Меланхолия Кати Созоновой. Пролог и Часть 1. 1

Пётр Арка
ПРОЛОГ

Описание череды событий из жизни каждого совершенно обычного современного школьника (звучит, как будто все школьники нынче клонированные, ну да ладно...), почти уже забывшего о своих первых, полувыпускных, экзаменах и идущего по накатанной дорожке — куда б вы думали? — прямо в десятый класс, просто рвется на страницы приключенческого романа... Ага... Так не бывает. Ведь это — то, что когда-нибудь происходит чуть ли не с каждым вторым, живущим в данной стране или вообще в данном мире мало-мальски цивилизованным человеком. По определениям «простой» и «обычный» уже можно сказать почти все о подобном романе. Наверное, всю свою относительно недавно начатую жизнь, сколько помню себя мыслящим существом, я думал бы, что вряд ли найдется много людей способных увлечься чтением прозаической истории обычного школьника в относительно тихом среднем современном городе, неспособном, пожалуй, похвастать ни своим настоящим, ни даже сколь-нибудь глубокой историей и связанными с ней достопримечательностями. Да и самих детей и подростков, потенциальных героев подобных историй, как мы знаем, в такой жизни постоянно что-то не устраивает. Может, и закончим на этом?..

Ладно, раз уж начали и пока не уснули...

Собственно, с указанным выше обстоятельством и следовало бы связать большинство наметившихся и уже реализованных для меня изменений в жизни вообще. В данный момент, если и можно формально сравнить этот этап с переходом в средние классы после начальной школы — ввод новых учеников, новые порядки и учителя... — все же и мы совсем другие, и развивающиеся в будущее события уже сулят серьёзное нарастание градуса значимости и новизны происходящего с нами. И это никак нельзя связать, например, только с изменившимся в новой точке маршрута видом горизонта будущего и общим качеством социальной среды. Никакой более или менее четко прописанной кем-то далее линии судьбы на этом этапе для нас уже нет...

И вот сейчас я — практически старшеклассник, недавно чуть было не вышедший в «свободное плавание на полных парусах», во взрослую жизнь... (или как там напутствуют нас на последних звонках?) И это действительно могло произойти. Но я недолго думал... точнее, вообще не думал. Можно сказать, что первое в своей жизни важное распутье я благополучно проморгал, и течение жизни естественным образом, не встретив сопротивления, просто протолкнуло меня в десятый класс школы. Но все же нельзя сказать, что этот момент прошел для меня незамеченным. Неминуемое наступление поры судьбоносных решений, цена которых обещает быть ощутимой и в моральном, и в материальном эквиваленте, становится все более очевидным, усиливая некогда вялотекущие в моем сознании тектонические процессы, приводящие к смешению и перестановке приоритетов. Некоторым из них, подобно продавленным тектоническим плитам, суждено пойти на переплавку и навсегда погрузится бесформенной массой в ядро моей личности.

Понятно, что я, наверное, как и все нормальные люди, в такой период, все чаще начал забывать о всякой тяге к приключениям, решению грандиозных загадок человечества и мира в целом. А когда-то мы не упускали любого повода дать размяться организму, уму или воображению и получить от виртуального смысла уже невиртуальные эмоции. Развитие критичного мышления неизбежно выталкивает из поля зрения все лишнее: наигранное, мелкое, бесперспективное... И началось это, кстати, довольно давно. Например, несмотря на некоторое увлечение величием и тайнами космоса, проникшись мощью настоящих знаний физики и астрономии, я быстро осознал, что фантастика в этой тематике — по большей части — может только забить мою голову лишним мусором. И само собой разумеется, если меня рано разочаровала даже строгая научная фантастика, то и всякие популярные «битвы галактических империй» часто проходили мимо моего внимания, наверное, уже на протяжении значительной части жизни. И времена приключений, вроде поисков баз инопланетян в лесу, охоты на вампиров у кладбища и оборотней на строительных пустырях, как будто навсегда остались в прошлом. Разумеется, в это все и раньше мало кто собирался верить, но это как хвост, в котором щенок находит повод размяться и сбросить излишки не получившей выхода в полезном деле энергии, или инстинкт, призванный привить молодому организму высшего животного хоть какие-то полезные навыки. Да, так, наверное, правильнее...

