Из славян в греки. Часть7

Михаил Козин
               
              Эгейское море. Острова,островки. Все скалистые,глубины приличные. Разглядывая их в бинокль,не нахожу ничего интересного. Белые скалы,не выразительная растительность. Дома и домики практически все белые под красной черепицей и не всегда разберешь,вон та группа домишек монастырь или что- то другое? Бухты закрытые. Причалы и обязательно яхты,катера. Подходят "Метеоры". Кстати наши,с Волги. Может я на во-о-н том,что летит куда- то, рассекал по Волге,правда пассажиром от Самары и до Саратова. Все они выкрашены в жёлтый цвет,как такси. Ну оно и есть такси. Шныряют от острова до острова. Быстро,хорошо. А нам не надо! Нам,наверное,дорого! Лучше продать все и забыть.
          Описывать каждую загогулину,каждую скалу - нет никакой нужды. Неинтересно.
          Подходим к Дарданеллам. Встречных судов и попутных полно,но друг другу не мешаем. Справа Турция. Два небольших островка, а чуть подальше,материковый берег и если есть интерес,то можно в бинокль разглядеть знаменитые развалины Трои. И уже недалеко вход в Дарданеллы. И вот,на входе,опять же справа небольшая лагуна,в которую впадают,если карта не врёт,две речки. Вот они и нанесли в лагуну ила и всякого хлама,что не море уже здесь,а низина прилегающая к морю. А во времена Гомера,вот тут( справа по борту,всего в полумиле) стояли корабли ахейцев и мрачный и грустный Ахилл,сидел на берегу,не желая драки с Троянцами. И,наверное,за этот храм Апполона и произошла первая стычка . Говорят,что и фундамент сохранился.Сейчас низкий берег,поросший травой,дальше взгорок и там,дальше,уже не видно Троя. А слева стоит мемориал поставленный турецким солдатам в первую мировую войну. Парадокс войны. Генерал Юденич гонял по кавказским хребтам турецкую армию,превосходящую русскую чуть ли не в два раза. Здесь в Дарданеллах присутствовали две эскадры ,английская и французская. Десант состоял не только из англичан и французов,но и австралийцев,новозеландцев,канадцев,индусов и ещё всякой другой национальности по мелочам. Даже русский крейсер " Аскольд" был тут. Высаживались французы и наш десантный отряд с  " Аскольда" возглавляемый внуком адмирала Корнилова лейтенантом Корниловым,в районе Трои. Но это был отвлекающий маневр.остальные силы союзников,высаживались в районе Чанаккале и на мысе Галлиполи с чего и начинается Галлиполийский полуостров, с запада,где горы,камни и нет пресной воды.
 Эскадра долбила крупным калибром,помогая высадке десанта. Турки в это время ещё выставили дополнительные минные поля и нате вам,попались союзнички!  Несколько кораблей противника подорвались на минах и два потонули,не абы какие,а линкоры! А тут ещё тихо подползла немецкая подлодка и потопила ещё линкор. Следующим днём ещё один. Союзники бросились в бухту о. Лемнос. Это как раз та бухта,где выжидали греки,пока троянцы не заберут себе оставленного на берегу деревянного коня.
        В десантной операции участвовало около полумиллиона солдат союзников. Погибло свыше двухсот. Турки потеряли на сотню тысяч солдат меньше. Это была самая грандиозная морская операция первой мировой войны. И самая неудачная для англичан. Сэр Уинстон Черчилль был вдохновителем этой операции и поскольку она закончилась неудачей,то сэр ушёл в отставку. Потом в чине полковника участвовал в войне на западном фронте. Англичан подвело банальное высокомерие. Они посчитали,что круче их только обрыв у речки,взялись за выполнение операции,мягко говоря,спустя рукава. Турки же наоборот. Обратились к союзникам ( немцам) . Те прислали командиров,которые по всем нормам военной науки создали за короткий срок очень сильную оборону,где англичане и обломали себе зубы. Здесь на входе в пролив и стоит этот монумент. Дальше около Чанаккале на горе тоже что- то в виде мемориала. День победы над  десантом союзников стал для Турции государственным праздником. Говоря по чести государственными праздниками день высадки стали в Австралии и Новой Зеландии. Правда он называется у них День Поминовения.
