5. сионисткая версия идеологической основы государ

Моисей Харитонов
Гугл сразу же предложил такое четкое определение -

Идеологическая основа государства это система целей, ценностей, программ политического, экономического и социального развития, отражающая интересы властвующего ядра государственной организации объединенного населения (концептуальная схема на верхнем рисунке).

В использованной работе из Гугла сионистская версия идеологической основы Государства Израиль представлена перечнем из 8-ми позиций. Попытаюсь определить смыслы каждой позиции и конкретизировать схему Идеологической основы (нижний рисунок).

1.национализм.  Еврейский национализм является общим знаменателем, объединяющим евреев всего мира. Установка на то, чтобы евреи сконцентрировались на едином территориальном пространстве с общеизвестными границами и общим языком. Компромисс верующих и светских граждан еврейской национальности через выработку на базе религиозных идей общих символов, объединяющих эти идеи с новыми, т.е. светскими, идеями.

2.потребность жить на территории Израиля.  До образования израильского государства основными мотивами для эмиграции евреев в Палестину были чисто идеологические мотивы, а именно - потребность жить на заповеданной территории Израиля. Однако после создания государства Израиль этот аргумент постепенно стал ослабевать, заметную долю заняли экономические мотивы, мотивы ухода от условий нестабильности на территории бывшего «социалистического лагеря». Когда случились кризисные явления в израильской экономике, возник рост «реэммиграции» в страны исхода, в США и в Канаду. Тенденция роста выезда за пределы израильского государства стала заметной в среде элитных еврейских семей.

3.отказ от проживания в «гетто», как это сложилось ко времени возникновения сионизма. В «гетто» евреи были оттеснены административным и «народным» давлением со стороны господствующих наций. За многие наполненные событиями десятилетия с момента зарождения сионизма, евреи вышли, в определенной степени, из «гетто». Влились в широкое общество. В каждой из стран исхода остаются еврейские общины, в среде которых имеет место индифферентное или, даже,  враждебное отношение к сионистской идеологии.

4.светскость.   Сионизм в пропагандистской деятельности опирается на религиозные символы, но движение представляется и, во многом, является светским. С другой стороны, верующие евреи составляют значительную часть населения, хорошо организованы и оказывают огромное и все возрастающее влияние в стране и за её пределами, что является значительной проблемой для Израиля, как светского государства.

Пока религиозные партии ограничивали свою деятельность специфическими проблемами образа жизни их избирателей и не вмешивались в общеполитические вопросы, противоречия между светским и религиозным населением не угрожали фундаментальному единству израильского общества. Однако в последние годы произошел значительный сдвиг в этой области, одной из причин которого стало активное участие религиозных партий в политических процессах.

Религиозность укоренена во многих секторах еврейского израильского общества. Она пронизывает все сферы человеческой деятельности, влияя на них через мировоззрение; это феномен относительно устойчивый, развивающийся инерционно, причем его развитие соотносимо с развитием менталитета как образа мыследействий. Разъясняя, как следует жить в обществе, религия закладывала и основания организационных представлений у граждан. Поэтому,  формированию государственного устройства способствовали не столько общественные законы или исторические обстоятельства, сколько нравы, основанные на иудейском миропонимании.
 
В Израиле имеет место сговор (может быть, интуитивный или не совсем артикулированный) власти с религиозным руководством в отношении репатриантов; во всяком случае, в отношении российских репатриантов. Для того, чтобы вновь прибывающие «русские» не включились в политическую борьбу (сменив, например, существующую группу русскоязычных депутатов, функциональная задача которых – забалтыванием и минимально неизбежными подачками сдерживать «русскую массу», отхватывая для этого неизбежный минимум бюджета и прочего у укоренившихся израильтян) – вовлекать их в изучение и отправление ритуалов иудаизма. Смежное направление стравливания опасной части энергии и интеллекта «русских» - вовлечение в культурную самодеятельность и «культурные» мероприятия. 

5.личная добрая воля и самодеятельность.   Лозунг сионистов «если я сам не буду делать что-то для себя, так кто же другой это станет делать ради меня» в практическом воплощении оказался дважды подредактированным. Наряду с действительными собственными коллективистскими достижениями израильского государства и народа в целом, многое «ради евреев», но под СВОИ  интересы – с подчинением и использованием Израиля в своих интересах, сделали и делают США. В Израиле сформировалась система коррупционных связей и отношений, где интенсивная и ресурсоемкая деятельность осуществляется под групповые и частные интересы.
 
6.общая культура и формирование личности «нового еврея». Сионисты ориентировались на стратегию «плавильного котла» - взаимопроникновение и взаимодополнение культур, привезенных евреями из разных стран исхода, формирование таким путем единой сионистской культуры нового человека социалистической ориентации, взаимодействующего с окружающим миром во имя создания «еврейского сообщества». Осуществлению стратегии помешали крайне выраженные различия между еврейскими эмигрантами, особенно между «восточными» евреями и «западными» евреями. «Западные» обладают большей культурой и значительным опытом, избавились от семейно-клановых традиций. «Восточные» – бедные люди с ограниченным культурным развитием, сохраняющие в существенной степени семейно-клановые традиции.

7.сионистский авангардизм. Сионистское движение не только выразилось в политической и идеологической работе, но и породило практический авангард, который подготовил в регионе соответствующую атмосферу для создания израильского государства, после чего в Израиль потянулись остальные евреи мира. В настоящее время позицию авангарда внешне наследовали израильтяне-ветераны, которые с высокомерием и раздраженностью конкурентов встречают новых израильтян.

8.сионистский идеализм. Сионистский идеал был конкретен - построение социалистического общества на основе еврейской нравственности. Схематичные представления о мировоззрении «нового еврея» включали идеал восточноевропейского социализма, секуляризм, отсутствие комплексов униженного и притесняемого еврея галута (рассеяния по разным странам, диаспоры), среди комплексов – приверженность «галутному» языку.
Этот идеал не осуществился:

• религия - один из основных источников, на которых базируется государственная идеология сионизма. Для надежного и эффективного решения задачи Государства – обеспечение выживаемости народа в условиях нарастающего глобального противоборства с исламизмом – нужно быть секулярным государством. При этом, условия становления и состоявшейся истории существования Израиля требуют тонкого, изобретательного использования символов иудаизма.

• в экономическом и политическом плане современный Израиль является двухклассовым: 1. группа финансовых олигархов, которые пытаются подчинить своим частным интересам политику и законодательство страны, примыкающие к ней «деловые люди», обслуживающие тех и других, в рамках коррупционных отношений, люди из госаппарата; 2. тяжело работающие малоимущие и бедные, неимущие слои населения и среди которых процветают или которым угрожают безработица, наркомания, преступления и насилие. В социальном плане страна состоит из множества обособленных общин с отношениями напряженной взаимотерпимости и временного культурного плюрализма. Галутные комплексы продолжают сохраняться, несколько видоизменяясь под влиянием различных обстоятельств.

• государство в какой-то степени заинтересовано в сохранении некоей, достаточно широкой культурной общности, которая поддерживалась бы процессом аккультурации иммигрантов. Но, в еще большей степени лидеры этнических группировок, общественных объединений и политических партий, созданных на основе этнокультурной схожести своих членов, заинтересованы в сохранении этнического и культурного своеобразия руководимых ими общин, ибо в этом – гарантия их собственной востребованности в качестве общинных и политических лидеров.