Иешуа

Наина
С образом Иешуа в романе " Мастер и Маргарита" получается очень четкая картинка.

Я вижу две линии, и обе главные, но в разных плоскостях.

Первая - огромная философская мысль, связанная с пониманием миссии  Иисуса, поскольку не станем же мы отрицать, что без знакомства с Евангелием роман понять невозможно.

Эта мысль заключается в следующем.

На смену Закону Справедливости, основополагающему в Ветхом Завете, закону религии иудеев,  пришел Закон Милосердия, принесенный Христом для всего человечества. В основу Закона Милосердия легла мысль о том, что человек слаб и он нуждается в прощении. И этот закон перевернул мир.

Именно поэтому Каифа настаивал на казни  никому не известного безобидного  " юного философа".

" -Вспомнишь ты тогда спасенного Вар-раввана и пожалеешь, что послал на смерть философа с его
мирною проповедью! ( Понтий Пилат)
; Веришь ли ты, прокуратор, сам тому, что сейчас говоришь? Нет, не веришь! Не мир, не мир принес
нам обольститель народа в Ершалаим, и ты, всадник, это прекрасно понимаешь. Ты хотел его
выпустить затем, чтобы он смутил народ, над верою надругался и подвел народ под римские мечи!
Но я, первосвященник иудейский, покуда жив, не дам на поругание веру и защищу народ! Ты
слышишь, Пилат? ; И тут Каифа грозно поднял руку: ; Прислушайся, прокуратор!
Каифа смолк, и прокуратор услыхал опять как бы шум моря, подкатывающего к самым стенам сада
Ирода великого. Этот шум поднимался снизу к ногам и в лицо прокуратору. А за спиной у него, там, за
крыльями дворца, слышались тревожные трубные сигналы, тяжкий хруст сотен ног, железное
бряцание, ; тут прокуратор понял, что римская пехота уже выходит, согласно его приказу, стремясь
на страшный для бунтовщиков и разбойников предсмертный парад.
; Ты слышишь, прокуратор? ; тихо повторил первосвященник, ; неужели ты скажешь мне, что все
это, ; тут первосвященник поднял обе руки, и темный капюшон свалился с головы Каифы, ; вызвал
жалкий разбойник Вар-равван?"

Этот диалог между Понтием Пилатом и  первосвященником Каифой - ключ к пониманию  первой линии.

Вторая линия связана с судьбой самого автора романа. Которая похожа на судьбу Иешуа. Поэтому и не Иисус, а Иешуа, не пророк, а юный бродяга в рваном хитоне.
 И здесь хочется сказать о  полемике вокруг "Иешуа - это Иисус или не Иисус?".

Есть два понятия в литературе.

Прообраз и прототип.

Это не одно и то же.

Прообраз- это идеал, маяк, свет во мгле ночи, ориентир и символ.

Прототип - реально действующее лицо, положенное в основу образа.

Не мог же Булгаков в самом деле  олицетворять себя с Иисусом.

Но с Иешуа как с человеком, принесшим в мир идею, новое слово, то есть с творцом, вполне возможно. И здесь их судьбы параллельны, поскольку Булгаков  как творец тоже был не понят, оклеветан, распят  завистниками, проходимцами от литературы и выжигами, получавшими от звания " писатель" всевозможные льготы.

Поэтому Иисус - это  прообраз Иешуа.