Балетное искусство Молдовы

Елена Узун
Хореографическое искусство Молдовы имеет богатые традиции, корнями уходящие в танцевальный этнос Древней Греции, Рима и народов Балкан. В Молдове всегда поддерживался большой интерес к опере и балету, но только в 1957 году появилась возможность создания профессионального театра. Для этого Ленинградская балетная школа подготовила специалистов из представителей местных кадров:  Владимир Тихонов, Петр Леонарди, Виталие Поклитару, Вера Салкутан, Клавдия Oсадчи, которые после хореографического училища имени «Вагановой» вернулись в Кишинев, чтобы обеспечить основу балетной команды. Затем в труппу была приглашена молодая балерина Галина Мелентьева и уже опытный танцор Павел Фесенко. Пермскую балетную школу представила Людмила Недремская.
Первый балетной постановкой в Молдове стал «Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева в  версии хореографа Александр Протенко по источнику Р. Захарова. Роль Вацлава исполнил Владимир Тихонов, Марии - Галина Мелентьева, Хана Гирея – Павел Фесенко. Представление имело необычайный успех и продержалось на балетной сцене в течение многих лет.
Вскоре репертуар театра пополнился балетами «Тщетная предосторожность» П. Гертеля, «Штраусиана» И. Штрауса, «Лебединое озеро» П.Чайковского и «Вальпургиева ночь» Ш. Гуно.
Наряду с известными классическими опусами в театральных постановках начались поиски своего собственного стиля и, как следствие, создание национальной хореографической школы. Композитор Василий Загорский в 1960 году создаёт балет «Рассвет», реализованный в постановке хореографа В.Варковицкого. По мотивам стихотворения Михая Еминеску «Призраки» Эдуард Лазарев в 1960 году написал музыку к балету «Сломанный меч», известный в постановке хореографов К. Дречина и Н. Данилова. Партия Аральда в этом балете стала одной из лучших в репертуаре Владимира Тихонова, в роли Огня прославился Пётр Леонарди. В 1965 году был поставлен лучший  балет Эдуарда Лазарева  «Антоний и Клеопатра», имевший  громкий успех как в Молдове, так и на сцене Большого театра СССР. В 1970 появились также балетные «Арабески» Эдуарда Лазарева. Весьма важен вклад Златы Ткач, создавшей балет для детей «Андриеш» по произведениям Емелиана Букова в 1979.
Период расцвета Молдавского театра оперы и балета тесно связан с именем хореографа Марата Газиева, сумевшего объединить в один коллектив представителей не только Молдавии, но и Украины, что  в итоге обеспечило высокий профессиональный уровень всего коллектива.
 Газиев поставил «Сонеты» на музыку Б. Бриттена и «Арабески» на музыку Эдуарда Лазарева. Ему также принадлежат достижения в классических постановках: «Сильфида», «Баядерка». Заслуги Марата Мусаевича очевидны на примере возобновления балета Э. Лазарева «Антоний и Клеопатра», а также формирования таких великолепных мастеров балета В. Гелберт, В. Щепачёв, О. Гурьевская, О. Ионел и другие.
Интерпретация  балета «Баядерка» является сложной задачей, и в этом спектакле особое признание публики получили В. Щепачёв, Р. Потехиина, А. Михалаки, В. Гелберт.  Следует вспомнить и балетмейстера Татьяну Легат, сумевшую достойно осуществить эту постановку на молдавской сцене. 
Первое десятилетие становления профессиональной балетной плеяды стало временем творческого подъема, когда каждое новое представление становилось большим событием. Начались балетные туры в Болгарию, Москву и Киев. Любители музыки с нетерпением ждали встречи с такими мастерами, как Петр Леонарди, Владимир Тихонов, Розита Потехина, Александра Михалаки и другие.
Со временем Кишинев  стал балетным центром, его посетили такие  знаменитости, как Владимир Васильев и Екатерина Максимова, Елена Рябинкина, Раиса Стручкова, Андрей Уваров, Людмила Семеняка, Борис Ефимов, Николая Цискаридзе, Морихиро Ивата. 
Новая постановка балет «Кармен-сюита» Ж. Бизе-Р.Щедрина состоялась в Кишинёве 1971 году и продемонстрировал высокое мастерство  Галины Мелентьевой, известной также в партиях Одетты-Одилии, Феи Зимы и  Клеопатры. На молдавской сцене появились также балеты  «Тропою грома» Кара Караева (1961) и «Барышня и хулиган» Дмитрия Шостаковича (1968),
В 1964 году, возвратившись в родной город после окончания Московского хореографического училища, молодой Михаил Кафтанат становится ведущим солистом театра. Его лучшая партия в то время - Принц Дезире в «Спящей красавице» П. Чайковского
Театр оперы и балета в Кишиневе стремится, прежде всего, сформировать классический репертуар, без которого невозможна реальная драма на сцене. Основной репертуар театра формируется из традиционных балетов: «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик», «Жизель», «Сильфида», «Коппелия» и т.д.    