           В районе Чанаккале пролив делает крутой поворот почти на 90° влево,а после прохождения города  опять поворот,но направо. В этом месте стоит старинная турецкая крепость. Мощные башни,стены. Все в хорошем состоянии.Как будто построена она всего сотню лет назад.
         Лоцман проводил нас до второго поворота,сказав:" А - а,дальше просто. Там уже недалеко Мраморное море." И правда,вскоре пролив стал шире и  незаметно вошли в Мраморное море. А здесь 12 часов перехода и Стамбул.
           Он покорил меня старым городом. Византией. Мощный дворец императоров,чуть выше София. Рядом,недалеко от неё турки построили ещё одну мечеть то ли Голубая мечеть,то ли мечеть Мехмета. Они похожи,только турецкая чуть меньше,но с шестью минаретами. Ай София имеет только четыре. Что,что,а София впечатляет. И впечатление и восхищение от него гораздо больше,чем от Парфенона. Может это из- за того,что все же от Парфенона практически остались одни развалины.
         Кроме Софии - императорский дворец и крепостные стены,ворота,на которые Вещий Олег прибил свой щит.Свидетелем не был,но вот в Акрополе говорят,тоже щит на стену прибивали. Не кто- то,а сам Александр Македонский. Привычка у них,что ли такая? Щиты колотить на ворота?
Босфор очень узок. И к тому же извилист. Много встречных,поперечных.Фелюки,паромы,прогулочные катера и просто лодки; все снуют,спешат,прутся,только успевай головой вертеть. Лоцман,пожилой усатый турок,как опустился в кресло,так и не вставал до самого конца. Довольно сносно говорит на русском. Я на руле. Но кроме наблюдения за обстановкой,успеваю глядеть по сторонам. Красиво. Сразу за Золотым Рогом ( это залив,отросток от Босфора)   видны две крепости. Одна на Европейском берегу,другая на азиатском.Азиатская почти вся разобрана. Так башня,часть стены. Крепость построена для контроля над проливом. Ещё султан Баязид хотел взять Константинополь,но тут как некстати с нехорошими целями пришел Тимур в Османию, и Баязиду пришлось идти на отражение агрессии. Но был разбит,попал в плен. Печальная история. А вот крепость на Европейском берегу была построена уже внуком Баязида Мехметом. Построили её за четыре месяца. В башнях толщина стен Шесть метров. Это ж с ума сойти.И вот с двух сторон бахали,бахали по крепости,ну и конечно взяли. Последний византийский император погиб в уличных боях. Там,за крепостями - мост. Первый мост тут, ближе к Черному морю - второй,но его построили первым. И вот какой каким звать? По времени постройки или же по удалению от центра города. Кстати самое узкое место пролива.
      Босфор в середине  делает такие же повороты,что и Дарданеллы. Резко,почти на 90° влево и потом также вправо. И вот,где- то на этих поворотах по легендам и анекдотам,один пароход шедший в Чёрное море,не вырулил как следует и слегка тюкнулся в берег. А там,то ли ресторан,то ли кафе и свадьбу гуляют. Вот пароход не прошеным гостем и завалился на это мероприятие. Все бы ничего,но опять по словам " очевидцев" сорвавшимся со стопоров якорем прибило тещу жениха. Ужас!
        На выходе из Босфора или на входе в Чёрное слева,среди скал небольшая бухта,лоцманская станция,где и попрощался с нами турецкий лоцман. Но мы с ним ещё не раз встречались,так как ходили Босфором много раз.
         А конечная наша цель Славный город Батум. Сутки ходу,чтобы пересечь Чёрное море с запада на восток.
                    Грузины,что бы там не говорили,народец неплохой. Портит их некоторый гонор,присущий ,правда не всем, маленьким странам.  
