Фильм Пепел и алмаз

Павел Захаров 2
Фильм "Пепел и алмаз", безусловный, шедевр мирового искусства. Просто образцовый пример, как нужно снимать драмы, и поднимать важные проблемы. Не муторно - натужно, а так, что бы искры летели от экрана, и что бы напряжение росло с каждым часом.
Скажу сразу же, что это очень религиозная картина. Не случайно, несколько важных сцен происходит в церкви.
Это первая сцена, когда убивают невиновного на пороге церкви, и сцена прозрения главного героя, когда он видит того самого убитого и ужасается от его вида. Убивать в экстазе это одно, а видеть дело рук своих - немного другое. Перевернутый крест - это тоже один из важных символов мира. Он именно перевернут, как перевернут и весь мир главного героя.
Тут уж важен политический мотив. Герой начал воевать за своих, за Польшу, но неожиданно выяснилось, что Польша будет коммунистической, и он, вроде как чужой на празднике победителей. Не случайно почти весь фильм идет банкет по случают Победы. Но герой на него выглядит незваным гостем, хотя он тоже воевал за свою Польшу. В картине есть боль поляка, патриота своей страны, который не хочет, что бы его страна была коммунистической.
В какой-то мере, очень не случайно, главный герой - вроде бы и враг, но именно этот враг стал образцом для подражания во всем социалистическом лагере. Этот враг очень уж получился симпатичным.
Символически и то, что герой прячет свои глаза от света. Он словно крот вынужден скрываться в темноте. Но за этим его жестом стоит и очень важное событие - это восстание в Варшаве, которое до сих пор является болью для всех поляков. Польские историки винят в поражении этого восстания именно Красную Армию. Но тогда восставшие дорого заплатили за свою восстание: гитлеровцы буквально затопили город кровью. И все это видел главный герой.
Не случайно и поэтическое название фильма. За пеплом порой можно и не увидеть алмаз. И сам главный герой - не тот ли алмаз, спрятанный за пеплом. И он вынужден погибнуть от польской пули и умереть на свалке. Смерть, безусловно, носит символический характер. Но Вайда дает зрителям надежду. Сын убитого коммуниста, сам враг, еще может быть, прозреет.
Режиссер снял фильм, что глаз нельзя оторвать от экрана. И фильм нисколько не устарел, хотя прошло уже много лет. Он на вечную тему: победа и ее плоды. Они не бывают только сладкие, иногда они имеет очень горький привкус. Война никогда не проходит бесследно.
Остается удивляться только человеческой смелости режиссера. По сути он показал, что враги коммунистической Польши, тоже были хорошими людьми. Они тоже воевали против нацизма. То, что произошло после, это трагедия. Зрители, конечно, не знали о Хатыни. Если бы знали, то это по - другому высветило образ поручика - второго главного героя картины. Он воюет против нацизма, и против большевизма, ибо была такая трагедия Хатынь. И он не может принять Польшу такой, какой ее видят коммунисты. И он тоже обречен погибнуть от пули. Гражданская война - иногда страшнее, чем война между государствами, ибо свой убивает своего. И льется много невинной крови.
Очень верное режиссерское решение: все действие происходит в одни сутки. Почти все действие сосредоточено в отеле небольшого городка, где происходит празднование Победы. Но это праздник не для всех. И важная часть действия происходит в кулуарах праздника. И нет ни одного поляка, которого не коснется бы эта трагедия.
Трагедия эта и до сих пор актуальна. Как человечески, так и политически. И фильм про людей, которые оказались в жерновах этой трагедии, и за это заплатили жизнью.