Вместо предисловия

Ольга Анцупова
Фотография из Семейного Архива. Масленниковы, 1940 год.

Перебирая недавно школьные сочинения и рефераты своей, уже давно выросшей дочери, я наткнулась на целый «цикл» её работ, связанных с историей нашей семьи.

Сразу вспомнилась замечательная учительница русского языка и литературы Североморской школы № 12 – Глинская Надежда Викторовна. Именно она в 90-х на одном из родительских собраний неожиданно озвучила тему домашнего сочинения «Моя родословная», подчеркнув при этом, что без помощи старшего поколения детки объективно ничего написать не смогут.

Откуда-то с задних рядов раздался недовольный голос одного папы:
- Вы что, Надежда Викторовна, шутите? Я толком о своей-то бабушке по линии отца ничего не знаю, откуда мне знать про её родителей?

- А Ваш папа жив? – поинтересовалась учительница.
- Вместе с нами живет, - последовал ответ.
- То есть никто Вам не мешает хотя бы теперь поинтересоваться, откуда он родом, кто были его предки, чем занимались? Вот и ответ на Ваш вопрос.

Мужчина не успел ничего ответить, как какая-та бабушка грустно сказала:
- Да кому сейчас это надо? Народ перестройку проклятую расхлебывает, о хлебе насущном думает, о себе забывает. А Вы хотите, чтобы он о предках помнил…

- Да и какая разница, кем был мой прадед или прабабка? – фыркнула молодая мамочка. – Да хоть фараоном! Я проживаю свою собственную жизнь. Мои дети проживут свою. И кто был до нас, кто будет после нас – неважно.

В классе разгорелся спор. Не хочу сказать, что позицию женщины поддержали многие, но она не осталась в одиночестве. Тем более что аргументы об «Иванах, не помнящих родства», цитаты великих мыслителей прошлого и даже призывы некоторых бабушек «к совести», звучали по большому счету не очень убедительно, если учесть ситуацию, царящую тогда в стране.

Положил конец всем спорам, как это ни странно, тот самый папа, который и начал дискуссию:
- Короче! Я тоже считаю, что моя карьера, материальный достаток и будущее моего сына совершенно не зависят от того, будет он знать, кем работала его прабабка или нет. Я даже уверен, что приключения какого-нибудь Штирлица покажутся ему гораздо интереснее, чем приключения всех его предков, вместе взятых. Но мне, например, самому стало любопытно, где мои корни. Почему бы и не попробовать поковыряться в прошлом?...

Вот так вот и начал «ковыряться в прошлом» весь наш класс. Поиски «корней», благодаря энтузиазму Надежды Николаевны и азарту многих родителей  растянулись на несколько лет.

И мне показалось интересным, литературно обработав детские «исследования»,  оформить их на Прозе отдельным сборником. Так что, объективно говоря, этот сборник написан в соавторстве мамы и дочки.

Итак:
"Жива назло Судьбе..." - http://www.proza.ru/2016/11/09/684
"Мой дедушка" - http://www.proza.ru/2016/11/09/565
"Без вести пропавший" - http://www.proza.ru/2016/11/09/528
"Честь имею!" - http://www.proza.ru/2016/11/09/525
"Можно ли влюбиться в молнию?" - http://www.proza.ru/2016/11/09/519
"Имя ей - Женщина" - http://www.proza.ru/2016/11/09/508