Не настолько я глуп, чтобы не понимать, что застаивание в мыслях и делах ни к чему хорошему не приведет, и мне действительно уже хочется и нужно успеть на поезд настоящей жизни. Опоздать на него я не имею никого морального права: уже накопил достаточно долгов, прежде всего, перед самим собой... С другой стороны, пора выходить на оперативный простор, культивировать какие-то здоровые амбиции. Пусть даже обывательски простые, с чем когда-то было трудно смириться в размышлениях о возможном для себя будущем. Но еще непонятно, в чем это все состоит: как-то я мало прорабатывал этот вопрос раньше. А теперь «клюв петуха» приближается к известному месту, и я уже чувствую горячее дыхание из его ноздрей... Будет ли еще на это время?..

То есть искать приключений я, вроде бы, теперь сознательно не собираюсь, но, если честно, не отказался бы, наверное, и сейчас, найди они меня сами. Ради чего? Да, разумеется, все ради того же — чтобы хотя бы на миг почувствовать себя значимым элементом общества или даже всего мироздания. Но только все же желательно, чтобы это было не смертельно — так, с умеренной долей ответственности. А то во многом, признаюсь, я бы сейчас и сам на себя не положился. Так что, может быть, действительно лучше было бы пока ограничиться положением зрителя в первых рядах или скромной ролью «оруженосца короля», например...

Все-таки лето и отдых изрядно заряжают оптимизмом. Хотя, если честно, надежда на то, что ближайшее будущее окажется достаточно увлекательным, как будто уже захлебывается в возбужденных занудным шевелением пробуждающегося рассудка волнах...

ЧАСТЬ 1

Итак, не имея мотивации выдумывать оригинальные ходы, я остался в своей родной школе зарабатывать аттестат о полном среднем образовании. Впрочем, для моего бывшего класса этот «шаг» оказался вполне оригинальным. Большинство моих одноклассников после девятого класса разлетелись в разные стороны: кто так же пошел на полное среднее и, серьёзно готовясь в институт, в основном перевелся в лицей, кто окончательно со школой распрощался. Так вышло, что никаких ярко выраженных или развитых талантов, чтобы пытаться заглядывать за горизонт с конкретными целями, у меня не было, и обычная школа в двух шагах от дома для таких, как я, — в самый раз, не так ли?

Торжественная школьная линейка — давно уже для меня совершенно бессмысленный ритуал, способный лишь зазря отнять у меня полчаса ленной неги в постели. Отстаивать эту инициацию от начала до конца — ни желания, ни мотивации. Всеми своими натренированными «тупилинами» головного мозга на этот раз я четко понимаю, что после нее, практически определенно, ничего интересного меня не ждет — возможно, даже меньше, чем после предыдущей. Да к тому же, скорее всего, придется заново обживаться, налаживать новые контакты, сколачивать с нуля компанию ради комфортного отбывания этого двухлетнего срока. (Кажется, меня там сейчас даже никто не ждет.) Хотя раньше первые, самые вольные и свежие, дни осени проходили иногда с некой надеждой, что в новом учебном году все (или хоть что-то) может быть увлекательней, интересней. Все равно, скоро в отвлекающей от «настоящих» дел гонке по программе все эти надежды быстро забились бы въедливой пылью... И сейчас вид этих стен словно предостерегает о наступлении суровой ученической работы (не хочу больше обманываться), а первоклашкам хочется только посочувствовать: им еще глотать тут пыль целых десять лет, а мне уже осталось всего-то два года.

