Об огне Божьем

Людмила Возняк
                Начало http://www.proza.ru/2016/11/05/1239


«Кто из нас может жить при огне пожирающем? Кто из нас может жить при вечном пламени?»(Ис.33:14)




Некоторые читатели подумали, что в прошлых темах я предлагала вычислять «каинов», и тащить их на жертвенник, на огонь. Ужас! И я поспешила внести разъяснение, что два брата, и их противостояние – это притча. Потому что «каин» и «авель» живут в каждом человеке в разных соотношениях. Это двойственность человека вследствие греха:

«Ты ввел нас в сеть, положил оковы на чресла наши,
посадил человека на главу нашу»(Пс.65:11,12).

«В кротких сердцах почивает Господь, а мятежливая душа — седалище диавола» препод. Иоанн Лествичник

Пока мы мятежны, на голове(или в душе) сидит этот «человек».

Для этого «человека», а в прошлых темах я называла его «тюремным стражем», «каином», "бараном", вторым «я», «диаволом», предусмотрен жертвенник. А главным элементом жертвенника является огонь. Значит для «баранов» предусмотрен огонь Божий. «Баран» вовсе не невинное «животное», как думают некоторые. Он такого натворил, и продолжает, что остановить его может только огонь Божий. Но отправить на жертвенник, на огонь, можно только своего "барана",т.е "каина".

«Баран» - жертва для искупления грехов -

«Мы вошли в огонь и в воду, и Ты вывел нас на свободу»(Пс.65:12).

Только после Божьего огня обретается свобода от этого «животного».

Я не призываю к самосожжению и к живодерству… Потому что огонь Божий – это тоже притча, метафора, во всяком случае пока.

Искупление грехов – это исправление.

Самый первый способ исправления грехов - увещевание, просвещение посредством слова.

"Востань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей."
А.С.Пушкин

“Глагол” (устар.) - слово.

«Жечь» глаголом, т.е.словом сердца людей, значит говорить смело, ярко, вдохновенно, чтобы слово доходило до сердца слушающего. Так же это относится и к написанному слову.

Пример из литературы:
«Он был писатель по природе, но ничего выдающегося не произвёл и не «жёг глаголом сердца людей» М. Салтыков-Щедрин, «Имярек»
И, наоборот:
«Не будучи «учеными», в буквальном смысле этого слова, эти люди будили общественное чувство и в высшей мере обладали даром жечь глаголом сердца» М.Салтыков-Щедрин «Пошехонская старина»

Смысл этой пушкинской метафоры - «глаголом жги сердца людей» - означает также, волновать, беспокоить, в общем, духовно воздействовать.

Это уже много веков делают Священные Писания – и волнуют, и беспокоят, и всячески духовно воздействуют.


Слово Божие к евреям было законом и звучало в огне и курении дыма:

« Господь пришел от Синая, открылся им от Сеира, воссиял от горы Фарана и шел со тьмами святых; одесную Его огнь закона»(Втор.33:2),

«Воспламенилось сердце мое во мне; в мыслях моих возгорелся огонь; я стал говорить языком моим»(Пс.38:4),

«не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание?»(Лук.24:32),

«вера от слышания, а слышание от слова Божия»(Рим.10:17).



Далее, к огненным средствам воздействия на человека относятся испытания:

«Возлюбленные! огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного»(1Пет.4:12),

«С великою радостью принимайте, братья мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение...»(Иак.1:2),

«Пострадают некоторые и из разумных для испытания их, очищения и для убеления к последнему времени»(Дан.11:35),

«И было после сих происшествий, Бог искушал Авраама»(Быт.22:1-2),

«Без попущения искушений невозможно познать истину» Исаак Сирин,

«Испытания даются нам для того, чтобы мы поняли, что делаем что-то не так» Рушель Блаво,

«Не кляните жизнь за то испытание, которое она вам дала. Лучше подумайте, что вы должны из этого понять? Когда вы постигнете урок, жизнь изменится» Рушель Блаво


Для чего нужны испытания? Может быть, можно как то без них?

Если говорить символическим языком, то для получения однолетнего агнца мужского пола, без пятна и какого-либо порока.

