Перепутье. Гл. 21. Кустич

Валентина Карпова
          - Ну, что скажешь? - повернулась Даринка к Алексею, молча наблюдавшему со стороны за её общением со странной во многом личностью.

          - Как тебе сказать? - задумчиво произнёс тот – Даже не знаю теперь хорошо оно или плохо, но, кажется, подействовало…

          - О чём ты?

          - Да вот о том, что как мне кажется, вон под тем кустом бузины очень весело кому-то, кроме меня, было наблюдать за вами…

         - Кому это? – повернула голову в указанном направлении ведунья – Кто там есть? А ну-ка, покажись на свет белый!

          Молчание.

          - Тебе не померещилось?

          - Если бы… Я хотел сразу предупредить, но уж больно вы увлеклись… Не стал перебивать на полуслове!

          - А как оно выглядело? Что именно ты видел?

          - Вроде маленького кустика, что ли, но живого, подвижного и очень смешливого… Мрак, одним словом, жесть…

          - Подействовало, значит, моё заклинание! Ура!!!

          - Ура-то оно, конечно, ура, но не шпион ли там какой прятался, не казачок ли засланный в наши с тобой тылы?

          - А вот сейчас мы это и выясним! – усмехнулась его набору сравнений Дарина, и, повернувшись к указанному кусту бузины, добавила – Кому я говорю? Выходи, пока не поздно – тебе же хуже будет! Считаю до трёх и пеняй на себя. Отсчёт пошёл: раз, два, три… Ну, как знаешь! - и быстро швырнула туда крошечную змейку-молнию.

          - Ой! – послышался болезненный вскрик – Ты, наче, ошалела, ведунка! Спалить, што ль, собралась заживо? За што только не понять… Лежу себе, никово не трогаю…

          - Ты кто такой будешь?

          - Кустич я, Кустич… Тебе-то энто должно быть ведомо…

          - Кустич?! – сделала вид, что поняла Дарина – И что ты там делаешь?

          - Живу я здеся…

          - Живёшь, говоришь? Понятно… А выйти к нам, познакомиться не хочешь?

          - Не… Не хочу! Зачем оно мне? Ты шла да прошла, а мне оставаться… Одначе повеселила и за то спасибо, и то ладно!

          - Повеселила? Чем? Не хочешь говорить? Ну, смотри, как знаешь! А только в этом случае мне придётся сейчас же спалить твой куст вместе с тобою, вот какое дело… Как говорится, ничего личного, но бизнес есть бизнес! - бросила она на Алексея предупреждающий взгляд: молчи, поскольку заметила, что он готов был вмешаться.

          - Спалить? Меня? За што? Тебя, как дурочку, Шёл-Нашёл-Потерял вокруг пня обвёл, а палить меня?

          - Кто меня вокруг пенька-то обвёл?

          - Да леший наш, Ерофеич! Прибаутка у его такая – чуть ли не через слово вставляет… А мы промеж себя так его и зовём…

          - А в чём же он меня обманул, позволь тебя спросить?

          - А не будешь мой куст палить?

          - Если скажешь правду, не буду, только вот я уже сомневаюсь, можно ли здесь хоть кому-нибудь верить-то?

          - А ты не сомневайся, ты послухай лучче!

          - Ладно, говори!

          - Только я отсюдова выползать не стану… И так расслышите…

          - Говори!

          - Начну с тово, што энто был сам Ерофеич, здешний леший. Брат-то у нево и взаправду имеется. Только разругались они давным-давно, не знаются… В гости друг к дружке не ходют…

          - Что не поделили?

          - А вот энтот лес и не поделили! Картёжники они оба… вот наш-то и проиграл… Тот требует, а энтот не отдаёт. Запугал того до ужасти, да и здеся всех поразогнал. А таперь, похожа, спохватился, а никого и не осталось, жена и та сбегла… Дом настыл. Щи не варены… Мало хто остался тута…

          - А чем же он их таким запугал-то?

          - А вот изволишь видеть, свёл он как-то дружбу с местным колдуном.

          - С Ермолаем?

          - Ну, да! Ты ж с им знакома! И мы видали, как ты ево шуганула…

          - Даже так?

          - А то… Я-то, правду сказать, не видал, но мне Листвич всё в подробностях обсказал… Подпалила ты там изрядное число ево подопечных-то, но он не в претензиях, не, мы радовались…

          - Оставим это… Ты лучше скажи мне, почему же все разбежались, а ты вот остался? - подозрительно прищурилась ведунья.

