Сказка Мыша и тайна Библиотеки. Глава 1. Мыша

Рина Михеева
Давным-давно, в одном древнем и прекрасном городе, жил-был мышонок. Звали его очень просто — Мыша. И всё у Мыши было хорошо — тёплый и уютный дом, много еды, которую папа Большой Мыш приносил из соседнего кафе, большая и дружная семья, но…
Никто из членов семьи не понимал маленького Мышу, а друзей у него не было. Потому что, как бы Мыша ни любил играть в прятки и догонялки, было кое-что, что нравилось ему намного больше. И как бы он ни был похож на своих многочисленных сереньких и усатеньких родственников, было кое-что, что его от них отличало.

Дело в том, что больше всего на свете маленький мышонок любил читать! И всё бы хорошо, ведь и жил-то он не где-нибудь, а в большой Городской Библиотеке, но все его друзья, знакомые и родня считали, что книги годятся только на то, чтобы их грызть, а Мыша не только не грыз книги, но даже в ужасе закрывал глаза лапками, когда видел, как это делают другие! Или пытался их отговорить, объясняя, что книги существуют совсем не для этого.

Но никто не слушал маленького Мышу… Ровесники смеялись над ним, а старшие укоряли и говорили, что он ещё слишком мал и глуп, чтобы учить их. И только мама Серенькая Мышь не смеялась и не ругала непутёвого, как она думала, сыночка, а лишь украдкой вздыхала, а то и вытирала лапкой глазки-бусинки… Только она одна знала, откуда у её сына такой ужасный недостаток, из-за которого никто не любит и не понимает её доброго и тихого Мышу.

А всё случилось из-за того, что когда Мыша должен был появиться на свет, его папа — Большой Мыш — принёс из Библиотеки такую красивую разноцветную страницу из большой книги, что мама Серенькая Мышь не решилась её сгрызть, а оставила себе и постелила на свою постельку вместо простынки. Вот на ней она и спала, пока не родился Мыша, и родила сыночка тоже на той самой странице!
Что-то с ней было не то… Наверное, на ней было написано какое-то магическое заклинание, — так теперь думала Серенькая Мышь, потому-то Мыша и родился таким — неправильным, не таким, как все.

И ведь читать его никто не учил! Но стоило только выпустить Мышу из виду, как он тут же бежал к книжным полкам или в читальный зал — там ему было удобнее управляться с книгами, и он даже научился включать настольные лампы, — и начинал читать! Какие же чудесные, удивительные, яркие и волшебные тут открывались перед ним миры! Сколько там было невероятного, сказочного и интересного!

Ах, если бы только Мыша мог поделиться всем этим с другими мышами, если бы только они его поняли, выслушали! Мыша верил, что ни одна мышь в мире не смогла бы устоять перед магией книг, ведь это такое удивительное волшебство, которое позволяет прожить сотни или даже тысячи разных жизней, наполненных открытиями и приключениями!
Это волшебство даёт возможность побывать в самых отдалённых уголках мира и даже — в совершенно других мирах! И всё это — буквально не сходя с места. Никто не смог бы обойти все эти места, увидеть и узнать всё то, что написано в книгах, ни один самый неутомимый путешественник и искатель приключений.

Но другие мыши не хотели ничего знать об этом… И Мыше оставалось лишь огорчаться, когда очередная книга исчезала под натиском мышиных зубов…
Сам Мыша теперь, как раньше его папа, бегал обедать в кафе, примыкавшее вплотную к Библиотеке. Бесчисленные подземные ходы и норы вели далеко и, по слухам, по ним можно было обойти весь город, а там и добраться до полей и лесов, где когда-то жили предки библиотечных мышей.

Правда, в кафе было не безопасно… Там жила кошка! До сих пор библиотечным мышам удавалось избегать её острых когтей и зубов, ведь кошка не могла пролезть ни в их норки, ни в узкие щёлочки, не помещалась она и под шкафчиками. И всё же вылазки в кафе были делом рискованным, поэтому большинство обитателей библиотеки предпочитали обходиться менее вкусными и питательными, но куда более доступными книжными переплётами и пергаментными страницами.

