На солонце

Алексей Тихомиров 3
   Не первый раз уже замечаю, что чаще всего зимой вспоминаются  летние свои вылазки в лес, и наоборот. На дворе ночью был свежий снежок. Утром, как по заказу прекратился. Свежие, четкие следы в лесу гарантированы. Рюкзак собран еще с вечера и, кажется, лыжи уже утомились в ожидании хозяина, как хорошие лайки. Взглянув на градусник, на котором было, что то около тридцати, тут же принимаю решение отменить запланированную охоту. Ну и как тут не вспомнить теплый летний вечер в ожидании зверя на засидке.
    Писать, или, что-то рассказывать о приключениях  на солонце, рискуешь впасть в немилость у своих же друзей охотников, егерей, да и возможно некоторых товарищей из правоохранительных органов.   Тема серьезная.  Поэтому, вынужден, написать сразу.  Все что вы прочитаете  ниже, мой вымысел и чистой воды сочинительство. Однако?!
 Не особо балуют нас и писатели об этой теме. Даже скупо и в охотничьих журналах и газетах.  Хотя одну строчку, где то вычитал:  «Ах,  это вечернее бдение на солонце. Закат солнца, тишина. Неожиданный хруст веток, отчетливые шаги зверя по высокой траве….»  Вот она охотничья романтика , скажет обыватель. А никакой романтики нет. Чистое  браконьерство. Середина лета. Охота запрещена. Все самки с телятами. Любой выстрел в лесу- преступление. Ну, а некоторые летние трофеи  на огромные штрафы тянут. Так что все, что происходит на солонце летом  до того серьезно, что любой поступок там охотника, браконьера, или простого грибника отражает, как в зеркале его внутреннюю сущность.
     Вот вам маленький сюжет достойный жанра фельетона. Прочитал этим летом заметку в известной газете соседнего города, с эффектной фотографией, и с фамилиями действующих лиц. А произошло вот что. Егерь, обходя свои владения, наткнулся на солонце,  на еще живого лося в браконьерской петле.  Вместо того, что бы решить вопрос исходя из простого охотничьего понятия- подранок,  решил, что-то поиметь из сложившийся ситуации. Оставил сохатого в том же состоянии пленника, и поехал в город за подмогой. Пока он собирал большую компанию в лице,  корреспондента газеты, представителя МЧС, пару авторитетов с охотообщества, я думаю сутки то прошли, если не больше. До чего додумались умные головы. Привезли  всей толпой на солонец бензиновый генератор и болгарку.  Привязали ее на длинную  палку и распилили петлю. Лось, постояв в раздумье, сразу ему от стыда погибнуть или чуть позже, ушел в лес. В результате все равно сдох на следующий день, напившись воды из ручья, от истощения, о чем писала та же газета через неделю. Какое бы я принял решение, на месте егеря не знаю, но с болгаркой, точно бы не позорился. Наверняка ему известен хозяин солонца, а об этом, что-то в газете ни слова.
    Я же впервые столкнулся с понятием, «солонец»,  мальчишкой. Было мне, наверное, лет десять. Отец, работающий в совхозе села Орловка,  взял меня тогда с собой на летнее пастбище в Кургу.  Около месяца я там развлекался на дикой  природе. Помогал пасти телят,   готовить еду на костре пастухам, и запрягать  лошадь.  Научился перочинным ножиком из черемуховой палочки делать свистульку, и вырезать незамысловатые рисунки  на черенке кнута. Все эти занятия мне казались никчемными и скучными.
 И вот, как-то  жарким июньским днем, подошел к  нашей избушке  местный охотник. Вроде Семеном его звали.  Из разговора взрослых я понял его просьбу подвести до деревни мясо из леса. Помню его фразу:
   -Поделюсь, возьмете сколько нужно, а то пропадет.
    Тут же запрягли лошадь.  Я конечно увязался,   и прыгнул в телегу.  Совсем недалеко от нашего стана  у болота остановились. Помню, мужики вытаскивали из ручья полые осиновые колоды, набитые мясом.  Погрузили все в телегу. На обратном пути отец попросил Семена:
   - Поедешь караулить в следующий раз лося, возьми  пацана с собой. Надоела, наверное,  ему наша пастушья жизнь.
   - Можно, если тихо вести себя будет.
    И вот дня через три, под вечер, на стане вновь появился Семен. Моя детская память сфотографировала сразу висящее у него на плече ружье. По его совету мне нашли старенькую фуфайку, которую почему то обнюхал охотник, и сапоги. Мы пошли, только по известной ему тропинке, в конец болота. Там в поваленной осине, в вырубленном топором углублении, лежали комки соли-лизунца.  Вокруг было все вытоптано до грязи следами лося.
   -Как в калде.
   Это единственное, что сказал шепотом охотник. Потом мы по лестнице залезли на развесистую березу. Там оказалась уютная  засидка. Семен сразу укутал меня от комаров, чем только мог, и велел надеть брезентовые рукавицы.  Пригрозил огромным кулаком и взял обещание сидеть тихо.
 Долго молча мы слушали звуки леса. Отчетливую работу дятла, скрип деревьев, пение птиц,  неистовый комариный вой и размеренный счет кукушки.  Летнее солнце спряталось, где то в листве деревьев и наступили сумерки. Я,  вроде, немного задремал.
    Вдруг снова увидел у себя под носом кулак Семена,  услышал хруст сухих веток и размеренный шум шагов зверя по высокой траве . Не заметил, откуда появились на полянке лосиха с лосенком.  Лосенок на длинных ногах, казалось, резвился, и тыкался  носом в мать. Лосиха уверенным шагом подошла к соли и стала лизать. Пару раз фыркнула. Я не видел взгляда Семена,  меня удивило, то, что ружье у него было направлено  не на лосиху, а  в  кусты. Прошло, наверное, минут пять.  Лосиха, все же нас почуяла, и метнулась в лес.  Лосенок следом.
   Я тогда ничего не понял. Один вопрос  висел у меня в голове. Почему Семен не стал стрелять? Ведь именно за этим мы и шли сюда. Не сразу сообразил,  появился бы бык, я уверен, пуля бы влетела, куда надо.  И рука охотника не дрогнула бы. Но, в лосиху с лосенком. Это табу. Запрет.  Сознание Семена, подсознание, или жизненный опыт не позволили ему переступить грань бесчеловечного поступка. А иногда меня посещает мысль-  может он просто мне преподал  урок благородного отношения к природе.
   По темноте мы дошли до стоянки пастухов.  Отец ждал нас, сидя у костра. Накормил. Сразу завалились на нары в избушке спать. Семен скупо рассказал о лосихе. Сожалел, что не появился лось. 
    -Крупные следы то есть.- Отец спросил:
    - А лось точно придет.
    -Придет, никуда не денется. Соль для них, как  для Лехи шоколад, а для тебя, как очередь в сберкассу.  Под страхом смерти приходят. Прошлый год в охотничью избу зашел на Черной горе, так внутри все в лосиных волосах и пол в следах.

