Состав числа

Валентина Телухова
- Позанимайтесь с внучкой, пожалуйста, она никак не может усвоить состав числа в десятке. Нам задание дали - на первых школьных каникулах выучить состав числа. Я с ней занимаюсь, но у нас плохо получается. Она учит, но забывает опять.

- Без проблем. В любое время.

В этот же день после обеда невестка привела мою голубоглазую внучку ко мне на занятия.

Она пришла с каким-то покорным видом. Сняла теплую куртку, переобулась в домашние тапочки, которые специально для неё были приобретены и хранились в прихожей в ящике для обуви. Она и в кресло села с обреченным видом.

- Вот. Ничего не запоминается.

- Прорвемся! Ничего! Будем стараться, и все получится. Зря ты разделась. Давай, одевайся быстро. Мы на улицу пойдем.

- Зачем?

- Десять камешков наберем. Будем играть.

- Играть? - она удивилась, - мама ругаться будет. Она меня учить состав чисел к тебе отправила.

- А мы будем играть и учить состав чисел.

Внучка оживилась.

Мы вышли во двор вместе и собрали в маленькую детскую сумочку ровно десять небольших красивых камней.

Вернулись домой, тщательно помыли камни, вытерли их мягкой салфеткой.

Я взяла небольшой розовый пластиковый тазик с высокими бортами.

Мы уселись с Дашей рядом на диване, но это было неудобно. Тогда мы заняли места в кресле друг против друга.

- Слушай меня внимательно. Вот число один. Из самого себя и состоит. А число два из двух единиц. Теперь бери в руки число три. Вот три прекрасных камешка. Мы их посчитали. Их - ровно три. А как можно их разъединить?

- По одному.

- Кидай в чашку. По одному. А теперь подумай, а как можно составить еще число три?

- Два и один.

- Умница! Так и бросим в чашку вначале один камешек, а потом два вместе.

И так в игре мы познали состав всех чисел до десяти.

Потом моя внучка стала мне объяснять состав чисел. И меня заставляла бросать камешки. И бросала я с удовольствием и даже пыталась схитрить, и один камешек спрятала рядом с собой. Но моя молодая учительница в обмане меня уличила. И обещала моих родителей в школу вызвать, если я так еще поступлю.

Мы справились неплохо. Мышление у детей предметное. И теперь моя маленькая ученица не просто абстрактные числа воспринимала, а вот именно числовое значение. Количественную характеристику предметов окружающего мира.

Час, отведенный нам на занятия, пролетел очень быстро.

Из леса прилетела синичка и села на подоконник.

- Бабушка, она тоже состав числа захотела выучить.

- Нет. Она по другой причине заглядывает в окно. Видишь, снег идет, пурга метет. Она знает, что в такую погоду я всегда насыпаю корм в кормушку для них. Посиди одна немного, я сейчас им пшена насыплю в кормушку. Пусть поедят.

- А можно с тобой?

- Конечно.

Кормушка висела на старой груше. Она была сделана очень добротно. Крыша над ней защищала корм от снега надежно. Синички стайкой целой уселись на ветки. Потом одна, самая храбрая, отведала угощения. За ней последовали другие.

Мы с Дашей вернулись в дом. В его тепло, которым так щедро делилась жарко натопленная печь.

Я решила, как опытный учитель, закрепить все выученное на других примерах. На широком подоконнике стояли большие вазы с комнатными цветами.

- Сколько горшков с цветами на подоконнике? - спросила я свою внучку.

- Четыре!

- А как я их составляла на подоконник, когда заносила осенью в дом?

- По одному.

- А по два могла?

- Могла. Два и два будет четыре.

- А могла составить три горшка и еще один?

- Нет, не могла.

- Почему?!

- Надорвалась бы. Как бы ты удержала три горшка цветочных сразу же? Уронила бы. Да и с улицы ты сразу три горшка бы ни за что не принесла!

Мне хотелось засмеяться самым громким смехом, на какой я еще способна. Но я сдержалась.

- А если бы горшки были маленькие совсем. Тогда могла бы?

- Пожалуй, могла бы.

- И что из этого следует?

- Один горшок и три тоже будет четыре.

На следующий день мы учили состав числа с помощью шахматных фигур разного цвета. Крупные предметы нас пока не интересовали. Мы боялись надорваться.