          - А сама погляди: хата моя с краю, я никому не мешаю… Усе пробегають мимо… Бузиной моей никто не антиресуется, а мне от тово только спокойнее живётся…

          - Хитрован ты Кустич, как я погляжу!

          - Што есть, то есть… Одначе жить захочешь и не на то пойдёшь… Я вот тожа поинтересоваться хочу… Ответишь?

          - Спрашивай!

          - Чё вы сюды прётесь-то? Чё вам дома не сидится? Али так уж жизнь плоха, али вам там тесно?

          - Складно толкуешь, Кустич, складно… Но опять не пойму: друг ты мне или враг?

          - А ни то, ни другое… Моё дело – сторона… Ты захочешь лечь – ночуй, но и другого кого гнать не стану – откуль на всех сил-то набраться? А жить всем охота…

          - Спасибо и на этом! А только знай: если я в чём-то усомнюсь – враз очищу лес от твоего сословия, веришь?

          - А то… Сильна ты… вестимо. А потому, пока не уйдёшь, лесу спокоя не будет…

          - А то вы все сегодня спокойно спите… Где люди-то? Деревни пустуют, да и зверья что-то не видать. Птицы и те не поют…

          - А посля тебя, што, прямо табунами сюды побегут?

          - Поживём – увидим. Ладно, Кустич, я тебя поняла! Надеюсь, что и ты меня тоже… Передай всем, кого это может касаться – первой не бью. Но пощады никому не будет, кто попробует мне, нам (оглянулась на Алексея) хоть в чём-то помешать…

          - Удачи!

          - Спасибо! Слушай, вот ещё что, ответь если знаешь, страх этот, про который Ерофеич мне толковал, в каком виде появляется? 

          - Честно? Как навроде туман… Облачко малое… Но соки в ветках мёрзнут… останавливают бег…

          - Даже так?

          - Да… Тут леший не врал…

          - Ладно, пойдём мы, а то как бы не пришлось к тебе на ночлег проситься!


                ***

          - Даш! Вот оно тебе нужно было с этим, даже не знаю, как его обозвать, разговаривать?

          - А ты знаешь, да! Он сам того не ведая, сообщил мне много из того, о чём бы я даже не догадалась спросить! Но об этом мы с тобой поговорим в избушке, и то только после того, как я накину на неё защиту от…

          - От кого? От куста, от травы… Маразм!

          - Маразм?! Ты же сам всё видел, слышал – он же так же реален, как и мы с тобой! Точно так же реален и ихний «шёл, нашёл, потерял»… Я понимаю, что тебе трудно как-то вдруг поверить даже глазам своим, но придётся…

          - А доверять ли мне, например, тому, что именно сейчас выглянуло из твоего рюкзачка? Эй, ты кто такой и когда забрался в сумку-то, зачем?

          - О! – догадалась Дарина – Это существо имеет право путешествовать таким образом! Позволь тебя познакомить с моим личным домовым!

          - С кем?! С домовым?! Личным? - хмыкнул Алексей и поймал себя на мысли, что уже не так уж и удивляется…

          - Да! Его ко мне прикрепили, вернее, ему поручили за мной приглядывать, когда я ещё совсем крохой была… Вот с той поры мы с ним и неразлучны. Егорушка, прошу любить и жаловать! Егор, что молчишь?

          - А што я должон отвечать? Покамест он тебе не вредит, с моей стороны к нему претензиев не будет…

          - Вот оно как! – протянул удивлённый Лёшка.

          - Я предупредил!

          - Не больно ты любезен, как я погляжу!

          - Эй, вы, оба! Не ссорьтесь, пожалуйста! Тем более, что и причин к тому не имеется вовсе! Лёш! А ты, по ходу, и не очень-то рад, что глазки-то открылись? Не того ожидал?

          - Знаешь, я и сам ещё не пойму… Словно в другой мир попал...

          - Бойтесь загадывать желания – они имеют свойство исполняться! В утешение могу сказать только одно: вскоре ты научишься правильно реагировать на подобные встречи и встречи… Научишься не обращать внимание на одних, и уворачиваться от столкновений с другими.

          - Даш… Я просто растерян, понимаешь? Словно оказался на совершенно другой, незнакомой планете, населённой кем-то таким, к кому я совсем не знаю как относиться…

          - Разберёмся! Я же рядом! Не заставляй меня чувствовать себя виноватой, поскольку, как я уже говорила, обратного хода нет…

          - Виноватой? Вот ещё! Ни в чём ты не виновата! Я сам хотел видеть то, что видишь ты, сам! И даже хорошо, что в моём распоряжении нет твоей системы залпового огня – я бы с дуру спалил бы уже тут всё!

