасности. Пройдя через маленькую кухню, я услышал звук воды, доносящийся из ванной. Ну как не принять душ после таких физических нагрузок.
Я не спеша прошел по всем комнатам коттеджа и не нашел в обстановке ничего особенного. Большая гостиная с камином и чучелом морской рыбы сверху, диван необходимого размера, телевизионная панель на стене и аккуратная барная стойка. К гостиной примыкал кабинет с большим письменным столом и спальня с немаленькой кроватью и зеркалом на потолке. Простовато для такого небедного человека.
Я сидел в кресле, держа в руках свой 0,45” , когда он вошел в боксерских трусах , вытирая волосы полотенцем. Вода его так расслабила, что сразу меня он не заметил и мой голос стал для него ударом колокола в середине ночи:
- Hi ! Вы сможете уделить пару минут простому налогоплательщику?
- Дьявол!... Какого черта!
- Я адвокат Майк Хаммер. Может быть, слышали обо мне?
- Что вы здесь делаете, адвокат?
- Бродил по окрестностям и случайно зашел на огонек. Нужно поговорить.
- Не получится. Скоро вернется охрана, и будут неприятности.
- Ну не совсем скоро, время есть . Проехаться до города и обратно не 5 минут. А пока объясните, почему у вашей гостьи разбита губа и синяк под глазом. Выражение лица у него стало невозмутимым. Я указал стволом 0,45” на кресло.
- Это шантаж ? – спросил он присаживаясь.
- Конечно же, что первое приходит в голову богатому человеку, что из него хотят вытянуть деньги, пользуясь наличием скользкой информации, но это несколько не так : деньги в моем случае не играют особой роли.
Он вздохнул. Его холодные голубые глаза стали совсем ледяными :
- Хаммер, у вас неплохая репутация, вас многие знают как хорошего адвоката, но вымогатель из вас точно никакой. Кто нанял вас сейчас? Эти дешёвки, которые бывают у меня в гостях? Это не ваш уровень!
- Возможно,- я постукивал стволом по левой ладони,- но , тем не менее, из- за этих, как вы говорите дешёвок, были большие неприятности.
- Я хотел бы закончить дискуссию, Майк. В столе у меня чековая книжка. Я легко бы решил вопрос вашего клиента. Мне только нужны гарантии вашей нейтральности в дальнейшем в отношении ко мне.
- Okay! –продолжал непринуждённо вертеть в руках свой 0,45” – Мой клиент это некто Допи Диллдок. Слышали о таком?
- Ваш клиент убийца?
- Я всего лишь адвокат, а вот убийца скорее вы, сэр. Мой клиент – умственно отсталый и по своему развитию может только отправить старые фотографии, не подозревая, как это опасно. Фото действительно очень старые и на них похожий на вас юноша душит молодую студентку. Её нашли потом на сельской дороге. Случайно это произошло или нет, я не знаю.
- Это бред, Хаммер ! Где эти фото? Где негативы?
- Конечно же твои парни зачистили всё, связанное с этим старым преступлением. Но Допи хоть и дурак, но копии этих фото оставил в редакции, где работал курьером. Неужели ты думаешь, я прихожу с пустыми руками ? Не смотри на пушку, я не про это.
Его спокойствие мгновенно улетучилось.
- Я хочу, что бы ты позвонил окружному прокурору, - закончил я и кивнул на телефон, стоящий на столе в кабинете.
- Это невозможно, Майк.
- Возможно. Я видел это в каком то старом фильме. Берёшь трубку , набираешь хорошо известный тебе номер и делаешь чистосердечное признание. В двух словах о фальсификации убийства наркоторговца. Ну и конечно извиняешься перед Дональдом Дильбертом. Допи Диллдококом если хочешь.
Он зашел в кабинет, сел за стол, поднял трубку старомодного телефона и сделал, что я просил. Что поделаешь – признание есть признание, хоть и сделано вне правового поля. Каюсь .
-Что дальше? – спросил он , повесив трубку на рычаг.
- Чистая формальность. Возьми в столе бумагу и зафиксируй показания. Это все. – я отступил на шаг и положил пистолет на край стола.
Он кивнул, открыл правой рукой ящик и через мгновение на меня смотрел ствол 0,22” револьвера. Раздался щелчок, но выстрела не последовало. Не прогремел выстрел и после второго щелчка в тот момент, когда я уже крепко держал его руку с оружием . Мой клиент как то весь обмяк и не сопротивлялся.
- В своей адвокатской практике я стараюсь всегда предугадать поведение действующих лиц в процессе. Пока вы принимали ванну, я извлёк пару патронов из барабана этой игрушки. Но сейчас, для свершения правосудия, достаточно одного.
Моя кисть была поверх его кисти, палец касался сверху его пальца , ствол 0,22” не давал голове повернуться.
Пуля вылетела в окно сбоку от стола.
Я положил его еще горячую руку с револьвером на стол. Взял свой 0,45” и направился к чёрному ходу.
Идя по ночному лесу к машине, я думал о том какой всё таки тяжелый этот рубильник правосудия для простого адвоката.