Школа и её бытие

Михаил Шаргородский
В своих записях я уже неоднократно указывал, что моя мать - сельская учительница, что жили мы, как правило, при школе и весь наш жизненный уклад определялся  делами школы.
Однажды в четвертом классе маме достался ученик, который абсолютно ничего не знал. Она так и не могла решить: он попросту тупой, либо по школьным делам ничего не делает.
 Говорили, что он великолепный голубятник, и все взрослые коллеги по этим увлечениям, не считали для себя зазорным советоваться с ним.
Приходя домой  учительница часто омывала слезами какой либо очередной эпизод с этим оболтусом.
Он совершенно не учился и даже гордился этим. Когда его вызывала учительница, он вставал, громко заявлял «не знаю», получал очередную двойку и садился. Когда кончился учебный год, учительница на педсовете объявила, что одного ученика она оставляет на второй год.
 Все всполошились: «Как это? Портятся все показатели школы.»  По негласному правилу считалось, что если ученик остается на второй год, то это не только вина ученика, но и учителя. Учительницу принялись уговаривать.
Может осенние экзамены ему устроить, как-то помочь, подтянуть, и все же перевести в следующий класс.
Учительница встала и сказала: «Я целый год молчала. Никто из вас не представляет, сколько здоровья он у меня отнял. Мало того, что он сам не учился, но делал это он так демонстративно, что некоторые даже стали ему подражать. Поэтому я готова скорее работу оставить, чем совершать действия противоречащие моей совести и чести.»
Руководство школы поняло, что маленькая ростом, болезненная учительница со своей позиции уже не сойдет, и дали согласие на второгодника.
Начался новый учебный год. Никаких изменений нет. Этот оболтус опять ничего не делает. Чтобы занять свое время стал что-то вырезать на дереве.  Положение становилось невыносимым.
Учительница пригласила на урок директора и сказала ему : «Если он ответит хоть на один вопрос по любому предмету, я ему выставлю все пятерки.»
Директор пришел. Немного посидел, а потом обратился к нему с каким-то простейшим вопросом по географии, полагая, что это легче, чем, допустим, по математике.
 Вопрос примерно такого типа: «А где находится Северный полюс?»
Разумеется, он не ответил. Директор вышел. После занятий пригласил учительницу и попросил, пусть она продержится до Нового Года, а затем они что нибудь придумают.
Учительница увидела, что руководство чем- то хочет ей помочь, и уже не стала возражать.
Наконец, наступил Новый Год. После каникул, действительно этот неуч  в классе больше не появлялся.
Учительница даже устроила дома маленький ужин в  честь такого события.
Но все же она интересовалась его судьбой. Ей стало известно, что его отдали в ПТУ.
И якобы  он стал там очень хорошо себя проявлять.
 Там ветераны с ним поговорили, объяснили, что без знаний он пропадет. Надо уметь чертежи читать. И надо работать.
Потому что, когда все работают, бездельнику просто места нет. Парень этот, несмотря на то, что его бы и на третий год оставили, был «рукастый», и сразу попал в число успевающих.
Кроме того, ему очень повезло. Старейший педагог, преподававший географию, был страшно огорчен, когда у него случайно сломались очки. При этом присутствовал, наш старый знакомый. Он попросил их, выпилил новую «оглоблю», приладил ее и возвратил их хозяину. Тот был очень удивлен, как он смог это сделать в условиях училища, где даже инструментов подходящих нет.
Они стали довольно часто встречаться. О многом говорили,  постепенно  все лучше понимая друг- друга.  Судя по всему, старик повлиял на него, что без учебы ему нигде дороги не будет
 Он стал помогать ему и, в конце концов вернул его в школу, но уже вечернюю, чтобы не оставлять ПТУ.
Прошло много лет.  Была война. Эвакуация. Реэвакуация. Маму послали на работу в какой-то другой район.
На очередной учительской конференции, которая проводилась в районах один раз в год, вдруг разнесся слух, что назначили нового заведующего РОНО, и конференцию будет проводить именно он. 
Действительно именно он и открыл конференцию. Представившись публике, он довольно непринужденно рассказал педагогам о себе. 
В школе был очень плохим учеником. Учиться совершенно не хотел.
Его трижды оставляли в одном и том же классе. И только когда он пошел в ПТУ, увидел огромный цех, где работают его сверстники, у него проснулся интерес к этому делу. А он сызмальства считался парнем рукастым, и был уверен, что здесь он худшим не будет. Сложилось так, что он подружился со старейшим педагогом Училища, который вел у них географию .
