Странное стечение обстоятельств

Наталия Кроль
У меня такое уже было, когда меня захватила история боя у села  Судьбищи . Я случайно наткнулась на упоминание об этой битве. Я очень любила в школе историю, особенно государства Российского и древнего мира. Но про эту битву видом не видала и слыхом не слыхала. И это было очень обидно. А ведь она упоминалась не только в Российской хронике, но и в турецкой. Сам султан Сулейман Великолепный велел внести запись об этой битве в турецкую хронику , хотя в ней был побеждён его личный воспитанник, Девлет Гирей. Это почти единственная битва , в которой не участвовала турецкая армия и тем не менее внесённая в турецкую хронику. Дань уважения. И тогда я прочитала всё что смогла найти об этой битве. Стихотворение не получалось , но и не отпускало меня. И только когда я почувствовала себя там, на ратном поле, всё получилось. А ведь битва произошла в 1555году. Во времена Ивана Грозного.
А тут я писала о том , как мой сын со товарищи и я пекли картошку в костре. Там лес был одним из главных героев рассказа. И тогда я наткнулась на историю семьи кохомских фабрикантов Ясюнинских. Это потрясающая история, все участники которой, все без исключения, сильные, честные и благородные люди.
События происходили в маленьком городке с древне-угорским названием Кохма. Тогда это была Шуйская губерния, куда входили Шуя, Иваново-Вознесенск, Кохма и  Кинешма, если я не ошибаюсь.
Отец семейства был крепостным польской дворянки Ясюнинской. У него была неграмотная жена, 2 старших сына и 4 дочери. Он решил выкупить себя и свою семью из крепостной зависимости. В те времена , отпущённые на волю крепостные, как правило, получали фамилию господ. Отсюда польская фамилия у русских людей.
Он подписал договор с барыней. Подобный договор не обязывал господ к выполнению. Но госпожа Ясюнинская устно дала слово чести дворянской. И он посчитал, что не может быть лучшей гарантии.
Ясюнинский решил заняться ткачеством и организовал маленькую фабрику. Дело пошло хорошо и он начал строить фабрику побольше. И вот, в самый разгар стройки, он упал с лесов и умер. А ведь ему было всего где то 35-40 лет.
 Его жена поняла, что теперь она и её дети опять станут крепостными. Она побежала к барыне, а та ей сказала, что считает этот договор, договором со всей семьёй и что ей самой интересно, как они справятся.
 И тогда безграмотная женщина решила сцепить зубы, продолжить дело своего мужа и выкупить себя и детей. Первое, что она сделала, это попросила сыновей научить её писать и читать. Сначала все документы ей читал один из сыновей ,а она ставила внизу крест , вместо подписи. Но уже через 3 месяца она научилась писать и читать. Баба она была сильная, ловкая и с цепким умом. За несколько лет она сумела не только выкупить себя и своих детей и расширить фабрику, но и отправить сыновей учиться в университет. Но при этом она всегда учила своих детей помнить, кто они есть и не обижать людей.
 Как только старший сын закончил университет, она отдала ему фабрику. Потом второй сын закончил университет и пришёл на помощь брату.
Кохма находится в низине и фабрика, как бы сказали сейчас, очень портила окружающую среду. Что бы рабочим было легче дышать и что бы они меньше болели, братья Ясюнинские насадили огромный лесопарк вокруг Кохмы, в самом городе и на взгорье. И хотя от этого леса осталась примерно четверть, до сих пор он стоит и защищает здоровье рабочих. Вот такая история.
Как оказалось, все до единого фабриканты Шуйской губернии были самовыкупленными дворовыми.