Честь имею!

Ольга Анцупова
На снимке - Масленников Николай Иванович, 1941 год

                Сборник "Из школьных сочинений дочери" (г.Североморск, 2000 год)


Удивительно, как порой складываются Судьбы отдельных людей! Один из моих прадедов – Масленников Николай Иванович – был щедро одарен природой многими талантами: он легко осваивал иностранные языки, обладал прекрасным баритоном, великолепно рисовал. Перед самой войной Николай Иванович окончил Ленинградскую консерваторию и Артиллерийскую академию. И с первого дня боев оказался на фронте, был не единожды награжден за боевые подвиги.

Но однажды в страшнейшем сражении он получил тяжелое ранение в голову. Санитары, увидев, что у офицера снесено почти полголовы, посчитали его мертвым и оставили на поле боя. И вот в таком бессознательном состоянии прадедушка Николай попал в плен к немцам.

Там в немецком лагере хирурги, проводившие медицинские эксперименты на военнопленных, сделали ему уникальную операцию и – дед остался жив. Жив с пульсирующей пластиной в черепе на одну четверть поверхности головы! А далее – предложение немцев русскому офицеру, свободно владеющему несколькими языками, о сотрудничестве. Отказ, побег, травля собаками, пытки. Снова побег, снова побои и пытки. После освобождения из плена дед Николай оказывается уже в советском лагере для бывших военнопленных. Едва выжил.

Когда разобрались в обстоятельствах пленения, и вскрылось его участие в   подпольной диверсионной группе в немецком концлагере, Николая Ивановича Масленникова с почестями освободили из лагеря, вернули звание, ордена, квартиру в Ленинграде. Но мой прадед отказался от всего, взял только ордена, сказав при этом: «Их дала мне Россия. За нее я проливал кровь. Честь имею!».

Может, кто-то и не понял его поступка, но в нашем роду Николая Ивановича поддержали. Что бы в этой жизни ни случалось с нами, как бы ни ломала нас Судьба, но у представителей нашего рода есть только два крыла в этой жизни: Россия и Честь! Никакие обиды или страх перед расправой в годы смут и перестроек ни одного человека из нашего рода не заставили покинуть Россию. Мы присягали сердцем своим на верность ей и на российской земле мы должны окончить наш путь!   
 
Тридцать лет назад (прим. - сочинение написано в 2000 году) Николай Иванович Масленников вечером в ЦПКиО г.Ленинграда закрыл собой какую-то молодую женщину от руки пьяного отморозка с ножом. Старческих сил хватило только на то, чтобы вцепиться в парня и дать возможность убежать женщине. Милиция подоспела в тот момент, когда тот буквально добивал моего прадедушку.

В машине «Скорой помощи» Николай Иванович ненадолго пришел в сознание.  На вопрос врача – зачем старый человек пошел против вооруженного бандита, когда вокруг было столько молодых мужчин, мой прадед ответил: «Я – русский офицер!». До больницы он не доехал. Последними словами Николая Ивановича Масленникова на этой земле были: «Честь имею!»

Запомнились слова одного из свидетелей происшествия в парке – тридцатилетнего мужчины, спортсмена-самбиста. Его спросили, почему он не помог старику. Ответ был прост: «У меня жизнь одна»…

Жаль, что после Николая Ивановича не осталось детей. Его жена, хрупкая девушка Анна, умерла от туберкулеза через три месяца после свадьбы. И с того самого дня мой прадедушка - красавец, интеллигентнейший человек, офицер - не посмотрел ни разу ни на одну женщину.

Удивительно, как порой складываются Судьбы отдельных людей…