А если говорить обычным языком, то рассмотрим сначала, что такое испытания, искушения на примере Быт.22:1 и 1Петр.4:12:

Быт.22:1
искушал

Варианты перевода:
3985, ;;;;;;;
1. пытаться, делать попытку;
2. испытывать, подвергать испытанию; 3. искушать, пытаться совратить или уловить; как сущ.искуситель; LXX: 05254 (;;;;).

Словарное определение для ;;;;;; :
1) делать попытку, пытаться;
2) подвергать испытанию, испытывать, пробовать;
3) пытаться захватить;
4) соблазнять;
5) изведать, узнавать (по опыту), убеждаться.

1Петр.4:12
искушения
Варианты перевода:
3986, ;;;;;;;;;
1. искушение; 2. испытание; LXX: 04531 (;;;;;;;), 06045 (;;;;;;;;).

Словарное определение:
;;;;;;;;; ; искушение, испытание (;;;;;;;;; ;;; ;;;;;;;;; Novum Testamentum (Новый Завет I-II вв. н.э.)).

Слова из Быт.22:1 и 1Пет.4:12 переведенные как искушал - 3985, ;;;;;;;, искушения - 3986, ;;;;;;;;; являются вероятно однокоренными. Тогда можно обобщить их переводы, получим: искушение, испытание, соблазнить, совратить, изведать, узнать, убедиться…

Испытание подобно сдачи экзамена на того, кем претендуешь быть, например на инженера, или на …Человека. И как во всяком институте, в жизни тоже много экзаменов.

Например, Петр и остальные ученики Иисуса Христа думали, что за своего Учителя они готовы и в темницу, и на смерть, а в решающий час, послуживший им испытанием, оставивши Его, бежали. Более всех говоривший о своей верности Христу Петр - трижды отрекся от Него. Все это показало испытание. А без испытаний и искушений как узнаешь о своих слабостях, недостатках?

« пусть испытает меня, - выйду, как золото»(Иов.23:10), или пойму над чем еще работать.

После успешно сданных экзаменов в институте дается диплом. Это уже специалист. Испытание делает испытуемый предмет более ценным, подобно золоту и серебру после очистки от примесей.

«Как огонь в плавильне испытывает золото и серебро, так и в напастях и бедствиях испытываются души смертных» Ефрем Сирин

«И кто выдержит день пришествия Его, и кто устоит, когда Он явится? Ибо Он - как огонь расплавляющий и как щелок очищающий, и сядет переплавлять и очищать серебро, и очистит сынов Левия и переплавит их, как золото и как серебро, чтобы приносили жертву Господу в правде» (Мал.3:1-3).

Кто выдержит? Тот, кто расплавился и очистился от инородных примесей.

Хочу привести поучительный рассказ-притчу:


Плавильщик серебра.

Один отрывок из Библии озадачил женщину: «И Он сядет переплавлять и очищать серебро…» (Мал. 3:3). Она размышляла , пытаясь понять – что же означает этот текст, что говорит он о характере Бога, о том, какой Он. Она решилась изучить процесс очистки серебра. На неделе она позвонила серебряных дел мастеру и попросила назначить время, когда ей можно будет прийти и понаблюдать за его работой. Она ни словом не обмолвилась о причине своего интереса, просто сказала, что ей любопытно: как происходит процесс очистки серебра. Она наблюдала за тем, как мастер держал кусок серебра над огнём, пока он не нагреется. Он объяснил ей, что для очистки серебро необходимо держать посреди огня, там, где пламя самое горячее, чтобы выгорели все примеси. Женщина задумалась о том, что Бог держит нас посреди такого горячего пламени. А потом она опять задумалась над текстом, который говорит: «И Он сядет переплавлять и очищать серебро…» Она спросила мастера, правда ли, что он должен сидеть здесь, перед огнём, в течение всего времени очистки серебра. Мастер ответил, что да, не только он должен сидеть и держать кусок серебра, но ему нельзя спускать глаз с этого серебра в течение всего времени, пока оно в огне. Если продержать серебро в пламени даже чуть-чуть дольше, чем нужно, то оно будет испорчено.Женщина помолчала немного. Затем она спросила серебряника: «А как вы узнаёте, что уже пора, что серебро уже полностью очищено?».Он улыбнулся и ответил: «А это легко – когда я увижу в нём своё отражение».

