К вопросу о Р. Драмба и его конструкторах

Краузе Фердинанд Терентьевич
Робот по имени Драмба появляется в повести АБС “Парень из преисподней” для того, чтобы оставить неизгладимый след в памяти читателя.

Признаться, Р. Драмба превзошёл своих собратьев, вышедших из мастерской Великого Айзека Азимова.

Чем превзошёл, спросите вы?
Превзошёл всем, ответим мы.
 
Во-первых, Р. Драмба по своим техническим характеристикам значительно отличается и превосходит уже упомянутых роботов.

Во-вторых, Р. Драмба сконструирован без соблюдения Трёх Законов Робототехники.
 
И если первое наше утверждение, для внимательного к деталям читателя, не требует дополнительной аргументации, то второе утверждение нуждается в доказательствах.
 
Осмелимся напомнить читателю содержание Законов робототехники.

Первый Закон:
Робот не может причинить вред человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинён вред.
 
Второй Закон:
Робот должен повиноваться всем приказам, которые даёт человек, кроме тех случаев, когда эти приказы противоречат Первому Закону.
 
Третий Закон:
Робот должен заботиться о своей безопасности в той мере, в которой это не противоречит Первому и Второму Законам.
 
По этим законам проектировались и создавались роботы Азимова.
 
Обращаем внимание на то, что миры, в которых создавались и обитали роботы Азимова, были мирами суть капиталистическими и империалистическими.
Однако проектировались эти роботы по законам, которые сами люди соблюдают крайне редко, если вообще соблюдают.

Не секрет, что Азимов наделял своих роботов качествами, свойственными хорошим, честным и добрым людям.
 
Невероятно, но робот Драмба, созданный людьми, живущими в светлом Мире Полудня и являющемся суть развитым коммунизмом, запроектирован совсем не так.
 
Сначала всё, вроде бы, нормально.

-----------------------------------------------------
Цитата:
— Значит, ты готов выполнить любое мое приказание? — спросил Гаг.
— Да, господин. Если это в моих силах.
— Ну, хорошо… А если я прикажу тебе одно, а… м-м-м… кто-нибудь еще — совсем противоположное? Тогда что?
— Не понял, кто отдает второе приказание.
— Ну… м-м-м… Да все равно кто.
— Это не все равно, господин.
— Ну, например, Корней…
— Я выполню приказ Корнея, господин.
Некоторое время Гаг молчал. Ах ты скотина, думал он. Дрянь этакая.
— А почему? — спросил он наконец.
— Корней старше, господин. Индекс социальной значимости у него гораздо выше.
— Что еще за индекс?
— На нем больше ответственности перед обществом.
— А ты откуда знаешь?
— Уровень информированности у него значительно выше.
— Ну и что же?
— Чем выше уровень информированности, тем больше ответственности.
-----------------------------------------------

 То есть, до Гага (и до читателя) доводится мысль, что Драмба не будет выполнять приказания, противоречащие неким Законам, заложенным в его мозг.

А мы и верим.

Ведь как прекрасен Мир Полудня, мир развитого коммунизма, который нам показали АБС!

И люди, живущие в этом Мире, тоже прекрасны как телом, так и душою, поступками, мыслями, сформированными Кодексом строителя коммунизма…
 
А мы и верим, ведь АБС гениально всё придумали!

Вспомним сцену на крыльце дома Корнея.
Там, где Гаг не может сам взять в руки оставленное оружие и приказывает Драмбе.

Цитата:
— Рядовой Драмба, — сказал я негромко.
— Слушаю, господин капрал, — отозвался он как положено.
— А ну-ка, иди за мной.
Вышли мы обратно на крыльцо. Оружие лежит, никуда не делось.
— Подай мне вот эту, крайнюю, — говорю. — Только осторожно.
— Не понял, господин капрал, — гудит эта дубина.
— Чего ты не понял?
— Не понял, что именно приказано подать.
Провались ты! Мне-то откуда знать, как это называется?
— Как называются эти предметы? — спрашиваю.
Драмба заработал ушами и рапортует:
— Трава, господин капрал. Ступени…
— А на ступеньках? — спрашиваю я и чувствую, что меня мороз по коже начинает продирать.
— На ступенях пыль, господин капрал.
— А еще?
Впервые Драмба промедлил с ответом. Долго молчал. У него, видно, тоже шестеренка за шестеренку зашла, как и у меня.
— Еще на ступеньках имеются: господин капрал, рядовой Драмба, четыре муравья… — Он снова помедлил. — А также всевозможные микроорганизмы.
-----------------------------------------------------------

Гениально!

Драмба не видит оружия вообще!

Без сомнения – Р. Драмба сконструирован на основе Трёх законов Робототехники?

Знак вопроса поставлен потому, что несколькими страницами ранее, тот же Драмба по приказанию Гага почти повалил обелиск, установленный на братской солдатской могиле.
 
Даже Гаг, человек из другого мира и другой эпохи понимал, что к чему.

Цитата:
Он посмотрел на обелиск. Гадко это, вот что. Солдаты ведь лежат… Герои. За что они там дрались, с кем дрались — этого я толком не понял, но как они дрались — я видел.
Дай бог нам всем так драться в наш последний час. Ох, не зря Корней показал мне эти фильмы. Ох, не зря… В душе у Гага шевельнулся суеверный ужас.

Мы берёмся утверждать, что Р. Драмба сконструирован по иным законам.
 
Ведь именно Р. Драмба изготавливает для Гага автомат - орудие убийства, нарушив, тем самым, все три Закона Робототехники.
 
Пора вспомнить о конструкторах Р. Драмбы.
 
С ними тоже что-то очень не в порядке.
 
Корней и сотоварищи-заединщики готовят военный переворот на планете Гиганда.

Понятное дело, что прольётся море крови, но: “… дело прочно, Когда под ним струится кровь.” 

Вспомним фразу Драмбы об ответственности перед обществом, об уровне информированности и Индексе социальной значимости Корнея…

 
И Корней действует не один.

За его спиной стоят Комкон-1, Мировой Совет, опытнейшие специалисты и самый добрый человек - Леонид Андреевич Горбовский.
 
И, ведь, что интересно?
 
Когда сами осуществляем прогрессорскую деятельность – всё путём.

А когда появляется подозрение, что Странники занимаются тем же самым на Земле, то – демократия в опасности!

А глаза у них - такие добрые...