Зачем России нужна была марксистская идеология?

Владислав Тележко
Максимилиан Волошин
"Россия"
1924 г.
"....
В России революция была
Исконнейшим из прав самодержавья,
Как ныне в свой черед утверждено
Самодержавье правом революций.

Крыжанич жаловался до Петра:
«Великое народное несчастье
Есть неумеренность во власти: мы
Ни в чем не знаем меры да средины,
Всё по краям да пропастям блуждаем,
И нет нигде такого безнарядья,
И власти нету более крутой».

Мы углубили рознь противоречий
За двести лет, что прожили с Петра:
При добродушьи русского народа,
При сказочном терпеньи мужика -
Никто не делал более кровавой -
И страшной революции, чем мы.
При всем упорстве Сергиевой веры
И Серафимовых молитв -  никто
С такой хулой не потрошил святыни,
Так страшно не кощунствовал, как мы.
При русских грамотах на благородство,
Как Пушкин, Тютчев, Герцен, Соловьев, -
Мы шли путем не их, а Смердякова -
Через Азефа, через Брестский мир.

В России нет сыновнего преемства
И нет ответственности за отцов.
Мы нерадивы, мы нечистоплотны,
Невежественны и ущемлены.
На дне души мы презираем Запад,
Но мы оттуда в поисках богов
Выкрадываем Гегелей и Марксов,
Чтоб, взгромоздив на варварский Олимп,
Курить в их честь стираксою и серой
И головы рубить родным богам,
А год спустя -  заморского болвана
Тащить к реке привязанным к хвосту.
...."

А зачем же России нужна была марксистская идеология?

Во-первых, она нужна была для того, чтобы народ уверовал в возможность построения справедливого общества - рукотворного Рая на Земле при помощи технологического и социального прогресса. Наукообразная форма марксизма для этого очень хорошо подошла. "Капитал" Маркса - вместо Библии.

Нужна была новая вера, поскольку старая - Православие, не обеспечила благополучие народа. Земли не дала и ввергла в бессмысленную войну, приведшую к неисчислимым страданиям народа на фоне процветания оружейных баронов и элиты.
 
Идею построения Рая на Земле - Коммунизма, выдвинул Ленин и при помощи нее смог сшить распадающуюся ткань Российского государства. Он сформулировал для общества мечту - сверхзадачу.
И это было гениально. Вера в эту мечту поволила сохранить Российскую государственность. Вера эта была вполне религиозной.
 
Во вторых, маркситская идеология нужна была  для концентрации ресурсов в руках государства. Эту идею реализовал Сталин.
К концентрации ресурсов вел запрет частным лицам иметь средства производства, которые поэтому автоматически оказывались в руках государства. Польза от этого на определенном этапе была в том, что подобная концентрация экономики в руках одного субъекта - государства, позволила в кратчайшие сроки провести глобальную модернизацию всего уклада жизни общества - индустриализацию и культурную революцию. Это был гигантский по своим масштабам мобилизационный проект, который привел, как к фантастическим достижениям, так и к большим жертвам. Выполнение этого проекта позволило СССР (Большой России) приблизиться по технологическому уровню и уровню социальной организации к мировым лидерам - Британии, США и Германии, что в свою очередь позволило выиграть Войну и добиться стратегического паритета с Западом. Без этого Большая Россия не дожила бы до современности в ее нынешних территориальных границах.

Других смыслов в использовании марксистской идеологии не было и нет.

В целом эта идеология лжива. Разделение общества на трудящихся и паразитов происходит не по классовому признаку. Обе группы - трудящиеся и паразиты, представлены во всех классах. И все классы при данном уровне развития технологий, производства и обмена являются необходимыми для нормального функционирования общества. И никакой класс, тем более пролетариат, не является более прогрессивным, чем другие классы.

Других смыслов в использовании марксистской идеологии не было. После завершения мобилизационного этапа она стала не нужной и общество ее отвергло. Все мы, кто изучал марксизм-ленинизм в советский период, помним чудовищную схоластичность этого учения. Насаждение этой лживой идеологии и привело, в конце концов, к краху страны, поскольку формировало негодные представления и негодную политическую систему. За рамками мобилизационного периода развития страны ни эта идеология, ни эта политическая система не отвечали новым задачам развития общества и технологий.

Мавр сделал свое дело и мавр должен был уйти.
Что и произошло.
Но, мы по-прежнему чтим Ленина и Сталина.

P.S. При этом коллективные формы собственности, в том числе государственные, не только имеют право на существование, но и в некоторых случаях они предпочтительнее форм частной собственности на средства производства.

P.P.S. Суть марксизма изложена в известном письме Карла Маркса Иосифу Ведемейеру. Из него следует, что марксизм - это учение о том, как классовая борьба и происходящая в ее результате социальная революция приводят к коммунизму - рукотворному Раю на Земле. Весьма сомнительные представления. Движение к более справедливому устройству общества может происходить разными путями, а не только революционным.

Собственно, в России Революции 1917 года не были революциями марксистского толка. Февральская, свергнувшая Царя, - это был заговор старой элиты, а Октябрьская, она же большевистский переворот, - это был заговор против этой старой элиты. Из того, что Октябрьский переворот осуществили марксистские партии, вовсе не следует, что этот переворот имел марксистскую природу.

Суть русских Революций 1917 года заключался в сломе старой системы управления страной, утратившей свою легитимность.
В результате последовавшей за революциями Гражданской войны победили силы, выдвинувшие на повестку дня коммунистические идеи - идеи прогресса для всех и справедливости для всех. Эти идеи не сводится только к марксизму, а их русская реализация, вообще, противоречит марксизму.
Лучше этих идей, по-моему, ничего до сих пор не придумано, но у марксизма нет на них монополии.

P.P.P.S Для слома старой системы управления большевики использовали еще одно  положение марксизма -  диктатуру "пролетариата". Это учение идеологически оправдывало применение насилия к представителям старой элиты. Это было важно на тот момент, поскольку необходимо было удалить от рычагов управления государством многих представителей старой обанкротившейся элиты. Многие представители этой строй элиты перешли на службу новой власти, но многие были репрессированы, в том числе, многие, совершенно, безвинно.

Потом положение о диктатуре "пролетариата" бумерангом ударило уже по новой большевистской элите, поскольку было применено для внутрипартийных разборок в самой партии большевиков.

Есть у меня некоторые подозрения, что роль внеэкономического принуждения в социализме в нашем русском исполнении была очень велика.

Это было вызвано тем, что равный доступ к социальным благам всех членов общества создавал благоприятную среду для развития всевозможного паразитизма. Особенно важно было применение мер насилия к представителям властной верхушки, вследствие того, что повышенные привилегии, которыми они пользовались, привлекали туда паразитов, неспособных к созидательному труду в других областях.

Этому явлению можно было противодействовать с помощью репрессий в отношении этой властной верхушки, чем Сталин и занимался. Когда, Сталин сформулировал тезис об усилении классовой борьбы по мере построения социализма, мне представляется, он имел ввиду, именно, эти процессы. Процессы, которые приводили к образованию из властной верхушки буржуазного класса - класса управленцев, которые пользовались совокупным прибавочным продуктом общества не в соответствии со своим вкладом в общее дело, а в соответствии с положением во властной иерархии. Как тогда шутили про них - "должность с корытом" или "должность без корыта", в зависимости от доступа к спецраспределителям.

Хрущев устранил репрессии в отношении властной верхушки, к ее несказанной радости, что, в скором времени привело к ее вырождению, а после это к гибели всего проекта под названием СССР.