          - Какой-какой системы?

          - Ну, эти твои змейки с пальчиков…

          - Ох, Лёшка! С тобой не соскучишься! Юморист, чес. слово! - расхохоталась Даша – Наступит такой момент, они заведутся и у тебя!

          - Серьёзно?! Так это, что, не врождённое?

          - У меня врождённое, но этому можно и обучиться! Конечно, не вдруг, но и тем не менее – возможно! Лёш! Я же с рождения находилась в этой «школе», понимаешь? Мало того, что в генах заложено, так ещё и мама, бабушка… Они даже сами того не осознавая, постоянно что-то объясняли, рассказывали, показывали, а я запоминала… А ты хочешь прямо вот так, с бухты-барахты…

          - Даш, смотри–ка, колодец! – резко переключил тему разговора Алексей – Давай подойдём, может, сможем напиться?

          - Погоди, дай-ка мне на него посмотреть, что это за колодец такой в лесу!

          - А что тебя настораживает?

          - Ну, как? Сам подумай, с какого бодуна в глубине лесной чащи вырыт колодец? Для кого? Кем?

          - То есть, как я понимаю, твой первый шаг в постижении чего-то такого не совсем понятного есть включение элементарной логики, что ли?

          - Как же всё-таки приятно иметь дело с человеком разумным! Безусловно! Без этого просто никак! Вот ты, например, как бы объяснил возникновение здесь колодца?

          - Я… Единственно, что сразу же приходит на ум, что где-то поблизости должно быть человеческое жильё! Правильно?

          - Правильно! А ещё?

          - Ещё? С точки зрения альтернативного существования…

          - Как, как? Альтернативного существования?! Ну, ни фига себе ты завернул! Формулировочка однако!

          - А то! – дурашливо поднял нос вверх Алёшка – Не всё же тебе меня удивлять…  Итак, в свете сказанного вывод неутешителен – кто-то что-то против нас замыслил, а потому, сделай милость, просканируй это сооружение на предмет обнаружения либо отсутствие чего такого, что могло бы нам помешать употребить его живительную влагу!

          Помотав головой от всего услышанного, Даша подошла к колодцу и через какое-то время объявила:

          - Всё чисто! Даже имеется реальная возможность почерпнуть водички – есть ведёрочко деревянное! Как мне почему-то кажется, мы уже совсем близко от заимки, где жили Степан со Светланой. А колодец этот очень древний, сруб сделан из дуба. Подходи без опаски!
 
          Напившись и ополоснув лицо ледяной очень вкусной водой, молодая пара пошла далее по тропинке, всё более и более углубляясь в лесную чащу.

          - Лёш, а ты знаешь по каким критериям выбиралось и выбирается даже в наше время место для будущего колодца по деревням?

          - Наверное, там, где бьёт родник!

          - Это, да! Но, а если нет никаких ключей поблизости, тогда как? Далеко не всегда колодцы возводятся над родниками!

          - А ты знаешь?

          - Хочешь, расскажу?

          - Конечно!

          - Так вот. Как правило, на Руси колодцы приступали рыть на Фёдора-летнего, то есть двадцать первого июня. Для этого существовал специальный обряд. Колодезники под этот день клали сковороды на место, где планировалось рыть колодец, а на восходе солнца приходили и смотрели. Покрытая каплями воды сковорода говорила о том, что на этом месте в колодце всегда будет вода; если же на сковороде было всего несколько капель, то и колодец будет маловодным. Совершенно сухая говорила о том, что здесь рыть бессмысленно – воды не будет! Колодезная вода всегда наделялась целебными свойствами. В некоторых местах она пользовалась таким же почётом, как и святая, почти наравне с крещенской! А взятая из семи колодцев обладает вообще особыми целебными свойствами, вот так вот! А кроме всего прочего, она просто вкусная!

          - Скажи-ка мне на милость, есть ли что-то такое, чего бы ты не знала? 

          - Лёш, не чуди! Лучше посмотри-ка направо: вот она, заимка-то!

          - Ух, ты! Избушка на курьих ножках! Надеюсь, Бабы-Яги в ней нету?!

          - Тебе понятно, почему она построена на сваях и так высоко над землёй?

          - Наверное, от зверья, потому как реки тут никакой нет, то есть о подтоплении при весеннем разливе речь идти не может… так?

          - Точно! А это значит, что звери тут во всяком случае, как минимум, были, согласен? Давай поднимемся и посмотрим, как там и что!