                    Стояли уже,выгружались и ничего не предвещало что либо значительного.Но тут,на берегу появился небольшого роста,лысеватый человечек. Грузин! Матрос Санек  Лебяжин,как бы нехотя и не к нему вовсе,спустился на главную палубу .
         -   Что хотели любезный?
        - Слушай,дарагой,дай с начальником поговорить?
        - Случилось что?,- с тревогой спросил Шурик. Все его Шуриком зовут,а не Саней.
       Грузин так засмущался,что стал похож на юношу пришедшим на свидание к девушке.
        - Понимаешь...дарагой,вот,панимаешь,начальник нужен.
Шурик повернулся к нам.
        - Начальника надо.
      Зубов стоял,облокотясь на планшир. Сплюнув сквозь зубы и набрав в себя по больше понтов,с некоторым пренебрежением в голосе спросил грузина.
       - Ну я начальник,что тебе?
Человечек оглядевшись по сторонам,робко произнес.
-    Масло. Меняю на чачу .
 - А если на вино? - спросил я.
 - Нет,вина много надо,не донесу,- развел тот руками.
 - Ну тогда подскажи,где его найти можно?
- Э - э - э! Что искать,иди прямо,да,как гора будет,стучись в любой дом,понял?
  Коля Зуб остался с ним вести дальнейшие переговоры,я ж пошёл к Касаткину. Рабочий день кончился. Вечерело.
    - Ну,что? Сгоняем за винцом? - спросил я боцмана.
Касаткин только что вышел из душа. Был чист и свеж не хуже огурца.
  - А,пошли!- согласился он.
И мы пошли.Чистая,опрятная улица вела нас мимо частных домов в горы. Пройдя с километр,решили все же обратиться в первый дом. Тут увидели в огороде сгорбленною фигуру старика,копошащуюся на грядках.  У калитки росла груша. Ветки с крупными плодами свисали  над тротуаром.
   - Гамарджоба дедушка,- старик неспеша повернулся к нам,- где тут можно вина прикупить?
Старик обернувшись в глубь двора,что- то громко и длинно произнёс на грузинском,потом неспеша подошел,открыл калитку.   
      - Прахадыте,прахадыте,гамарджоба,прахадыте.
Он подвел нас к столу,стоящему у яблони.
    - Садитесь,да! - и опять что- то выкрикнул обернувшись на дом. Оттуда выскочила старушка в чёрном платке неся большой глиняный кувшин и три тоже глиняные чарки
 - Прошу уважаемые,прошу,- сказал старик,разливая почти чёрное,ароматное вино . Мы взяли .
- За здоровье! Чтобы всегда,любой путник в каждом доме нашёл приют,ваше здоровье!
Мы выпили. Вино оказалось очень вкусным.
  -  Отец,мы не выпить просили,ты уж извини нас. Но нам бы купить литра три,а можно где?
  - Куда спешишь,юноша ( ни фига себе в сорок лет стать юношей,но для старика может мы и были юношами)выпейте,закусите сыром,хороший сыр,свой.  Посидим,говорить будем,скажите откуда вы?
        Разговорились. Так,за хорошим вином,с приятным собеседником пролетел этот летний вечер. Было уже поздно,а уходить не хотелось,хотя надо было на судно,стоять вахту. Старик " зовите меня дядей Зауром ", ни в какую не хотел брать с нас деньги,да к тому же заграничные,как он сам определил ,доллары. Мы не знали сколько надо. И в конце концов трехлитровая банка вина оказалась у нас в виде подарка.
            Придя на судно мы в низах  заметили некоторое возбуждение. Результат обмена масла на чачу  Коляном , машинного или моторного,уже не так важно.
    - Если к отходу увижу пьяного,то ( дальше нецензурщина), вобщем,смотрите у меня!- психовал в кают- компании капитан. Хорошо,что банку с вином Серега успел заныкать у себя в каюте.
         К отходу,на отшвартовку и ходовые вахты вышли все в достаточно нормальном состоянии.
                      А впереди нас ждал приятный осенний месяц шарахания по Черному морю.  Болгария,снова Грузия,Румыния,ну и Россия.