Агнец – это отражение Бога огня, Его образ и подобие…

Агнец, если вы помните должен быть однолетний, мужского пола, без пятна или  порока.

Чтобы его получить Бог использует огонь… обстоятельств, огонь искушений, огонь слова…

«Ибо всякий огнем осолится»(Мар.9:49).

Божий огонь одинаковый, но для одних он спасение, для других гибель. Агнцы рождаются в огне, это их стихия. Но агнцу неоткуда взяться, пока на жертвенник, в пламя жертвенного огня не будет положен баран, «человек с головы»(Пс.65:11,12).

Бараны "производят" агнцев, ведь

«не духовное прежде, а душевное, потом духовное»(1Кор.15:46),

« сеется тело душевное, восстает тело духовное»(1Кор.15:44).

Все для духа, «все для победы», для достижения требуемого для него состояния кондиции - без пятна или порока.


«Между телом и духом существует постоянная связь и взаимодействие. Все то, что происходит в душе человека в течение его жизни, имеет значение и необходимо только потому, что всякая жизнь нашего тела и души, все мысли, чувства, волевые акты, имеющие начало в сенсорных восприятиях, теснейшим образом связаны с жизнью духа. В духе отпечатлеваются, его формируют, в нем сохраняются все акты души и тела. Под их формирующим влиянием развивается жизнь духа и его направленность в сторону добра или зла. Жизнь мозга и сердца и необходимая для них совокупная, чудно скоординированная жизнь всех органов тела нужны только для формирования духа и прекращаются, когда его формирование закончено, или вполне определилось его направление»
Св. Лука Крымский (Войно-Ясенецкий)

Исходя из слов архиепископа Луки, получается, что жизнь на земле дает человеку самое главное – формирование его духа. Этого больше нигде не получишь. А что сформировал, с тем и предстанешь…

Поэтому испытания есть необходимые ступени к формированию духа. Избежать их невозможно вплоть до самой смерти. Но как говорят святые отцы православной церкви, их следует переносить терпеливо и с благодушием.

«Кто из нас может жить при огне пожирающем»(Ис.33:14) -

Тот, кто сам огонь, агн_ец.

Тогда перспектива такова:
«-Геронда, а что значат слова апостола Павла: «Бог наш огнь поядаяй естъ»[ Евр.12:29]?
- Если в топку бросишь бумагу, мусор, разве они не сгорят? Вот также и в духовном человеке: все, чем ни бросает в него диавол, сгорает. «Огнь поядаяй»!
Когда возгорится в человеке божественное пламя - сгорает все. Не прилипают уже скверные помыслы. То есть диавол не перестает кидать в него скверными помыслами, но человек духовный «огнь есть» и пожигает их. И потом диавол устает и прекращает [брань]. Потому и говорит апостол Павел: «Вся чиста чистым». У чистых все чисто, ничего нечистого нет. Чистых если и в болото бросить, они останутся чистыми, как солнечные лучи, которые, на что бы ни упали, остаются светлы и чисты» Старец Паисий Святогорец

Агнец - это непорочный, праведный Божий огонь, горящий внутри духовного человека. Поэтому «для чистых все чисто»(Тит1:15). «Чуждый огонь» Надава и Авиуда здесь совершенно без_полезен.


«Впрочем близок всему конец»(1Пет.4:7).

Конец – делу венец.

«Конец» — то же, что исполнение, совершение, цель. На жертвеннике заканчивается двойственность. «Человек на голове» умаляется, умаляется, умаляется… Потому что в истинном смысле «конец» – это Иисус Христос, Агнец Божий.

Но «испытания не служат врачевством для гордого, потому что злое растение укоренилось в нем»(Сир.3:28)

"не от Господа ли Саваофа это, что народы трудятся для огня…?"(Авв.2:13).

Будет ли в конце Кали - Юги огонь метафорой?



Продолжение следует http://www.proza.ru/2016/11/10/1029