Балет «Щелкунчик» П. Чайковского оказался особым фаворитом нашей публики. И это прямое  влияние московской балетной школы в знаменитой хореографии Юрия Григоровича (в подготовке спектакля участвовала также Наталья Бессмертнова, декорации Симона Вирсаладзе). Премьера современной версии  состоялась в 1998 году, и она по сей день имеет колоссальный успех!
В 1983 году состоялась премьера балета Евгения Доги «Лучафэрул» по одноименной поэме Михая Эминеску - последнего из великих романтиков  XX столетия. Утончённость и философская глубина поэзии Еминеску обусловила поэме статус шедевра мировой литературы. Сложность поэтической вселенной, переплетающаяся с уникальной прозрачностью поэзии Эминеску, оказалось весьма неоднозначной для музыкально-сценического решения поэмы «Лучафэрул». Это первая работа в жанре балета для композитора Евгения Доги, в которой автор объединил принципы классических симфонических и национальных музыкальных традиций. В. Щепачев, В.Гелберт, О. Гурьевская  и А. Александров, воплотившие главные образы балета, справились с творческой задачей  как истинные мастера сцены.
Первое представление балета «Лучафэрул» по либретто Эмиля Лотяну состоялось 6 июня 1983 года в постановке киевского балетмейстера Валерия Ковтуна. Позже
был снят и одноименный музыкальный фильм-балет на студии «Молдова-филм». Вторая постановка этого же балета состоялась в 2007 году в версии балетмейстера Георгия Ковтуна из Санкт-Петербурга, сумевшего синтезировать классические и самые современные течения в хореографии. Во второй постановке в главных партиях выступили танцовщики Кристина и Алексей Терентьевы, Мария Полюдова и Владимир Статный.
Наряду с классическими балетами, репертуар театра включает в себя современные спектакли, такие как «Белоснежка и семь гномов» по Б. Павловскому (под редакцией Г. Майорова), «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева, а также «Принц и нищий» Н.Симонян  в постановке талантливого хореографа Еуджена Гырнеца.
Национальная опера Молдовы известна такими именами, как: Михаил Кафтанат – танцовщик-постановщик.  Еуджен Гырнец – хореограф,  Ольга Гурьевская - педагог-репетитор. Среди её учеников артисты Aнастасия Хомицкая, Владимир Статный, Алексей Терентьев, Кристина Терентьева, Раду Думиникэ, Николай Балан, Светлана Балта. Особый вклад в историю молдавского балета внесла ветеран сцены педагог-репетитор Тамара Подаруева.
Театр вправе гордиться  плеядой талантливых танцовщиков, создавшей неповторимый имидж современной труппы Национальной оперы имени Марии Биешу. Это солисты: Надежда и Егор Щепачевы, Кристина и Алексей Терентьев, Андрей Литвинов, Геннадий Бэдикэ, Анастасия Хомицкая, Надежда Котец, Владимир Статный и Мария Полюдова, Сергей Василица, Владимир Бондаренко, Игорь Герчиу, Александр Балан, Евгений Ткач.  Они – слава молдавского балета, блистательное созвездие личностей, сумевших не только продолжить, но и приумножить славу молдавской хореографии.
Балетная труппа Национального театра оперы и балета имени Марии Биешу создала нескольких поколений хореографов и танцовщиков, команду высококвалифицированных талантливых профессионалов. Это иллюстрируют результаты гастрольных туров в России, Лаосе, Вьетнаме, Болгарии, Италии, Румынии, Англии, Швейцарии, высоко оцененные театральными критиками этих стран. Балетная труппа театра полна энергии, идей и творческого горения осваивать все новые спектакли. Наш балет любим публикой и всегда собирает полные залы.
Влияние Ленинградской балетной школы, изначально сформировавшей стилистику нашего балета, сказалось в еще одной этапной постановке нашего театра. Это балет «Спартак» Арама Хачатуряна в версии ленинградского хореографа Игоря Чернышёва. В 1972 году Чернышёв ставит «Спартак» в Одессе. Затем становится Главным балетмейстером Молдавского театра оперы и балета. И ставит балет Хачатуряна в Кишиневе в 1975 году.  В июне 2016 года наша труппа восстановила на сцене театра «Спартак» 1975 года, что возымело большой резонанс.