Когда Мыша стал достаточно большим, чтобы самостоятельно добывать пищу, кошка как раз ужасно располнела, стала ленивой и неповоротливой, так что юный мышонок почти не подвергался опасности. Потом… кошка внезапно похудела, но всё равно почти не покидала своё уютное лукошко. Теперь вокруг неё копошились её маленькие копии. У кошки родились детки, — понял Мыша.

В нём не было страха перед кошками, хотя умом он и понимал, что они очень опасны для его племени. И иной раз у Мыши даже появлялось желание поиграть с котятами… Но он, разумеется, не решался приблизиться к корзинке, где так весело возились пушистые полосатики.
Потом Мыша видел, как они, неуклюже шатаясь и путаясь в собственных лапках, бродили вокруг. И даже папа Большой Мыш усмехался в усы, глядя на них. Таких кошек бояться было невозможно! Они выглядели забавными и совсем не опасными.

Прошло ещё какое-то время и — случилось страшное! Библиотекари — люди, которые зачем-то каждый день приходили в Библиотеку и иногда перекладывали книги с места на место, — решили, что им нужно завести кота! И один из подросших котят перекочевал из кафе в Библиотеку. Местные мыши, привыкшие к безопасности, были в ужасе.
И вот тогда старый мыш Длинноус пустил слух, что это бедствие обрушилось на них из-за Мыши!

— Это всё потому, что этот непослушный мышонок не следует правилам! Он нарушает наши традиции, освящённые веками! Он подрывает устои нравственности! Мыши не должны читать книги! Они должны их грызть! Таков закон. И всякий, нарушивший его, навлекает беду на себя, свою семью и своих соседей! — вещал Длинноус подавленным страхом соплеменникам.

— Мышиный Бог покарал нас! Он послал ужасное чудовище, которое должно вразумить непокорных! Одумайтесь, мыши! Если вы не хотите, чтобы гнев Высших Сил обрушился на вас и ваши семьи, вы обязаны положить конец преступлениям Мыши! Я знаю, что нам надо делать! Мы принесём преступника в жертву! Отдадим его чудовищу, и тогда кара минует нас!

Надо отдать должное библиотечным мышам — далеко не все из них согласились с Длинноусом, хотя страх, вызванный появлением кота, этот облезлый неуч усилил, наверное, раз в десять, постоянно нашёптывая или выкрикивая что-то о страшном гневе Мышиного Бога.

Нашлось немало разумных мышей, которые говорили, что кошки были всегда и всегда будут! И мыши, которые не умеют читать, гибнут в кошачьих когтях куда чаще мышей, отягощённых образованием! И если отдать Мышу коту, то вряд ли можно ожидать, что кот после этого исчезнет как не бывало! Не говоря уж о том, что жаль и Мышу, и его родителей.

Разве что кот Мышей отравится… Но это тоже сомнительно. Если бы книжная премудрость была настолько ядовита, то сам Мыша давно бы умер, а он — вполне жив и даже довольно-таки упитан — ведь пища из кафе куда питательнее книжных страниц, которыми всегда питался трус Длинноус, — потому-то он такой облезлый и злой!

Однако некоторые мыши всё же хотели попробовать "рецепт Длинноуса", втайне надеясь, что это каким-то загадочным образом поможет избавиться от кота. Разумеется, все эти разговоры и обсуждения буквально до слёз расстраивали Серенькую Мышь и Большого Мыша и глубоко удручали Мышу.
Он даже уже и сам начал верить в то, что навлёк беду на своё племя.
И вот, однажды ночью, когда измученные переживаниями родители крепко заснули, Мыша тайком выбрался из домика-норки и решительно отправился навстречу своей судьбе. Он решил встретиться с котом, и если ему суждено погибнуть — так тому и быть! Вдруг это и вправду отведёт беду от Библиотечных мышей…

Продолжение: http://www.proza.ru/2016/11/13/1436