Рассуждения о пресловутой зоне комфорта

Ирина Кураж
Записки практикующего психолога

Увидела вот эту картинку в ленте и поняла, что пора высказать свои мысли, которые имеют лишь общее рассуждение на тему. Пишу прилично, хотя слова просятся совсем не литературные!

Когда я вижу призывы:
«Всем надо стремиться к успеху и покорению нереальных вершин»;
«Делай… Беги… Двигайся… Учись…» и пр., - сразу же вспоминаю лозунги и мотивационные плакаты времен СССР, - великого периода формирования конформного общества.

«Будь как все! Не высовывайся!», - говорили в то время, «Всем выйти из «зоны комфорта»», «Всем быть здоровыми… совершенными…», «Всем избавиться от комплексов… обид… проекций… Всех простить, очиститься, починить карму….и пр.», «Всем сексуально раскрепоститься и перенести фильмы для взрослых в собственную спальню!», « Женщинам – худеть, мужчинам качаться» - ОБЯЗАТЕЛЬНО!

Никто не спрашивает, хочешь или нет? С авторитарной настойчивостью огромному населению вдалбливают в голову, что если не соответствуешь этим требованиям – будешь не успешен, а значит, лучшие тебя отвергнут! Механизм формирования конформного общества в действии, только слова, степень воздействия и требования другие, да и возможности тоже.
А сам-то человек со своими личными желаниями «для себя», где? Где его индивидуальность, уникальность и неповторимость? Где состояние: «Я кайфую от того, что у меня есть, какой я есть клевый и ничего не хочу менять»?

- Если бы ты знала, Ириш, как я ненавижу эти групповые занятия в тренажерном зале! – жалуется моя приятельница. – Спорт – это не мое. Мне плохо. Накануне среды и пятницы (групповые обязательные походы) у меня ужасное настроение, срываюсь на своих. И не пойти не могу, это обязательно иначе уволит, а с работой, сама знаешь, как сейчас.
Ничего личного, просто бартерный эксперимент руководителя с собственником тренажерного зала по выводу сотрудников из «зоны комфорта». Результат, как говорится, на лице.

Еще один пример из практики моей коллеги. Ее знакомая пара обратилась к великому гению психотЭрапии и сексологии с тем, что у них охлаждение в сексуальных отношениях. «Гений» вынес вердикт – разнообразить, выйти из «зоны комфорта» в спальне. Анальный секс и свингерство – прекрасный способ новизны ощущений. Согласна, если женщина к этому готова. Она не была готова, но слушалась тех, кто знал больше, и доверяла мужу. Фраза «Супер спеца»: «Не будьте старомодны! Весь мир уже…. Бла-бла-бла…», - окончательно укрепила ее в том, что это правильно и надо быть более современной.

Итог: она наглоталась таблеток сразу, по приезду домой. Муж был занят собственными переживаниями, - он больше не мог жить со шлюхой, которую тр…л другой мужик у него на глазах (то, что он делал тоже самое с другой женщиной – не в счет!). Прекрасный результат выхода из «зоны комфорта». Думаю, «Гений» может записать себе огромный «плюс».

Так что же за термин-то такой, «зона комфорта», откуда появился, и чего это все на него так «подсели»?

Конечно, все знают о том, что термин этот появился в 1995 году после выхода книги Джудит М. Бардвик «Опасность в зоне комфорта». Вот только речь в ней шла том, что зона комфорта для подчиненных – отражается на прибыли предприятия, поэтому сотрудников необходимо все время держать в тонусе. Я бы добавила, что «зона комфорта» для собственника бизнеса – губительна для его бизнеса в целом.

Как пример, знакомая на днях сообщила мне, что из ее парикмахерской в один день ушли все лучшие мастера и администраторы и «даже уборщицу прихватили с собой», а за ними ушли все клиенты. А салон-то, очень раскрученный, и клиентов было много. Ужасная ситуация? Нет!

Сотрудникам надоело сидеть в «зоне комфорта» руководителя (а вернее, его бездействии и инертности), и они решили массово из нее выйти.
Так оказывается, речь идет о бизнесе и управлении? О том, что если я из 8 часов продуктивно работаю только 2- 3, но при этом получаю ЗП в полном объеме, и меня все устраивает, лишь бы деньги на карточку во время приходили, - это и есть та «зона комфорта», из которой надо меня вытаскивать и создавать условия, которые меня очень даже взбодрят. ДА! Согласна! Когда речь идет о РАБОТЕ!

А жизнь вне работы здесь при чем? Почему жить комфортно и получать удовольствие от жизни не правильно и требует обязательного разрушения?

Ощущение такое, что строки из известных стихов: «….Все до основания разрушить, а затем.... Кто был ничем, тот станет всем…», - взяты за основу «супер спецами» и любителям – знатоками психологии для самоутверждения и собственного процветания. Или это эксперимент по массовому зомбированию и возвращению к состоянию: «Будь как все!»?