Пройти несколько шагов до двора своей школы — все равно что сходить до ближайшей булочной — организм даже не заметит, особенно после летних каникул. И мне довелось наблюдать за хвостом цветочно-бантовой процессии новой порции жертв, втекавшей в разверстую пасть пожирающего детство дракона — гостеприимные двери школы. Что им там перед этим наобещали в напутственных речах на этот раз, — я практически не слышал. Немного позавидовав все же чьему-то праздничному настроению, за первым звонком я пошел с напоминавшего сейчас гигантскую цветочную клумбу двора искать свой класс, еще не представляя, с кем мне предстоит провести остаток школьной поры. Впрочем, голова моя не особенно забита подобными размышлениями. Хочется разве что воспользоваться моментом и полюбоваться множеством исключительно нарядных девчонок: нечасто нас балуют такими поводами. Да и денек погожий — можно будет и после еще прогуляться по городу. Первая смена...

Рассаживались мы в классной комнате без лишних церемоний, практически как бог на душу положит: многие из нас друг друга не знали вообще, а оглядеться еще время будет. Кстати, только сейчас обнаружил, что даже наша классная руководительница — очевидно уже опытная, но еще обладающая свежим взглядом, что сразу к ней располагало, (повезло, по-моему) — была мне еще незнакома. Она нас бодро поприветствовала с обычным, но всегда непонятным и удивительным для меня учительским оптимизмом. Может быть, их так дрессировали. А возможно, она была действительно довольна доставшимся ей классом...

— Доброе утро. Поздравляю всех с началом нового учебного года. К тому же, вы у нас теперь еще и старшеклассники... Какие нарядные! Очень приятно всех видеть... Кто не знает, я — Якубова Елена Андреевна, учитель алгебры и геометрии, а также теперь ваш классный руководитель... Замечу, у нас здесь смешались не только наши бывшие девятые классы, но и, в некотором смысле, школы... Предлагаю вам представиться друг другу и, по желанию, рассказать немного о себе... Давайте — отсюда, по порядку. Согласны?..

Что ж, все согласны, а мне... От входа, по указке классной, началась довольно длительная и монотонная процедура представлений в вольной форме, хотя особых выкрутасов от каких-нибудь доморощенных витий вряд ли стоило ожидать: народ у нас, похоже, подобрался достаточно серьёзный и, выдерживая заданный первыми выступавшими тон, ограничивался озвучиванием ключевых для данных обстоятельств граф биографии школьника, ровным счетом ничего о его личности не говорящих. Эстафета передавалась, учительница делала какие-то отметки в журнале. А я тем временем наполнялся чувством нарастающего напряжения, когда волна голосов в средней колонке, подобно заходящему на новый виток вокруг жертвы удаву, начала приближаться со спины ко мне. Но в целом события развивались вполне ожидаемо, пока...

— Созонова Екатерина! Бывший 9 А [южной] средней школы!..

Этот голос несколько отвлек меня от подготовки своего доклада, так что свой затылок я настроил на прием и, наверное, никогда не забуду того, что услышал тогда...

— ...Хочу предупредить, что я предпочитаю не тратить время на обычных людей! Так что, если вы наоборот — необычные: представители и знатоки иных миров или хотя бы заблудившиеся во времени странники, — можете ко мне обращаться! Нам, с вами, есть о чем поговорить и нужно многое успеть!.. Всё!

Кажется, тут на несколько мгновений весь класс зашуршал мозгами, пытаясь переварить это сообщение. Она, похоже, взяла кубышку смешков и округленных, как пятаки, взглядов. Так своеобразно ей удалось оживить атмосферу в классе. Даже я скрячился назад — и увидел скла;дную и величавую девчонку, которая кратко огляделась поверх голов во вдруг устоявшейся тишине, скрестила руки и, зыркнув напоследок на меня и моего соседа, присела на стул. Держится, как будто так и надо.

Правильное и выразительное лицо, большие белые банты в волосах и школьная форма безвозвратно ушедшей эпохи — прямо пионерка со старого советского плаката! Я постарался особо не заглядываться... Вот выпендрилась, так выпендрилась! Заранее не подумаешь. Не из наших...

Произнося свою речь, она отрывалась по полной, как будто посылала сигнал в глубокий космос и другого шанса донести ему свой запрос у нее не будет. Домашняя заготовка начинающей актёрки? Думаю, это сразу отсекло нескольких потенциальных претендентов для налаживания приятельских контактов. «Смотрите все на меня, но не подходите!» Согласитесь — странно... Сомнительное начало в новом коллективе. Хотя... не этого ли она добивалась?