    Потом, вроде, меня похвалил за выдержку.  Потрепал мою обросшую голову своей тяжелой рукой и спать.  Утром он ушел в деревню.  Больше я его не видел. Лишь долго потом вспоминал, и в течении всей своей жизни потихонечку разгадывал загадку того  благородного поступка охотника. Получилось так, что ружье, которое не выстрелило, дало мне  огромную пищу для размышлений на долгие годы. Банальный  выстрел не заставил бы  задуматься.  Вот такие страсти.
   Потом уже, в лесу, очень часто натыкался  на брошенные, и действующие солонцы. Чаще всего в болотистой, сырой местности. Опытный глаз сразу определит место приманки зверя.  Поваленная, погрызанная, зверем осина, с вырубленной чашей, засидка на дереве, лестница , и следы зверя.   Хотелось бы предупредить  всех любителей, шастать по лесу, не подходите близко.  Впаритесь в браконьерский капкан, мало не покажется.
    Недавно сделал себе развлечение для летних длинных вечеров. Увез соль в одно место . Следочки сразу появились.  Экипировал все по последнему слову техники.  Старый аккумулятор в землю и регистратор  с датчиком движения.  Есть даже в архиве кое какое видео. Потом, как ни будь  покажу.
   С нетерпением жду следующего лета. Так, что если вдруг в июле вечером меня нет дома, то знайте, я занимаюсь серьезным делом, про которое всем не расскажешь. 

2013-2021г.     Фото автора.