Иногда он вел с учениками что-то типа кружка. Рассказывал им разные интересные вещи о разных странах и природно-климатическиз зонах, в большинстве из которых ему, как бывшему  моряку,  довелось побывать.  Наш герой буквально заслушивался на этих занятиях.
Часто ему в голову стала приходить мысль : «Как хорошо, когда человек так много знает. Все его слушают, открыв рот. В училище, не говоря уже об учащихся, ни один педагог не мог с ним сравниться.»
Старик много говорил с ним о жизни, о ее перипетиях, о необходимости знаний и учебы для этого. Постепенно у них завязывалась настоящая дружба, не зависящая от возраста.
Когда старый учитель узнал, что его трижды оставляли в одном и том же классе, он чуть дара речи не лишился.
Абсолютно никакого желания учиться не было. Я даже гордился тем, что три года сижу на одной и той же парте, и ни разу книги в руки не брал.
Учитель поинтересовался, кто был его педагогом?  Когда узнал, что маленькая, болезненная и довольно щуплая женщина, он ему сказал. «Я не представляю, как она могла это выдержать. Во-первых, терпеть плохого ученика. Во-вторых, выдерживать давление руководства школы, которое не хочет плохих показателей.»
К тому же, добавил ученик, она публично меня ни разу не ругала, и даже замечаний почти не делала, молча покачивая головой.  Вся школа хотела, чтобы меня перевели в следующей класс. Одна она, стояла, как скала:  «Нельзя этого делать, если пойти у него на поводу, он уже никогда учиться не будет.» 
Как я был зол на нее тогда!  А вот побыв менее года у Вас, я увидел разницу между обученным мастером и всю жизнь остающимся подмастерьем. Как ни странно, у меня появилось желание учиться.
 «Если я начну учиться, могу Вас без бахвальства заверить, что обгоню всех! Вы увидите» 
Старик долго молчал. Наконец заговорил.  «Меня обрадовал сегодняшний разговор. Видно, что ты многое понял. Но, думаю, все же не до конца. Эта хрупкая учительница тебе жизнь спасла, не дав возможности перейти запретную черту. Если встретишь когда либо, поклонись ей в ноги!»
Уже много лет я хочу встретиться со своей бывшей учительницей, но пока не получалось.
У меня еще много раз были разговоры с моим наставником. Он помог мне поступить в вечернюю школу, и научил сочетать работу с учебой.
Очень скоро я стал успевающим учеником. А через два года меня даже пересадили через класс.
Школу я окончил с серебряной медалью, а институт с красным Дипломом.
Мой наставник до своего конца (Царство ему небесное!) сопровождал меня, учил всему.
Я несколько лет отработал в школах, а сейчас меня прислали к Вам.
Надеюсь на дружеское сотрудничество и взаимопонимание.
Перед тем, как прийти в этот зал, я просмотрел список приглашенных.  И вдруг в нем я обнаружил фамилию, которую уже давно ищу.
Он встал из-за стола, взял лежавший на нем букет, спустился с ним в зал, и прошел примерно до его середины.
На  этом ряду в самом углу сидела маленькая щуплая женщина. Как она впоследствии сама рассказывала, она и подумать не могла, что речь идет именно о ней. Он громко обратился к ней: «А ну-ка, Клавдия Исаевна, выбирайтесь из уголочка, в который Вы забились.»
Она наконец узнала его, но была страшно смущена. Когда она выбралась со своего ряда, он слегка отстранился от нее, низко поклонился и при этом громко сказал : «Этот поклон мне завещан моим наставником»
 Потом подошел к ней, вручил букет, взял ее на руки и несколько раз покрутил по залу. Все учителя стоя аплодировали.  Когда он отпустил свою ношу, то произнес: «Кто сказал, что у учителей никогда нет радостей. Одни горести. Вот вам живой пример, когда человек  публично признает, что учительница  сельской школы, помогла ему стать на правильную дорогу.»
Он поцеловал ее и помог возвратиться на свое место.
После такой неожиданности, она еще некоторое время не могла придти в себя.
В своей многолетней работе мама мало была избалована похвалами.
За не совсем простой характер и прямолинейность на ее жизненном пути ей встречалось немало  сложностей.
Но в тот день, придя домой, она нам громко заявила:
«ВЕДЬ Я ВАМ ГОВОРИЛА, ЧТО МОЯ ПРОФЕССИЯ НАИЛУЧШАЯ»
Дай то Бог, чтобы такую фразу могли повторить миллионы учительниц,  и в первую очередь сельских, кто точно знает, что такое «школа», со всеми ее проблемами,  и чаще всего сама и решает их, отдавая ей всю свою жизнь.
Низкий Вам поклон