— Это типа... Может, вампиры и эльфы сгодятся? Могу познакомить с парочкой, — какой-то шут отхватил еще горстку смешков, но до адресата как будто не достучался.

Больше последовать ее примеру никто не пытался. Так что, пожалуй, кроме этого, ничего о том дне и не вспомнишь...

***

Уклад обычной школьной жизни фактически вступил в полную силу со следующего дня. Новые одноклассники знакомились, сбивались в ячейки. Я понял, что наш класс состоит в основном из подобных кирпичам парнячьих и девчачьих двоек и троек — существенно раздробленней, чем мой старый класс. Некоторые — видимо, самые инициативные и ответственные — девчонки как будто пытались отладить эту структуру в целом. Словом, начался некий процесс самонастройки нового смешанного коллектива. Для меня же повода для налаживания здесь новых контактов пока не нашлось. Вдруг я осознал, что никаких общих дел ни с кем из них у меня сейчас нет, учиться и разбираться с учебными косяками привык сам, да и брать пример раньше как-то особо было не с кого... Разве остается праздно наблюдать краем глаза жизнь этого конгламерата разнородных атомов и молекул (как они видятся мне сейчас) и ожидать проявления чего-нибудь стоящего внимания.

Но даже блеснувшее в первый день чудо теперь совершенно ничем не выделяется. Если не считать ее достопримечательностью саму эту агрессивную — что ли? — отстраненность. Чаще она пропадает на переменах вовсе, а иногда сидит в классе — обычно уже перед самым уроком — с видом такой всеотталкивающей самодостаточности — ну просто «белая дыра». Все наблюдаемые мной попытки одноклассниц завести беседу и найти с ней общие точки соприкосновения срывались практически на первых секундах. Да и у меня нет идей, как нужно было бы проводить разведку перед штурмом этой крепости, чтобы не откатиться так сразу, несолоно хлебавши. И, если бы мне не приходилось видеть ее каждый раз, проходя на свое место, то давно б уже, наверное, забыл о ее существовании.

Действительно, мне до сих пор не приходилось видеть, чтобы она втягивалась с кем-то в беседы на праздные темы. Всем своим естеством она как будто излучала флюиды сдержанной дерзости и нетерпения, без какой-либо видимой наигранности и позёрства. Однако ее отношение к окружающим создавало впечатление некоторой инертности, дополняемой время от времени в ее задумчивости оттенком сожаления, томления и даже мольбы, может быть... А вид такой яркой девчонки, как Созонова, в этом состоянии вызывает неподдельную жалость... да и любопытство, — что греха таить. Одна из зацикленных на учебе и грандиозных жизненных планах?.. Тогда на что списать то, что было в первый день?.. А если она — какая-то «потеряшка», стечением обстоятельств оказавшаяся не на своем месте?.. В общем, надо признать, я безотчетно подумывал над тем, как бы разгадать эту девушку-загадку. В конце концов, накопившийся заряд был готов выдать электрическую дугу.

И вот, сидя поперек стула и кося краем глаза в ее сторону, практически к затылку, как бы невзначай я заговорил:

— Эй.

— Ъ? Ты мне?

— Ты что тогда имела в виду?

— Ты о чем?

— Об этих мирах, странниках и... Что там еще?..

— А ты сам — кто?

— В смысле?..

— Экстрасенс?

— Нет.

— Может, путешественник во времени?

Не-а.

— Инопланетянин? — совсем устало выдохнула она.

...

— Что тогда?

У-ух...

— ...Не знаю.

— Ну... тогда — отстань!

Уф... Прямо как пощечина. После такой суровой отсечки продолжать было невозможно. От этого колючего безразличия даже холодок по спине пробежал, если честно. Так что мне пришлось уткнуться в книгу и попытаться поизучать буквы, чтобы переключиться. Даже как-то стыдно за свою попытку. Обиженная, что ли?.. В общем, психоаналитик из меня явно никакой. И, несмотря на подступающее чувство протеста, пожалуй, больше экспериментировать не буду...