Балеты «Антония и Клеопатра» (1968, Ленинградский Малый оперный театр) и «Спартак» в постановке Чернышёва важными этапами в становлении современного балета. И это очень важно, потому что репертуар нашей труппы – балетная классика!
Можно смело утверждать, что мировая современная хореография весьма интересно развивалась благодаря двум представителям Молдовы - Борису Эйфману и Раду Поклитару. Они сформировали  два пути развития балета второй половины ХХ  и ХХI века.  Оба начинали в Молдавском театре оперы и балеты и продолжили свой творческий путь в других странах. Оба создали уникальные  балетные коллективы - Государственный академический театр балета Бориса Эйфмана в Санкт-Петербурге и  Киев модерн-балет Раду Поклитару  в Киеве.  Это яркие мастера сцены, «говорящие» экспрессивно-смелым языком современной хореографии - импульсивные в своей южной колористике и неповторимые в постановочном темпераменте. Борис Эйфман и Раду Поклитару – хореографы–новаторы, и Молдова заслуженно гордится их достижениями! Оба сумели оставить неизгладимый след в истории мировой хореографии, осуществив более 40 постановок каждый!
Покинув родные пенаты, они не прерывали связь с Родиной. К 50-летию в 2007 году Национальной оперы Молдовы Борис Эйфман поставил свой знаменитый «Реквием» на музыку В.А. Моцарта на сцене нашего театра. В 2017 Эйфман привез в Кишинёв свой знаменитый балет «Братья Карамазовы».
Сын  известной балетной пары Людмилы Недремской и Виталия Поклитару, Раду Поклитару  в короткий срок сумел поставить  колоссальное количество балетов в самых различных жанрах и городах: Кишиневе, Киеве, Риге, Москве, Перми и др. Начав свой балетный путь как танцовщик Белорусском театре оперы и балета,  в 2001-2002 годах он  приглашен на должность главного балетмейстера в Национальный театр оперы и балета Молдовы.
«Кишиневский период» в творчестве хореографа весьма результативен. Под руководством Поклитару постановки классических балетов преобразились: труппа стала динамичней, легче, работала с большим энтузиазмом. Молдавских танцовщиков  стали чаще приглашать в зарубежные турне. Мария Полюдова, Андрей Литвинов, Егор и Надежда Щепачевы стали победителями международных конкурсов именно в постановках Поклитару.
Благодаря Раду Поклитару молдавская балетная труппа успешно работает в современной пластике и впервые столкнулись с новейшей балетной драматургией. Поклитару совершил настоящий переворот в нашей традиционной стилистике исполнения, за что мы ему весьма признательны.
Раду Витальевич запомнился Молдове  вечерами современной хореографии и  изобретательными миниатюрами, поставленными в Кишиневе: «Безделушка» Б. Мак-Феррина (1999), «Отчалившая Русь» Г.Свиридова (2001), «Чокырлия» (2001), «Плач Христа», «Три румынские песни» (2002). В Молдове он поставил и более крупные композиции: «Болеро» и «Вальс» М.Равеля, «Кармен» Ж. Бизе  и « Quo Vadis». В июне 2005 тоже в Кишиневе состоялась премьера монооперы Геннадия Чобану «Атех или откровения принцессы хазарской» с внедрением хореографии Раду Поклитару и режиссуры Петру Вуткарэу.
Раду Поклитару – частый гость кишинёвских сцен. Его труппа «Киев модерн- балет» не раз выступала на фестивалях Марии Биешу, «Мэрцишор» и  «Бьеннале театра Ионеско» с балетами «Щелкунчик», «Веронский миф. Шексперименты», «Кармен», «Underground»,  «Лебединое озеро», «Жизель», «Дождь», «Палата №6» и др. 
В 2012 в Молдове была издана книга известного музыковеда Елены УЗУН «Раду Поклитару. Свободный танец», ставшая первым автобиографическим исследованием 16 балетных постановок мастера постмодернизма.  В 2018 года Елена продолжила освещение еще 7 премьер хореографа в книге «Перекрестки судьбы».
В 2016 году Раду Витальевичу присудили звание Народного артиста Молдовы.  11 марта 2015 года Раду Поклитару поставил балет «Гамлет» в Большом театре России и в конце прошлого года он поставил «Симфонию в трех движениях» Игоря Стравинского в Мариинском  театре  в сотрудничестве с дирижером Валерием Гергиевым, чем окончательно утвердился в позиции одного из самых известных хореографов мира!