Дармштадская мадонна. Ганс Гольбен Младший

Алина Алексеева-Маркезин
 
       «Мадонна бургомистра Мейера» или Дармштадская мадонна. 1526 г. 146 х 102 см. Ганс Гольбейн Младший. Художественный музей, Дармштадт

      
           Картина, которую сравнивают с "Сикстинской мадонной" Рафаэля, своей известностью обязана смелой задумкой сюжета, историей своего создания и дальнейшей судьбой. Искусствоведы считают, что в 1525 году Гольбейн получил от бывшего бургомистра Базеля заказ на изображение Мадонны, на полотне кроме этого должен был быть изображен и сам заказчик. Незадолго до этого Мейер, истовый католик, был обвинен в коррупции членами тогда уже протестантского городского совета и чудом избежал казни. В благодарность за это он и решил заказать картину с изображением Богородицы.

           Данный тип алтарного образа известен в Германии как «Мадонна с покровом». Он связан с тем, что Дева Мария в этом случае накрывает своим покровом жертвователей, заказавших картину. Картина написана Гольбейном под влиянием итальянской религиозной живописи эпохи Возрождения и портретного искусства старых голландских мастеров. «Дармштадтская мадонна» — последняя работа Гольбейна перед его отъездом в Англию.

           Слева, на картине художника изображен заказчик картины, Якоб Мейер, со своими сыновьями.
        Справа от фигуры Богородицы коленопреклоненными изображены первая и вторая жены Мейера (первая жена скончалась в 1511 году) и его дочь Анна. С помощью рентгеновских исследований удалось обнаружить несколько изменений в работе. Исследователи предполагают, что начатая в 1526 году картина была закончена уже после возвращения художника из Лондона в Базель в 1528 году.

            Якоб Мейер благоговейно смотрит на Богородицу и Младенца, но лицо его при этом печально. В 1521 году бургомистра не только сместили с поста, но и изгнали из города. Он был вынужден жить в своем поместье неподалеку от Базеля. Рядом с Мейером представлены его сыновья. Один из них — ребенок, золотыми кудрями напоминающий детей и ангелов на картинах Леонардо да Винчи и его учеников.

           В первых вариантах картины художника, волосы дочери Мейера, Анны свободно ниспадали на плечи. В конечном варианте, они туго перехвачены лентой. По всей вероятности, ко времени завершения полотна, девушка уже была помолвлена.

          Картина много лет находилась в собственности Мейера, после его смерти перешла в наследство его дочери. Ее муж продал картину некоему Лукасу Изелину, чья вдова продала ее в 1633 году антиквару Мишелю ле Блону. Ле Блон заказал копию картины, а ее оригинал продал банкиру Иоганну Лёссерту. Копию же картины ле Блон тоже продал — как пишут эксперты, скорее всего, выдав ее за произведение Гольбейна.

            Затем картина оказалась во владении короля Августа III Саксонца, а после — у принцессы Марианны Гессен-Гомбургской в Берлинском дворце. В Дрезденской же картинной галерее висела та самая копия, которую тогда считали оригиналом. Затем полотно оказалось в Дармштадте. Постоянное место экспозиции картины в настоящее время — в городе Швебиш Халль, поскольку в 2011 году "Дармштадтская мадонна" пополнила коллекцию "короля шурупов" Вюрта, он купил ее за 40 миллионов евро, "перебив" предложение одного из немецких музеев.

         С января 2012 года «Дармштадтская мадонна» демонстрируется в выставочном зале Йоханнитерхалле в городе Швебиш-Халль. Картина включена в реестр культурного достояния Баден-Вюртемберга, её вывоз за пределы Германии запрещён.